Заочные электронные конференции
 
     
Воспитательный потенциал современной православной воскресной школы
Парамонов И.Ф., Парамонова А.Е


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

И.Ф. Парамонов

А.Е.Парамонова

(УрГПУ, Екатеринбург)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ

В России задача приобщения к культуре занимает и всегда занимала особое место в образовании. С.И. Гессен в «Основах педагогики» утверждает, что понятие культуры является первичным и отправным по отношению ко всем остальным. Существование культуры является обоснованием (оправданием) не только педагогической деятельности, но и самой жизни человека: «Культура представляется... целью существования современного человека, самосохранение же — только необходимым предусловием культуры»[1,26]. В соответствии с этой посылкой высшее предназначение образования раскрывается у Гессена через утверждение знака равенства между культурой и образованием. «Между образованием и культурой имеется, таким образом, точное соответствие. Образование есть не что иное, как культура индивида», и «цели образования совпадают с целями культуры»[1,35].

В связи с переходом к гражданскому обществу, характерной чертой которого является плюрализм, многообразие конфессий и культур, помимо прочего, возникает необходимость создания идеологии, дефицит которой является характерной чертой постатеистического общества. Обнаружилось, что общество не может развиваться без идеологического пространства - общих ценностей, включающих, в том числе, отношения к историческому прошлому своего социокультурного пространства, его символам, его роли в мировом сообществе. Бесспорно, что и система образования, обеспечивающая эффективную социализацию, высокие духовно-нравственные качества, должна опираться на национальные традиции.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации одна из актуальных задач определена как преодоление духовного кризисах[2,14], возвращение духовных основ в жизнь российского общества на всех его уровнях. Стоит ли говорить о значении возрождения традиций духовно-нравственного воспитания в условиях современной России?

К сожалению, на сегодняшний день сложившаяся в образовании ситуация не позволяет общеобразовательной школе брать на себя ведущую роль в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это обусловлено рядом причин. С одной стороны, общеобразовательная школа «перегружена» большим количеством дисциплин и предметов, присутствие которых является требованием Стандарта образования. Сейчас уже поднимается вопрос о том, что знания, получаемые учащимися в школе - а) разрознены, разорваны; б) чаще всего оторваны от реальности. С другой стороны, нравственность, духовность, патриотизм нередко вызывают ассоциации с внедрением идеологии, многие связывают данные категории с религией, чему, безусловно, есть основания. Сегодня много говорится о толерантности, политкорректности, веротерпимости, а, следовательно, возникает огромное количество проблем и вопросов с тем, чтобы реально осуществлять в обычной школе патриотического, духовного воспитания, знакомства с национальными традициями. Поэтому приходится говорить о том, что духовно-нравственное воспитание, соответствующее национальным традициям и осуществляющееся в ходе знакомства с основами национальной культуры, сегодня пока может существовать только как элемент дополнительного образования.

Отечественная система дополнительного образования детей сложилась на базе внешкольных учреждений. Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м гг. XVIII века. У истоков дополнительного образования стояли известные российские педагоги С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатов.

На современном этапе развития дополнительного образования большую роль сыграл Закон «Об образовании» (1992). В нем был провозглашен гуманистический характер образования и приоритет общечеловеческих ценностей. Дополнительное образование является личностно-ориентированным образованием, одной из особенностей которого является использование таких способов решения проблем, которые будут способствовать развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала. Кроме того, в личностно-ориентированном образовании знания являются не самоцелью, а средством, которое используется при решении значимых для личности и общества проблем.

Дополнительное образование основано на принципе добровольного участия в деятельности, с этой точки зрения она обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой, в которой неизбежна достаточно жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельности. В условиях учреждения дополнительного образования есть место опыту «соприкосновения» духовных миров педагогов и детей. Сама атмосфера, внешняя обстановка становятся факторами приобщения детей к ценностям, традициям духовной культуры, развитию творческих способностей.

Учреждения дополнительного образования сегодня распространены повсеместно – это кружки, центры, клубы и студии, школы искусств и т.д. Однако сегодня практически не упоминается и не принимается в расчет такой элемент образования как православная воскресная школа. Хотя отрицать существование и повсеместное распространение воскресных школ невозможно. Главная причина такого невнимания и пренебрежения - в истории. Воскресная школа в России ассоциируется в первую очередь с воцерковлением, религиозным воспитанием, а так же, к сожалению, сказывается исторически укоренившиеся неприятие, настороженность по отношению к данной форме педагогической практики.

