ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕТВЁРТОГО И ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
С.И.Ивентьев
советник Российской академии естествознания,
член Европейской академии естествознания и РФО,
юрисконсульт ООО «Ника», г.Казань
В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав – духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [5,с.19].
К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др.
В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека – Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [5,с.20].
К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
С 2008г., когда была введена в действие часть четвёртая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), российское законодательство установило новые правоотношения, касающихся интеллектуальных прав граждан и юридических лиц [1].
Согласно статье 1226 ГК РФ, на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).
В силу пункта 1 ст.1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен (пункт 2 статьи 1228 ГК РФ).
Верно В.А.Дозорцев сделал вывод о том, «что исключительные права – это принципиально иная группа прав, чем право собственности, выполняющая в отношении нематериальных объектов функции, аналогичные функциям права собственности для материальных объектов» [3,с.3].
Интеллектуальные права человека всегда связаны с понятием «интеллектуальная собственность».
Принято считать, что интеллектуальные права охватывают не только результаты интеллектуальной деятельности человека, но и его духовное творчество. С последним трудно согласиться по ниже приведённым причинам.
Интеллектуальные права непосредственно связаны с правом человека на творчество, которое было закреплено Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., Всемирной конвенцией об авторском праве от 6 сентября 1952 г. и Конституцией Российской Федерации (статьи 26, 37 и 44).
Согласно статье 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе [2].
В юридической науке право на творчество (свободу творчества) относят к первому и второму поколению прав – гражданским, культурным правам и свободам человека и гражданина [6,с.52-59].
Как нами указывалось, право человека на творчество относят к четвёртому поколению прав человека (духовно-нравственным правам и свободам человека) [4,с. 83-86; 5,с.153-157].
В традиционной науке выделяют следующие виды творчества: 1.Художественное творчество; 2.Научное творчество; 3.Техническое творчество; 4.Спортивное творчество.
Нами была предложена следующая классификация творчества: 1.Божественное
Интеллектуальные права человека в основном связаны с вышеуказанными видами творчества, за исключением Божественного и духовного творчества, морально-этического творчества высшего духовного порядка, художественного творчества, связанного с духовным созерцанием человека.
Интеллектуальные права относятся к первому поколению прав человека (гражданским правам).
В связи с интенсивно происходящими духовными процессами в нашем обществе, мы задаёмся вопросами: Можно ли распространить сферу интеллектуальных прав на духовную сферу человека, которая порой не связана с интеллектом человека, а с его интуицией и душой? Относится ли к интеллектуальной собственности полученные произведения в результате духовных озарений? Принадлежит ли пророку право авторства на Священные писания? Можно ли талант, экстрасенсорные способности человека отнести к интеллектуальной собственности?
Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, нам необходимо разобраться что следует понимать под духовностью и интеллектом.
Согласно свободной энциклопедии Википедии, «Духовность – в самом общем смысле – совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы».
Например, немецкий социолог Томас Лукман под духовностью мыслил способ сакрализации человеческого сознания, освобождающегося от зависимости от социальных структур, что создаёт беспрецедентную возможность сохранения и поддержания человеческой автономности [7,с.98].
Так, Е.А.Степанова указывает следующее: «В западных исследованиях современного состояния религии «духовность» понимается в самом широком смысле как жизнь, проживаемая в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы, образы, заимствованные из иных культурных и религиозных контекстов, а также любые другие символы, которые человек считает для себя значимыми» [8,с.127-134].
Английский социолог А.Баркер приводит следующие различия между духовностью и религиозностью: «если источник религиозности находится вне человека, то источник духовности – внутри него; если для религиозности авторитетны догматы и традиция, то для духовности – личный опыт; если в религиозности проблема теодицеи решается через отсылку к дьяволу как источнику греха и зла, то в духовности речь идёт о недостатке гармонии и/или уверенности человека в себе; если религия предполагает дихотомию «мы»/«они», то духовность имеет в виду взаимную дополнительность «мы-они»; если организационной единицей религии является институция и семья, то для духовности это личность и сеть; если коммуникация в религии основана на вертикальной иерархии, то в духовности это горизонтальная связь …» [9,с.189].
Л.Е.Корсакова и другие авторы выделяют религиозную и светскую духовность [10,с.350-356].
Например, Современный философский словарь духовность разделяет на следующие аспекты: «1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность; наполненность духом творчества, творящим духом; 3) процесс гармоничного развития духовных способностей человека», при этом светская духовность рассматривается как «перевернутая религиозная формула: вместо описания духовности как присутствия в душе человека Духа Божьего о духовности говорят как о добровольном выборе индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинении своей жизни их требованиям» [11,с.266-267].
Религиозную духовность увязывают с религиозным мировоззрением и деятельностью духовенства, а светскую духовность – умственной деятельностью человека, формой его внутренней психической деятельности (так называемый духовный мир человека) [13].
