Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Интерактивные профориентационные игры как средство формирования готовности к выбору профессии у выпускников 9-11 классов детского дома
Леонов С.Д.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Леонов С.Д.

Институт физической культуры, социального сервиса

и туризма УГТУ-УПИ им. Б.Н. Ельцина

Интерактивные профориентационные игры как средство формирования готовности к выбору профессии у выпускников 9-11 классов детского дома

Проблема подготовки выпускников детских домов к выбору профессии и социальной адаптации на сегодняшний день в России стоит очень остро. Так, по данным Генпрокуратуры РФ, НИИ детства Российского детского фонда и ряда других организаций, только 10-15% выпускников детских домов относительно успешно устраивают свою жизнь. У большинства из них формируются такие устойчивые качества личности, как безволие, неготовность отвечать за свои действия, иждивенческая позиция, которые в будущем не позволяют этим детям делать самостоятельный выбор вообще, и профессиональный выбор, в частности [3]. По данным исследователей, более чем у 75% воспитанников детских домов нет ярко выраженных склонностей к тому или иному делу, имеются неустойчивые ситуативные интересы к профессиональной деятельности [2]. Таким образом, основная проблема, связанная с выбором профессии состоит в том, что большинство воспитанников детских домов не готовы сделать осознанный профессиональный выбор, хотя объективно они должны это сделать для последующей успешной адаптации. В решении этой проблемы очень важную роль, на наш взгляд, играет эффективность методов и средств профориентационной работы. В данной статье мы хотим дать обоснование использованию деловой профориентационной игры, как эффективному средству для формирования готовности к выбору профессии у выпускников детского дома. При этом мы опираемся на основные показатели готовности к выбору профессии, выделяемые в литературе:

1. Автономность - способность брать ответственность за свои действия и проявлять собственную активность в вопросе выбора профессии.

2. Информированность – знания и представления о мире профессий, путях профессионального образования и др.

3. Принятие решения – способность самостоятельно принимать решения относительно ситуаций профессионального выбора, а также способность брать на себя ответственность за эти решения

4. Планирование - способность выделять события, являющиеся единицами анализа жизненного и профессионального пути, а также анализ и прогноз конкретных событий, которые позволяют человеку составить целостное представление о своей жизни, её прошлом, настоящем, будущем.

5. Эмоциональная включённость – эмоциональное отношение к разным профессиям, к необходимости принятия решения о выборе профессии. [1], [4].

Деловая профориентационная игра – это разновидность активизирующей профориентационной методики. Последняя, согласно Н.С. Пряжникову, отличаются от традиционных методик профориентации тем, что благодаря ей подросток (школьник или воспитанник детского дома) из объекта постепенно превращается в субъект своего профессионального самоопределения. И данная активизирующая методика вооружает подростка средством для самостоятельных действий [5]. В деловой профориентационной игре происходит моделирование реальных ситуаций, связанных с будущим выбором профессий и вместе с этим развитие социально важных навыков, необходимых выпускникам детского дома для успешной адаптации и последующего профессионального обучения.

Деловая профориентационная игра «Стань ПРОФИ» проводилась нами для выпускников Алапаевского и Врерхнесинячихинского детских домов Свердловской области в рамках годовой программы по формированию готовности к выбору профессии. В игре приняли участие 20 выпускников 9-11 классов и 8 волонтёров-взрослых (студентов и выпускников ВУЗов г. Екатеринбурге), помогавших в организации игры. Игра проходила в г. Екатеринбурге в течение 8 часов.

Основными этапами игры были следующие:

  1. Знакомство. Волонтёры и выпускники знакомились друг с другом для более успешного общения в процессе игры.

  2. Мультимедиа презентация игры. Выпускникам была показана презентация игры, благодаря которой они смогли увидеть общую логику игры, планируемые действия и те задачи, которые им необходимо решить в ходе игры.

  3. Разделение на команды. Все участники игры (волонтёры и выпускники) были разделены на три команды в соответствии с профессиональными предпочтениями относительно выбора маршрутов, описанных ниже.

  4. Выбор маршрутов игры. Каждая команда выбирала один из трёх маршрутов игры, предполагавших самостоятельное перемещение команд по г. Екатеринбургу. Каждый маршрут включал в себя обязательные и факультативные звенья. К обязательным звеньям относилось: экскурсия в один из ВУЗов Екатеринбурга, самостоятельное питание в столовой, посещение одной из городских достопримечательностей (метро, Храм-на-Крови, Плотинка). К факультативным звеньям относились, например, посещение внутри ВУЗа выставок, мастерских; посещение торгово-развлекательного центра, аквагалереи.

