Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ФАРАБИ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Нагиев Г.Г.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

УДК 300-399 /32

Политическая философия Аль-Фараби и вызовы современного мира

Нагиев Г.Г. hispolit-academy@ya.ru

МГАВиБ им. К.И.Скрябина, Москва

Вопросы происхождения и функционирования человеческого общества, принципы организации идеального государства, пути построения гражданского общества весьма актуальны в современных условиях. Идеи и взгляды мудрецов общественно-политической мысли средневековья, принципиально важны и наше время. Необходимость обращения к духовному наследию прошлого с целью извлечь из него уроки в целях обновления и оздоровления современного общества, формирования демократического правового государства. Сегодня в условиях формирующегося гражданского общества и попытки построения глобального мира с демократическими ценностями, очень актуальны воззрения средневековых авторов.

В мировой истории общественно-политической мысли Аль-Фараби абу Наср (873–950) известен как философ и ученый, уделивший немалое место разработке основных положений и принципов идеального общества, совершенного государства. Учение Аль-Фараби положило начало восточному утопическому воззрению на государство и общество. Основоположник аристотелизма на Среднем и Ближнем востоке, одним из ярчайших представителей арабоязычного перипатетизма (школа классической арабо-мусульманской философии), «Второй Учитель» (после Аристотеля) Аль-Фараби, оставил очень богатое наследие, посвященное философско-политическим вопросам, разработал концепцию об идеальном обществе, государстве и правителе.

Политическая философия Аль-Фараби продолжает линию платонизма, в то же время, для его учения характерны исконно независимое мышление, самобытность, последовательность, твердая убежденность.

Классифицируя науки, Аль-Фараби, особое место выделяет политической философии, цель которой – построить совершенное общество, создать идеальное объединение граждан. Трактаты Аль-Фараби по социально-политической философии («Трактаты о взглядах жителей добродетельного города», "Об обретении счастья", "Напоминание о пути к счастью" и др.) посвящены принципам и нормам политических объединений общин, т. е. государств.

Человеческое счастье Аль-Фараби ставит выше всех – религиозных предписаний и требований. Путь к истинному счастью у Аль-Фараби проходит через добродетели, целомудрия, благородных поступков в борьбе с противоположными действиями – злом, несовершенством. А целью государства, человеческого объединения является достижение счастья для всех граждан. Человек приобретает совершенство только тогда, когда он соответствует своей человеческой природе, приобщается к различным ценностям через общественные связи, через участие в общении. Благодаря общению, взаимной поддержке в социальном объединении, человек существует, живет и морально совершенствуется. По мнению Аль-Фараби, необходимость такому объединению возникает по причине потребности в удовлетворения своих материальных нужд. Человек и идеальное человеческое общество у Аль-Фараби, являются неотъемлемыми частями вселенной и ее своеобразной модели.

Первичной формой совершенного общества, по Аль-Фараби, является город (ал-Мадина). Общество и государство у Аль-Фараби, выражено одним понятием - «город». Идеальному "Добродетельному городу" (ал-Мадина ал-Фадила) Аль-Фараби, свойственно иерархическое построение, как в Космосе и здоровом организме человека. Биологические органы человека, взаимодействуя друг с другом, помогая друг другу, защищают здоровье и сохраняют жизнедеятельности живого существа. Части (жители) города – государства объединяются и взаимодействуют с целью защиты и продолжения совершенного и благого счастья. Одновременно, Аль-Фараби увидел разницу между биологическими и политическими составляющими. Если функции биологических органов связаны с непроизвольным рефлексом, то граждане государства добровольны и свободны в выборе.

Политические идеалы Аль-Фараби, особенно четко прослеживается в построенных ими принципах классификацию городов и человеческих сообществ. По видам истинных и ложных благ, Аль-Фараби делил города на добродетельные (идеальные) и противоположные им невежественные.

Истинная сущность жителей добродетельного города - стремиться к подлинному – высшему счастью, существовать ради защиты жизни, помогая друг другу пробрести все необходимые для совершенства. В этом городе "объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье", где царит мир и взаимоподдержка. Правитель добродетельного города обладает всеми благими качествами.

Невежественный город не знает истинного блага, преследует за наслаждениями, богатством, стяжательством. Жители этого города не стремятся к счастью, которое оценивается Аль-Фараби, как высшее интеллектуальное совершенство. Аль-Фараби более подробно описывает невежественный город, он выделяет этого города среди других недобродетельных городов. Этот город имеет множественные виды: город нужд - где стремятся удовлетворить только насущные требования выживания; город обмена - где достижение богатства есть самоцель; город низости - где царствует гедонизм; город честолюбия - где все стремятся к власти; город сластолюбия - где главенствует полная распущенность; безнравственный город - его жители знают истинные ценности, но не преследуют за ними; переменчивый город - был Добродетельным, потом отвернулся; заблудший город - его жители сбились с правильного пути, надеются то, "что счастье будет после этой жизни".

Для совершения добродетельных действий, благородных поступков необходимо определенный порядок в обществе (в городе) и совместное усилие. Государство является орудием, организованно устанавливающим правила поведения, нравственные нормы, мобилизующим своих жителей для достижения совершенного счастья.

Аль-Фараби рисовал общество будущего как совершенное и справедливое, в котором воцарятся свобода, всеобщее равенство, взаимное уважение: полное благополучие – к чему стремится современное человечество.

Изучение политической философии Аль-Фараби, позволяет сделать вывод о том, что его взгляды и идеи приобретают большую актуальность исследование Аль-Фараби в условиях создания правового, государства и гражданского общества, утверждения принципов согласия и консенсуса в обществе. В этом плане социально-политические взгляды и идеи Аль-Фараби могут стать ценным источником при политическом воспитании подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. – Алма-Ата: Наука, 1973. – 436 c.

  2. Гусейнов А.А. История этических учений. - М:. Гардарики., 2003. – 911 с.

  3. Конюхов, Л. Ф. Аль-Фараби и современный мир: Обзор и комментарии трактатов по философским воззрениям Аль-Фараби. - 2-е изд. доп.- Усть-Каменогорск: Б.и., 2003.- 120 с.: ил.

  4. Хайруллаев, М. М. Абу Наср ал-Фараби ( 873-950). – М.: 1982. – 303 c.

  5. Fakhry M.Al-Farabi, Founder of islamic neoplatonism: His life, works, and influence. Oxford: Oneworld Publications, 2002.

  6. Orhan Hülagü. Farabi ve Ibn’i Haldun’da devlet düşüncesi. Kırkambar Yayınları, Nisan 1999 – 1. Baskı – 114 sayfa.

Библиографическая ссылка

Нагиев Г.Г. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ФАРАБИ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА // Политика, политические науки, проблемы политологии.
URL: http://econf.rae.ru/article/4507 (дата обращения: 27.05.2020).



Сертификат Получить сертификат