В.В.Сорокин в своей работе «Понятие совести в правовом измерении» подчёркивал, что «В России же всегда признавалось существование естественной духовности, свойственной человеческой душе изначально, по самой её природе» [12,с.2-5], тем самым, показывая нам веские основания для синтеза интеллектуальной и духовной сфер.
Понятия «духовность» и «религиозность» непосредственно связаны с так называемыми интеллектуально-духовными идеалами и ценностями человека и общества.
Например, Д.Л.Андреев отмечал, что во всех сферах жизнедеятельности человека наблюдаются два ряда различных явлений: духовный и интеллектуальный. К интеллектуальным явлениям он отнёс почти всю область науки и техники, философские (кроме духовной философии), правовые, эстетические и моральные построения, общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература. Указанный автор под духовным явлением мыслит человеческие проявления, связанные с религией, спиритуалистической или духовной философией, метаисторией, магией, высокой этикой или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений [14,с.446].
В последнее время некоторые исследователи под духовностью понимают способности человека, связанные с его интеллектом и душой (талант, экстрасенсорные и иные способности и пр.).
Под интеллектом (от лат.intellectus – познание, понимание, рассудок) понимают способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.п.
Из вышеизложенного следует, что духовно-нравственная сфера человека отлична от его интеллектуальной деятельности. Следовательно, духовно-нравственную деятельность (творчество) нельзя отнести к интеллектуальным правам человека. Здесь уместно будет говорить о духовно-нравственной собственности, а не об интеллектуальной собственности.
Согласно Проективному философскому словарю, под собственностью духовной понимают «конкретизацию свободы и ответственности личности, одна из центральных идей персонологии. В юридическом смысле – интеллектуальная собственность, обеспечиваемая авторским правом. В нравственно-философском, персонологическом плане – мера человеческой укорененности в бытии, выражение свободы и судьбы (доли, мойры). С.д. есть собственность per se, ключ к пониманию собственности как таковой, идея собственности вообще, как таковой. Границы с.д. совпадают с границами ответственности, а значит – свободы в осмыслении действительности, мотивации поступков» [15].
И.А.Латыпов верно указывает, что «основой интеллектуальной собственности выступает духовная собственность» [16,с.20].
С учётом открытия четвёртого и пятого поколений прав человека, классификация видов собственности будет выглядеть следующим образом:
1. По форме присвоения
а) Индивидуальная (личное подсобное хозяйство, личная собственность).
б) Коллективная (кооперативы, товарищества, акционерные общества, ассоциации, объединения, общества).
в) Государственная (общегосударственная, муниципальная, территориальные образования).
По нашему мнению, к духовной собственности человека следует отнести духовные и душевные проявления человека (например, пространство Любви, духовное творчество и созерцание, йога, медитация, экстрасенсорные способности, талант, духовная интуиция, пророчество, мудрость, молитва и пр.).
Божественные и духовные откровения, пророчества – это духовная собственность человечества.
Таким образом, духовные и душевные явления человека нельзя относить к интеллектуальным правам человека в связи с тем, что первые составляют основу четвёртого и пятого поколений прав человека (Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека).
Список литературы
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая)//Российская газета. № 289, 22.12.2006.
2.Основы законодательства Российской Федерации о культуре //Российская газета. № 248, 17.11.1992.
3.Дозорцев В.А.Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей/Исслед. центр частного права. – М.: Статут, 2005. – 416 с.
4.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества//Дискуссия. – 2010. – N 5. – С.83-86.
5.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. – Новосибирск: ООО «Агентство «СИБПРИНТ», 2012. – 357с.
6.Сазонникова Е.В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России//Журнал российского права. – 2009. – № 2. – С.52-59.
7.Luckmann T. The Invisible Religion: the Problem of Religion in Modern Society. – Macmillan, 1967. – P.95.
8.Степанова Е.А.Новая духовность и старые религии//Религиоведение». – 2011. – № 1. – С.127–134.
9.Barker E. The Church Without and the God Within: Religiosity and/or spirituality? In: The Centrality of Religion in Social Life. – Ashgate, 2008. – P. 189.
10.Корсакова Л.Е.Проблематика духовности: в поисках новых концептуальных подходов//Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XII международной научно-практической конференции 2–3 октября 2012 г./Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – С.350-356.
11.Современный философский словарь/ под общей ред. д.ф.н. проф. В.Е. Кемерова. – 2-е изд., испр. и доп. – Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. – 1064 с.
12.Сорокин В.В. Понятие совести в правовом измерении//История государства и права. – № 21. – 2009. – С.2-5.
13.Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова – 27-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2011. – 736 с.
14.Андреев Д.Л.Собрание сочинений. Т.2. – М.: Московский рабочий: Присцельс,1995.
15.Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под редакцией Г. Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. – СПб.: Алетейя, 2003. – 512с.
Ивентьев С.И. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕТВЁРТОГО И ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/8015 (дата обращения: 22.11.2024).