  5. Прохождение командами своих маршрутов согласно установленным планам. Каждой команде была выдана карта города, план маршрута, а каждому выпускнику – определённая сумма денег. При этом для прохождения маршрута выпускники должны были решать самостоятельно ряд задач:

- определение по карте своего местонахождения

- определение по карте наиболее быстрых путей передвижения и достижения основных точек маршрута

- самостоятельный выбор еды и оплата в столовой своего питания

- самостоятельная оплата своего проезда в общественном городском транспорте

- фотосъёмка своей команды на основных и факультативных точках всего маршрута

- отслеживание времени передвижения и точное прибытия в основные точки маршрута

При этом волонтёры выступали только в роли фасилитаторов игрового процесса, то

есть, не принимали решения за выпускников, а помогали им самим найти верное

решение.

  1. Сбор всех команд, фотовыставка. Фотографии всех команд собирались воедино и представители от каждой команды из числа выпускников должны были сами рассказать всё о своём маршруте (о котором другие две команды ничего не знали), проиллюстрировав это соответствующими фотографиями.

  2. Обсуждение результатов. На этом завершающем этапе проводилась рефлексия, в ходе которой участники игры отвечали на вопросы волонтёров и друг друга; заполняли анкету обратной связи для самооценки своего участия в игре и эффективности самой игры. Также на этом этапе волонтёры обсуждали между собой прошедшую игру с точки зрения возможных улучшений на будущее.

Проводя оценку эффективности проведённой игры как средства формирования готовности к выбору профессии, мы можем вернуться к обозначенным нами пяти критериям готовности, чтобы проанализировать изменение каждого из них в ходе игры.

1. Автономность

В игре выпускники действовали практически полностью самостоятельно, и сфера их ответственности была достаточно широкой. Волонтёры отвечали лишь за безопасность и временные рамки всей игры. Таким образом, можно предположить, что делегирование ответственности за прохождение маршрутов выпускникам позволило повысить уровень их автономности и приобрести опыт самостоятельной деятельности и принятие на себя ответственности за её результат. Кроме этого, на получение опыта автономных действий и принятия решений влиял и фактор необходимой тренировки социальных навыков, например, умения задавать вопросы, спрашивать помощи у прохожих, обсуждать в команде стратегию дальнейших перемещений по городу и т.п. А развитие социальных навыков, в свою очередь, является одним из ключевых факторов успешной адаптации выпускников к жизни после детского дома, к дальнейшей учёбе и профессиональной деятельности.

2. Информированность

В ходе игры на этапе экскурсий в ВУЗы г. Екатеринбурга выпускники познакомились со структурой данных учебных заведений, различными факультетами, правилами приёма, условиями проживания в период учёбы, возможными местами будущей работы. Это, как нам кажется, напрямую способствовало повышению уровня информированности выпускников как о мире профессий в целом, так и о конкретных профессиях, волнующих каждого выпускника детского дома.

3. Принятие решения

В процессе самостоятельного прохождения игры выпускники сталкивались со множеством ситуаций, где было необходимо самостоятельно принимать решения. Это относилось к таким ситуациям, как: принятие группового решения о выборе пути следования, самостоятельного решения о выборе и оплате еды в столовой, проезда в транспорте, разделения функций между участниками своей команды и т.п. Это, вероятно, способствовало формированию такого навыка, как самостоятельное принятие решений и принятие на себя ответственности за последствия этих решений.

4. Планирование

Навыки планирования своей деятельности развивались в игре за счёт создания временных ограничений, когда на каждую последующую точку маршрута нужно было прийти в строго указанное время. В результате чего, выпускники должны были само планировать текущие действия с учётом последующих. Например, планировать выбор наиболее оптимального пути передвижения (трамвай, автобус, троллейбус, пешая прогулка) до следующей точки маршрута, чтобы успеть в срок.

5. Эмоциональная включённость

Положительное эмоциональное отношение к самой игре и ситуации выбора будущей профессии, в частности, формировалось за счёт практически полной самостоятельности действий выпускников, которой они практически лишены в условиях детского дома. Также повышению эмоциональной включённости, на наш взгляд, способствовало непосредственной общение с волонтёрами, которые проявили искреннюю заинтересованность к игре, помощи выпускникам, рассказу о профессиях и местах дальнейшей учёбы. Также немаловажным фактором, повышающим эмоциональную включённость, оказался сам факт проведения игры вне детского дома, в большом городе, а также посещение достопримечательностей и возможность выпускникам самим делать фотографии своих маршрутов.

Таким образом, по нашей оценке и оценке самих выпускников, данная деловая профориентационная игра показала свою эффективность в вопросе помощи выпускникам детского дома в формировании готовности к выбору профессии. На наш взгляд, данная игра может быть использована как эффективная форма профориентационной работы, особенно актуальная именно для выпускников детских домов, столь остро нуждающихся не просто в выборе профессии, но и в развитии автономности, осознанности и важныхх социальных навыков.

