Заочные электронные конференции
 
     
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Дотоль И.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Дотоль И. В.

Братский государственный университет

Братск, Россия.

Реформирование системы высшего образования выдвигает новые концептуальные направления, инновационные задачи, социальные приоритеты, реализация которых позволяет управлять качеством подготовки в системе высшего образования. В условиях модернизации высшего образования активизируется процесс поиска новых стратегий и педагогических технологий по подготовке новых специалистов, которые должны обладать широкой профессиональной квалификацией, набором компетенций, обеспечивающих как результат высокую мобильность и конкурентоспособность обучающихся.

Проявлением закономерностей развития современной цивилизации становится, с одной стороны, отставание способности человека адаптироваться к темпам изменений в окружающем мире, а с другой – процессы самореализации личности, испытывающей непрерывную потребность в самовоспитании, повышении уровня и качества своего образования. Реализация в высшем образовании традиционной дидактической формулы: знания – умения – навыки принципиально не может обеспечить человека качествами, необходимыми ему для эффективного встраивания в социальное пространство. Обостряет проявление проблемы демографический спад, который приводит к тому, что количество выпускников школ резко снижается и вузы вынуждены сокращать наборы на очное обучение. Это актуализирует проблему функциональной реализации концепции непрерывного образования, где одной из определяющих позиций становится образование взрослых людей, уже имеющих профессиональное образование.

В ситуации остроты такой социальной проблемы как демографический спад, уже сегодня выравнивается количество работающих людей пенсионного возраста с трудоспособным населением допенсионного возраста. Пенсионеры становятся той социальной группой населения, которая оказывает значительное воздействие на социально-экономические, культурные процессы. Тем самым возникает проблема полноценного встраивания этой многочисленной социальной группы в процесс непрерывного образования, удовлетворения неудовлетворенной потребности лиц пенсионного возраста в дообучении, повышении квалификации, приобретении знаний. Но самое главное в этом процессе - повышение социальной адаптации людей и эффективное использование этого потенциала в интересах общества.

Всеми формами дополнительного образования взрослых охвачено примерно около тридцати процентов населения России. Заочное образование в вузах, где в большей степени учится взрослое население, нацелено, в основном, на реализацию задачи - переучить или повысить квалификацию специалиста. Общекультурное развитие, осознание мировоззренческой позиции оказываются вне рамок непосредственного внимания, как в ситуации очного обучения, так и, тем более, в отношении взрослых. Постоянные попытки подогнать заочное образование под общие стандарты очного образования, отсутствие методик обучения взрослых приводят к тому, что каждый вуз, стараясь находиться в общих рамках, реализует свои интересы (зачастую откровенно коммерческой направленности) и практикует свои собственные методики обучения. Традиционное заочное обучение с регулярными сессиями, необходимостью поездок и проживания в крупных городах сейчас для многих является недоступным в силу финансовых причин, невозможностью оставить работу, семью и т.д., поэтому концепция непрерывного образования как нельзя лучше вкладывается в принципы современного заочного образования человека без отрыва от производства.

В этой ситуации важно задать исходную позицию, руководствуясь положением о том, что образование – это воспитание и обучение в интересах человека. Эта позиция соответствует традициям российского образования, которое всегда было связано с задачами воспитания и ориентировано на полную реализацию творческого потенциала личности. Если учитывать, что узкопрофессиональные знания устаревают в течение каждых пяти-семи лет, то качественной основой образовательного пространства должно стать формирование и развитие личностного потенциала, который проявляется в способности человека ставить перед собой цели, находить способы и средства для их достижения при помощи сомообразования, самоактуализации, самовоспитания.

Образование взрослых людей должно быть мобильно развернутым. Мобильность проявляется в том, что главной основой организации учебного процесса становиться индивидуализация обучения, ориентированная на конкретные цели каждого обучающегося. Взрослый человек способен сконцентрировать усилия для решения конкретных, необходимых именно ему в данной жизненной и профессиональной ситуации проблем. Инновационным механизмом в достижении этой цели и организации учебного процесса становиться введение дистанционного обучения в основы образовательного процесса, в центре которого находится личность обучающегося. Личностный подход в системе дистанционного обучения позволяет учитывать психофизиологические, когнитивные особенности обучающихся взрослых людей, предоставлять гибкие вариативные способы реализации содержания образования, выстраивать индивидуальный временной режим в системе удаленного доступа, использовать специальные компьютерные средства в работе с информационными базами данных, поддерживать постоянный режим самоконтроля. Важной особенностью такого образовательного пространства является освоение новейших технологий общения и создание условий для преодоления препятствий критического мышления (боязнь неудачи, нестандартных ситуаций, переоценка или недооценка собственных возможностей и т.д.). Таким образом, «выход» на личность, осознающую свои потребности в образовании, ее доминирование в процессе дистанционного обучения позволяют расширить диапазон социальных возможностей людей, ограниченных в получении необходимого образования.

Основная установка дистанционного обучения – возможность воспроизводства и создания самостоятельной творческой личности - обеспечивает ориентацию на адекватную реализацию потенциальных возможностей, как в профессиональном, так и общекультурном плане, а также условия удовлетворения потребностей. Это служит формированию инновационной парадигмы образовательного пространства: знание – понимание – умение. В связи с этим можно говорить о гуманитарной направленности системы дистанционного образования как ориентированного на личность, где приоритетным является реализация собственных целей и мотиваций личности. Воспитание такой личности является необходимым условием для развития инновационной экономики.

Тем самым, дистанционное образование в определенной степени является той возможностью, которая позволяет соединить потребности общества и потребности личности во встречном движении. Главной ценностью современного, информационного общества становиться знание, а капиталовложения в него создают возможности выхода российского образования на новый уровень. Активизация, ведущая роль и выстраивание этого процесса – законодательное оформление образования взрослого населения.

РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА

Фамилия, имя, отчество: Дотоль Ирина Васильевна.

Ученая степень, ученое звание: кандидат философских наук, доцент кафедры философии.

Учреждение, должность: Братский государственный университет, доцент кафедры философии и социологии.

Адрес: 665732, Братск, Иркутской обл., ул. Крупской, д.17, кв. 198.

E-mail malyr@list.ru

Название доклада: «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ»

Название конференции Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.

Оплата целевого взноса.

  1. публикация в виде электронной статьи в материалах конференции: 330 руб., кв. № 603772391, 05 декабря 2009 г.

  2. публикация в рубрике «Материалы научных конференций» с последующей публикацией в журнале «Современные проблемы науки и образования» (в традиционной бумажной форме): 660 руб., кв. № 601104298, 03 декабря, 2009 г.; 330 руб., № 603772394, 05 декабря, 2009 г.

Уважаемые коллеги! Данный материал доклада подготовлен для публикации в рубрике «Материалы научных конференций» с последующей публикацией в журнале «Современные проблемы науки и образования» до 1 февраля 2010 года. Электронный вариант публикации может данный материал продублировать, если вы это делаете.

Скан-копии квитанций:

Библиографическая ссылка

Дотоль И.В. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/4888 (дата обращения: 26.04.2024).



Сертификат Получить сертификат