Заочные электронные конференции
 
     
Семья в китае
Лашкевич Г.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Г.А. Лашкевич

студент группы МО-07-1

Читинский государственный университет

СЕМЬЯ В КИТАЕ

В имперском Ки­тае отношения в обществе моделировались по типу отношений в китайской семье. Конфуций считал, что именно по образцу отцовско-сыновних отно­шений - когда отец служит примером морального поведения, а сын уважаетотца и повинуется ему — должны стро­иться отношения членов общества со сво­им правителем. Семейная линия велась от отца к сыну, и, подобно тому как отец яв­лялся главой семьи, мужчины в китайском обществе главенствовали над женщина­ми, а пожилые граждане имели приоритет перед молодежью. Детям надлежало пови­новаться своим родителям, а женам - быть верными и послушными своим му­жьям.

Отношения между детьми и между чле­нами больших семей очень строго регламен­тировались — каждый имел свои обязанно­сти и функции. Дочерей выдавали замуж, как правило, не по любви, но по соглаше­нию между семьями жениха и невесты. По­сле свадьбы они переезжали в дом отца сво­его мужа. Каждый в семье знал свое место, и это положение было незыблемо.

Почитание родителей и старых людей, уважение к семье всегда было в традициях китайского народа, независимо от того, к какому социальному слою старые люди относились. Старинные праздники, в основе которых лежат китайские семейные традиции, дошли до нашего времени. Одна из главных традиций - в праздничные дни вся семья должна собраться вместе: в праздник Весны, праздник Середины осени. Уважение и почитание к старшим выражается также в праздниках День пожилых людей, День отца, День матери, которые стали отмечаться в последнее время.

Еще одним конфуцианским принципом организации семейной жизни бы­ло сыновнее благочестие - как выражение почтения к старшим. Этот принцип почтительного отношения к старшим, как по возрасту, так и по положению в обществе подкреплял культ предков, необыкновенно разви­тый у китайцев. Старшинство играло и продолжает играть центральную роль в китайских семьях и в общественной структуре, хотя в современной исто­рии Китая были моменты, когда важность старшинства обесценивалась.

Что касается положения женщин в семье, то традиционное китайское воспитание требует от женщин послушания и пови­новения супругу, даже в тех случаях, когда мужья плохо обращаются с ними, а также воздержания от демонстрации чрезмерной привязанности к своим сыновьям. Документально подтверждено, что в имперском Китае детоубийст­ва чаще всего совершались в отношении девочек, мальчиков ценили больше. Девочек также не отдавали на обучение в школы, они оставались безграмот­ными. Женщины, чьи мужья умирали, практически не имели шанса повторно выйти замуж. А женам, брошенным мужьями, отказывали в приеме на работу.

Раньше существовала практика содержания наложниц. Если наложница, обычно продававшаяся мужчине своей же собственной семьей, не могла родить ему сына или компенсировать свою бездетность как-либо еще, она не получала статуса законной жены, а потому подвергалась притеснению со стороны всех прочих членов семьи, включая остальных «благополучных» жен своего мужа.

Однако не так много мужчин в Китае имели наложниц. На самом деле лишь самые богатые и знатные китайцы брали себе наложниц, в связи с тем что нужны были еще одни рабочие руки в большом хозяйстве. Как бы там ни было, эта практика существовала в Китае до установления власти коммунистов.

В современном мире китайская семья, как и все общество, претерпело огромные изменения. Если раньше в Китае, традиционные семьи были большими – до десяти, а иногда и более детей, что объяснялось тем, что страна была в основном аграрной и в семье требовались, прежде всего, работники мужчины.

Многие ценности традиционной китайской семьи остаются актуальными и сегодня: к родителям и другим старшим членам семьи здесь, как и прежде, относятся с большим почтением; распространенная в домашнем обиходе родственная терминология употребляется, как и раньше; дети обя­заны следовать пожеланиям своих семей при выборе профессии и даже супруга. Однако многолетнее влияние сильной марксистко-маоистской иде­ологии, резкие подвижки в китайской экономике и разорение масс, предопределенное культурной революцией, не могли не затронуть многие аспекты традиционного семейного и общественного уклада в Китае.

Как многие уже знают, миллиардный с лишним Китай уже много лет придерживается политики « один ребенок в семье». И поэтому, а может и по старым традициям, большинство родителей опять-таки хотят иметь мальчика. Конечно, то, что в городских семьях теперь в основном один ребенок, повлияло на взаимоотношения в семье. Пока малыш растет – он царь и Бог как для родителей, так и для бабушек и дедушек, все делается во имя его в семье. В городах, где большее количество супружеских пар имеют образование, браки более прочные и у детей больше возможностей.

Китайское государство заботится о сохранении крепкой традиционной семьи, существует даже закон, что взрослые трудоспособные дети должны заботиться о своих престарелых, нетрудоспособных родителях. К чести китайцев надо сказать, что большинство из них делает это по зову сердца.

Список литературы

  1. Современный Китай / Ванесса Лайд Уиткомб, Майкл Бенсон; пер. с англ. И.В. Павловой. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – XVI, 318 с.

  2. Крымов А. Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 1900-1917 гг. М., 1972.

  3. Плескачевская И. Поднебесная страна: очерки о современном и традиционном Китае. Минск, 2003.

Библиографическая ссылка

Лашкевич Г.А. Семья в китае // Соизучение языков и культур. Лингвистическое (языковое) образование в вузе.
URL: http://econf.rae.ru/article/4614 (дата обращения: 24.04.2024).



Сертификат Получить сертификат