Надо сказать, что само название «воскресная школа» появилось в Европе, в эпоху Возрождения. Ее образовательные возможности заключались в религиозном воспитании, освоении норм поведения, овладении учениками элементарными знаниями в области письма, чтения.

Расцвет деятельности воскресных школ происходит с началом новой эпохи Просвещения. Появляется многообразие типов воскресных школ, сущность которых определялась религиозной направленностью педагогического процесса, а наряду с ними функционировали школы, осуществляющие образовательные ус­луги.

Примерно в это же время в Англии функционировали школы, направленные на морально-нравственное совершенствование нищих, бродяг, юных пре­ступников. Наряду с ними функционируют воскресные шко­лы, целью которых является формирование социально-полезных граждан.

В XIX веке появились воскресные школы, в рамках которых большое внимание уделялось объему знаний, а также их практической значимости. Це­лью данных школ, деятельность которых наиболее ярко прогрессировала в США, являлось сочетание норм этической культуры с осуществлением социальных реформ, проходящих в стране под девизом «возрождение человечества».

Таким образом, ресурсы воскресных школ заключались в религиоз­ном и нравственном воспитании, освоении элементарных знаний, способствующих их конкретному практическому применению. Преподавание в таких школах строилось с учетом традиций национальной культуры. Стоит ли говорить, что воскресные школы в Западной Европе имели огромное образовательное значение в организации жизнедеятель­ности малообеспеченных прослоек населения, а это в свою очередь облегчало экономическое развитие стран.

К сожалению, целостного источника, позволяющего составить полную картину о деятельности воскресных школ в России, нет. Воскресные школы, как форма образовательного учреждения, ориентированная на простой народ, то разрешались, то запрещались правительством. Первая воскресная школа в России была открыта в октябре 1859 года в Киеве при деятельном участии профессора П. В. Павлова. Учредители ставили своей целью дать ученикам первоначальное образование. В программу преподавания были включены следующие предметы: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика. Воскресные школы были предназначены для взрослых людей, занятых ежедневным трудом, поэтому преподавание в них велось по воскресным и праздничным дням. Однако при большом желании учащихся занятия могли быть организованы и в будни, по вечерам. Прием новых учеников осуществлялся школой каждое воскресение. Обучаться в ней могли люди всех возрастов (как взрослые, так и дети) и сословий. Поэтому воскресные школы ориентировались на такое преподавание, которое представляло бы свободное общение между преподавателями и учащимися. Учащиеся имели право заниматься исключительно одним предметом либо всеми предметами, преподающимися в школе; посещение уроков с их стороны не являлось обязательным. Одной из главных тенденций педагогической деятельности воскресных школ являлась гуманизация процесса обучения, в основе которой была установка на ученика как на центр образовательных воздействий.

Следует отметить, что введение в программу обучения Закона Божия преследовало не только реализацию государственного заказа, рассматривавшего следование канонам православной веры как одну из главнейших сторон духовной народной жизни, но и задачу культурного развития в целом. Так, история Церкви рассматривалась в связи с историей Отечества и как неотъемлемая часть истории культуры. Важное значение преподаватели придавали Закону Божию и как средству нравственного самосовершенствования учащихся.

Воскресная школа сегодня – преемница многих из этих педагогических принципов. Это не просто составляющая часть системы православного воспитания и не только один из важных этапов воцерковления. Воскресная школа обладает так же огромным воспитательным потенциалом. Существование и деятельность воскресной школы сегодня необходима и обоснована задачей сохранения и продолжения духовно-нравственных традиций России, а так же воспитания в духе таких традиций будущих поколений. По нашему мнению, современную воскресную школу правомерно рассматривать как одну из форм дополнительного образования, а так же как особый способ вхождения в национальную культуру. И сегодня как никогда остро стоит вопрос о модернизации, актуализации и возможности адаптирования воскресной школы к целям и задачам, поставленным условиями современной России.

Практическое наблюдение за деятельностью православных воскресных школ позволяет выделить особенности их организации. Это наличие образовательных программ, педагогического коллектива, работа в выходные дни (как правило, в воскресение), краткость учебного процесса (30 воскресений в году), демократичный характер деятельности, выражающийся в отсутствии сроков посещения занятий, приеме учащихся в течение года, доступность в посещении всеми желающими независимо от материального достатка, возрастных ограничений и национальных принадлежностей, вручение свидетельства об окончании воскресной школы.

