Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Работа в парах в пропедевтическом курсе информатики в адаптивной системе обучения
Москалец Е.Р.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Работа в парах в пропедевтическом курсе информатики в адаптивной системе обучения

Москалец Е.Р.

Негосударственное образовательное учреждение «Школа «Альфа и Омега»

Омск, Россия

По мнению Н.П. Капустина, «адаптивной называется образовательная система, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями» [4, с.3]. Это не означает, что учитель работает только с одним учеником. Наоборот, в адаптивной системе обучения учитель организует работу ученика так, чтобы его деятельность была разнообразной и насыщенной. Таким образом, структура урока предполагает индивидуальную работу с учителем, самостоятельную и парную работы.

По А.С. Границкой, в рамках адаптивной системы обучения устная самостоятельная работа на уроке информатики ведется с использованием трех видов пар: статистической, динамической и вариационной [1, с.18].

Статистическая пара – это совместно работающие учащиеся, сидящие за одной партой. В связи с тем, что психологическая и эмоциональная обстановка в паре должна быть доброжелательной, формирование пар происходит с учетом пожелания самих учащихся. Статистическая пара является примером и основой формирования динамических и вариационных пар. Если ученик не научится работать в статистической паре, то и в других видах пар его деятельность не будет эффективной. Таким образом, первоначальной задачей учителя при организации различного вида пар становится ознакомление и обучение с особенностями работы в паре.

Учитель понимает, что при организации такой пары на каждом уроке у ученика появляется возможность говорить, доказывать, объяснять и так далее. Это, в свою очередь, повышает речевую и мыслительную активность каждого ученика.

Приведем пример работы в статистической паре. На уроке по теме «Носители информации» учащиеся третьего класса получают карточку, в которой предлагается список носителей. Необходимо разбить все предложенные носители на 2 группы: носители, используемые в древности и носители, используемые в наше время[3, с.17].

Вариантов организации статистической пары для решения данной задачи несколько. Рассмотрим некоторые из них. Первый вариант – это первоначально письменное выполнение каждым учеником предложенного задания с последующем устным изложением и обоснованием своего решения. Второй вариант – это совместное устное выполнение, когда учащиеся по очереди выбирают носитель информации и, в ходе рассуждения, определяют, к какой группе он относится.

В ходе выполнения предложенного задания любым способом, проходит взаимоконтроль и взаимопомощь, что способствует воспитанию нравственных качеств личности.

Динамическая пара – это совместно работа четырех учащихся, сидящих за соседними партами и меняющих трижды партнера. Такой способ формирования пары, в рамках адаптивной системы обучения, является средством адаптации обучающихся в условиях постоянной смены партнеров. Особенностью при организации такой пары является наличие единого задания для всей группы. Далее задание делится на равные подзадания среди участников пар. Приведем один из вариантов организации динамической пары. Предположим, что такая пара состоит из трех человек. После изучения тем «Виды информации» и «Источники информации» во 2-м классе, учащимся предлагается заполнить таблицу, и даются только названия столбцов (органы чувств, вид полученной информации, источник информации). Учащимся необходимо разделить между собой предложенное задание. Один ученик будет заполнять столбец «Органы чувств», второй – столбец «вид полученной информации», с третий – столбец «источник информации». Таким образом, для получения оценки учащиеся должны представить совместно выполненное задание, что дает каждому ощущение ответственности за всех[2, с.11].

Вариационная пара – это совместная работа четырех учащихся, сидящих за соседними партами и меняющих партнера поочередно. В качестве примера можно привести следующее задание. Учитель задает учащимся чтение нескольких текстов, либо разбивает текст на фрагменты. Каждый ученик должен для каждого фрагмента (текста) составить план. Далее все учащиеся садятся в круг и, например, по часовой стрелке начинают пересказывать соседу свой фрагмент текста (текст) по своему плану. Затем происходит обмен фрагментами (текстами) между учащимися.

Таким образом, благодаря включению в структуру урока парной работы, учитель решает педагогические задачи, направленные на формирование не только коллектива, но и личности внутри него.

Литература

[1] Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1991. 175 с.

[2] Информатика: Рабочая тетрадь для второго класса: Ч.1/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 78 с.

[3] Информатика: Рабочая тетрадь для третьего класса: Ч.1/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 63 с.

[4] Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 216 с.

Библиографическая ссылка

Москалец Е.Р. Работа в парах в пропедевтическом курсе информатики в адаптивной системе обучения // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/4902 (дата обращения: 24.05.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка