При организации и осуществлении внутрифирменного обучения особое внимание уделяется методическому обеспечению учебного процесса, выбор которого должен производиться с точки зрения психологических особенностей обучаемых, которыми являются в основном взрослые люди. К психологическим особенностям взрослых обучаемых можно отнести обладание хорошо развитыми навыками мышления, быстрой утомляемостью, менее объемной чем у молодых людей памятью, меньшей концентрацией внимания, наличием профессионального и социального опыта и индивидуального стиля деятельности по овладению знаниями. Поэтому программа обучения взрослых требует гораздо большей четкости и строгости в определении понятий, структурированности учебного материала, системной представленности отдельных элементов курса. Практически обоснованная структура учебной программы дает возможность максимизировать эффект обучения за счет включения наиболее сильных сторон взрослых слушателей в работу по усвоению учебного материала.
При отборе методического обеспечения для обучения взрослых нужно руководствоваться следующими принципами: актуальность (взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы); участие (обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе); повторение (превращает приобретенные знания и навыки в привычку); обратная связь (обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед, что позволяет скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов).
Исходя из психологических особенностей контингента обучаемых и специфики учебного процесса можно предложить следующие виды методического обеспечения процесса внутрифирменного обучения: опорные конспекты, инструкционные карты и дидактические тесты.
Опорный конспект представляет собой предметно-знаковое средство, передающее в наглядной лаконичной форме основные содержательные вехи учебного материала одной или нескольких тем, в логике познавательной деятельности учащихся. Смысл опорного конспекта как средства обучения в том, что он через зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства вызывает из памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает понимание его структуры и тем самым способствует усвоению.
Инструкционные и инструкционно-технологические карты являются основными средствами письменного инструктирования. Эти документы включают сведения о содержании, характере выполняемого задания, требованиях к нему, материалах, инструментах, оборудовании и приспособлениях, о содержании трудовых операций и их последовательности, а также о способах и приемах организации труда, возможных ошибках и неполадках, способах их устранения.
Процесс обучения не может быть полноценным без контроля и учета того, как учащиеся воспринимают, осмысливают учебный материал. Без «обратной связи» дидактический процесс теряет смысл. В качестве контролирующих материалов в условиях внутрифирменного обучения целесообразно использовать дидактические тесты. Вместе с тем дидактические тесты, при сопровождении их иллюстрациями, могут быть не только контролирующими, но и обучающими. Многие из них, имеющие словесную, знаковую, числовую, зрительно – пространственную форму (схемы, рисунки, графики, таблицы и т. п.), могут быть применены в компьютерном варианте.
Принимая во внимание особенности взрослой аудитории, прошлый жизненный и профессиональный опыт слушателей, их мотивацию и индивидуально-психологические особенности можно заключить, что выбор адекватного методического обеспечения позволяет обеспечить высокий уровень подготовки персонала в условиях внутрифирменного обучения.
Библиографическая ссылка
Мирошин Д.Г. СОСТАВ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/8011 (дата обращения: 22.11.2024).