Школы самостоятельны в выборе форм проведения занятий (беседы, лекции, семинары, зачеты, защиты рефератов, паломничество и пр.) или в сочетании различных форм, исходя из требований учебного плана, возрастных особенностей учащихся, реального уровня подготовки детей и их духовно-нравственного развития. Учебный процесс регламентируется расписанием занятий, составленным в соответствии с утвержденным учебным планом. Убранство помещений школы и внешний облик участников образовательного процесса должны соответствовать традиционным представлениям о православном благочестии. Кроме занятий в классах учащиеся воскресной школы участвуют в богослужении, в жизни прихода, и выполняют послушания и оказывают посильную помощь храму. Родители имеют право присутствовать в классе во время учебных занятий, не вмешиваясь в учебный процесс, и участвовать в соответствующих формах воспитательной работы. Образование учащихся завершается экзаменационным испытанием в соответствии с программой и на основании экзаменационных билетов. Выпускникам, успешно окончившим школу, вручается «Свидетельство об окончании церковно-приходской школы», единого образца, утвержденного правящим архиереем.

Для выявления воспитательного потенциала современных церковно-приходских воскресных школ в деле приобщения к традициям национальной культуры подрастающего поколения, нами было проведено педагогическое исследование. Какова цель работы воскресной школы и особенности ее реализации в учебном плане, основные составляющие воспитательной среды, влияние учебно-воспитательного процесса на формирование культуры личности, практические знания, умения, навыки, полученные учащимися в рамках воскресной школы - вот вопросы, которые мы ставили перед собой.

Анализ полученных данных показал, что целью православной церковно-приходской воскресной школы является воцерковление детей, т.е. создание условий активного совершенствования в духовной (церковной) жизни. Цель осуществляется путем решения следующих задач: научение основам православной веры, изучение основ богослужения, формирование начал нравственного сознания, религиозного мировоззрения, патриотизма и любви к Родине. Помимо знакомства с азами православной культуры данные школы ориентируются на возрождение религиозных русских традиций, являющихся неотъемлемой частью культуры нации, культивирующих общечеловеческие духовные ценности.

Нами были отмечены следующие основные составляющие воспитательной среды: преподавателями церковно-приходских воскресных школ являются студенты старших курсов вузов, учителя общеобразовательных школ, духовенство. Особое внимание уделяется родителям, которые являются непосредственными участниками воспитательного процесса. Их присутствие на занятиях желательно. Для учащихся и родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации, собрания.

В воскресных школах в перерыве между занятиями проходит чаепитие. Это способствует объединению всех в единую семью, создает возможность общения со сверстниками. В школах большое значение уделяется совместным мероприятиям: походам на природу, экскурсиям по городу, паломническим поездкам и т.д. Организуются совместные музыкальные вечера, встречи православных праздников.

Опираясь на данные, полученные в ходе проведенного нами педагогического исследования, а так же на анализ основных программ церковно-приходских школ, мы пришли к выводу, что не только любая из программ, а так же и любой элемент содержания обучения в воскресной школе обладает большим воспитательным потенциалом. Кроме того, этот воспитательный потенциал напрямую связан с приобщением к традициям национальной культуры. На наш взгляд, можно говорить о неком погружении в культурную среду, когда учащиеся проживают каждую традицию, осознавая связь прошлого и настоящего, понимая важность сохранения и репрезентации традиций родной культуры в будущем.

На современном этапе педагогические возможности воскресных школ возрастают. Создавая программу воскресной школы, православный педагог может опираться не только на колоссальный опыт педагогики всех предыдущих поколений и все современные достижения педагогической науки, но также использовать все доступные средства и приемы воздействия, такие как экскурсии, создание проектов, привлечения средств массовой коммуникации, и, кроме того, и использования всех доступных новых информационных технологий.

Таким образом, мы пришли к выводу, что, используя все доступные ей методы, средства и приемы, воскресная школа как учреждение дополнительного образования, осуществляет воспитательный процесс, в ходе которого происходит трансляция традиций национальной культуры России.

Список литературы

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.

2. Национальная доктрина образования в Российской федерации//Народное образование. – 2000. - № 2.

Библиографическая ссылка

Парамонов И.Ф., Парамонова А.Е Воспитательный потенциал современной православной воскресной школы // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4833 (дата обращения: 26.04.2024).



Сертификат Получить сертификат