Заочные электронные конференции
 
     
Духовно-нравственные ценности молодежи в условиях неопределенности
Орлова В.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Проблема ценностей является одной из самых давно изучаемых в отечественной и зарубежной науке. Понятие «ценности» и «ценностные ориентации» имеют сложную природу, определяющуюся единством объективных и субъективных факторов. Предпосылкой формирования ценностных ориентаций субъекта является система социальных ценностей. Ценностное сознание индивида определяется и развивается в процессе социализации, когда им усваиваются ценности в обществе. В то же время в процессе усвоения тех или иных объективно существующих ценностей в сознании индивида формируются определенные оценки как внешней социальной действительности, так и самого себя, как субъекта. В результате те или иные общественные ценности могут разделяться, приниматься, либо не разделяться индивидом, истолковываться им как полезные или вредные, желаемые или нежелаемые. Должные, более значимые для индивида ценности приобретают характер потребности, обуславливающей его ориентации, которые выступают в момент жизненного решения фактором, побуждающим человека к действию, определяющим мотивацию его поступка.

Духовная жизнь молодежи имеет свои особенности, связанные с лабильностью ее сознания. Разработка теоретических и прикладных проблем духовной жизни молодежи содержится в трудах отечественных социологов: Ю.А.Зубок, С.Н. Иконниковой, И.С.Кона, Б.Т.Лисовского, В.И.Чупрова, В.Б.Чурбанова, А.И. Шендрика [1]. К перспективным направлениям исследования относятся проблемы духовной жизни молодежи в условиях неопределенности [2].

Подвижность индивидуального и группового молодежного сознания определяется неустойчивостью, а часто и маргинальностью ее социального положения, несформированностью общественного статуса, неопределенностью ролевых структур, характерных для этой социальной группы. Это во многом объясняет проблемы, возникающие в духовной жизни молодежи и различных ее групп: бездуховность, инструментализация мотивационной сферы сознания, деформация ценностных ориентации, разрушение моральных норм, антиобщественные и контркультурные проявления, агрессивность и др. Другой пласт проблем духовной жизни молодежи возникает в связи со стремлением различных сил манипулировать ее сознанием, использовать молодых людей в своих политических, экономических и др. интересах. В условиях свободы слова, политического и культурного плюрализма духовной жизни разнородна; либеральные идеи, идеи фашизма, монархизма, демократии, социализма, традиционные и нетрадиционные религии, множество молодежных субкультур образуют сложный калейдоскоп, в котором молодому человеку трудно разобраться, что и создает возможности для корыстной манипуляции массовым сознанием и молодежной среде.

Моральное сознание, включающее в себя социальный (объективный) и личностный (субъективный) аспекты, выглядит как система оценок, отражающая действительность сквозь призму одобрений и осуждений, выражается в осмыслении нравственных норм, ценностей, оценке явлений окружающей действительности, нравственном сопереживании. Нравственное поведение - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение нравственные ценности, ориентации индивида, обусловленные работой его морального сознания. Сознание определяет содержание поступков, а поведение раскрывает его. Центральными компонентами поведения являются: поступок (включающий само действие или бездействие, цель, средства ее достижения, условия совершения, результаты действия, оценка, самооценка) [3]. Во взаимодействии моральное сознание и поведение определяют содержание духовно-нравственных ценностей личности (социальной группы), уровень ее духовно-нравственной культуры. Духовно-нравственные ценности молодежи определяются как система ценностей, сформировавшаяся в процессе субъект-объектных отношений (молодежь-общество), система, в которой в неразрывном единстве и взаимосвязи представлены: знания общечеловеческих и нравственных ценностей; убеждения в их реализации в отношениях между людьми; поведение, направленное на воплощение этих знаний и убеждений в практической деятельности.

Литература.: 1. Шендрик А..И. Духовная культура советской молоде­жи: сущность, состояние, пути развития. М., 1990; 2. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. 2-еизд. М., 2003;

3. Минюшев Ф.И. Социология культуры. М., 2004.

Orlova V.V.- candidate of sociological science, docent

Tomsk state university of control systems and radioelectronics Tomsk, Russia 634050

Библиографическая ссылка

Орлова В.В. Духовно-нравственные ценности молодежи в условиях неопределенности // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4416 (дата обращения: 19.04.2024).



Сертификат Получить сертификат