Литература:

1. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор". - СПб.: Речь, 2007.

2. Баюмова С.В. Социально-психологическая адаптация выпускников детских домов г. Ярославля // Детский дом – 2006. - № 19. - С.32

3. Галушкина М. Большие перемены // Эксперт – 2006. - № 20 – С.1

4. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.

Библиографическая ссылка

Леонов С.Д. Интерактивные профориентационные игры как средство формирования готовности к выбору профессии у выпускников 9-11 классов детского дома // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/4934 (дата обращения: 22.05.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 16

Иванова С.В., Учреждение РАО " Институт педагогического образования, Санкт-Петербург
16:33, 22 марта 2010
Профориентационна деловая игра, представленная С.Д. Леоновым в настоящей публикации, демонстрирует варианты проведения профессионально-социальных проб не только для выпускников детских домов, но и для приобретающих профессию будущих педагогов. Технология проведения таких игр может быть адаптирована для воспитанников необразовательных учреждений, работающих с детьми( муниципальных отделений социальной профилактики, например). Однако профильное обучение и профориентация ввиду несовершенства нормативно-правовой и финансовой базы сводятся на формальный уровень не только в образовательных, но и в социальных учреждениях. Непонимание проблем профессионального становления этой катеории молодёжи, игнорирование роли педагогической поддержки социальных сирот в профессиональной ориентации может привести к появлению нового потока социальных иждивенцев.
05:01, 30 декабря 2011
Kudos! What a neat way of thnkiing about it.
14:26, 30 декабря 2011
LKHVUm hohzcvfpifrv
17:38, 31 декабря 2011
ej3hHI , [url=http://wgbmqpftlvxj.com/]wgbmqpftlvxj[/url], [link=http://oovjyierzdnc.com/]oovjyierzdnc[/link], http://hckfvjqmpokj.com/
15:52, 1 января 2012
pVXwBf bidoyrrsthxi
22:24, 1 января 2012
Wrolzx , [url=http://mvvbidabjyeu.com/]mvvbidabjyeu[/url], [link=http://ukgxbglqkvyq.com/]ukgxbglqkvyq[/link], http://vzkxywblxrhf.com/
aLiaisigue
02:04, 24 января 2017
Hello. And Bye.

name
William Ruing
William aNeenoelunc

sign1
text
e gold exchangewiredpay too wiredpay payeer

sign profile
buy payeer onlineshopbitcoin clone okpay

sign
free perfect money signup cashdollar best ptc website instantly payout payeer

sign2
legit fast and instant exchanger that exchange instantly from payeer to bitcoinptc luar yang membayar lewat lr payeer

words
online instant cvvshopgenerate online code vouchers payeer

links
http://liderfinance.com?ref=nucbf66

testA
http://liderfinance.com
Pnoknubre
12:20, 24 февраля 2017
Курс: ВИДЕО-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Деда Мороза и Снегурочки для девочки, мальчика или группы детей 2017г.

ПОЛУЧИТЬ КУРС - https://glopart.ru/affiliate/8005858

Описание мануала: ВИДЕО-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Деда Мороза и Снегурочки для девочки, мальчика или группы детей 2017г.

Автор: ПРАВОВЕД
Категория: Деньги, заработок, Развлечения

Оставить отзывы и скачать курс: ВИДЕО-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Деда Мороза и Снегурочки для девочки, мальчика или группы детей 2017г.
#77drozdfobilon77#
Clesse
01:04, 27 февраля 2017
http://bit.ly/2lJc0rH - https://img-fotki.yandex.ru/get/17914/159986974.0/0_144b19_c0c53dc2_orig.jpg

Смотри тут Смотреть онлайн Призраки Элоиз .
Попросим же маэстро воланда разоблачить нам этот опыт.Когда же настала тишина, артист сказал: вот какие басни лафонтена приходится мне выслушиватьРекомендую Красная черепаха На это азазелло както надменно хмыкнул и ответил так: любая женщина в мире, могу вас уверить, мечтала бы об этом, рожу азазелло перекосило смешком, но я разочарую вас, этого не будет.

198 Дверь иванушкиной комнаты N 117 отворилась под вечер пят ницы, и в комнату вошел молодой, круглолицый, спокойный и мяг киий в обращении человек, совсем не похожий на следователя, и тем не менее один из лучших следователей москвы.На его зов в переднюю выбежал маленький, прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу.Так, отозвался артист, а простите за нескромность, откуда же взялись четыреста долларов, обнаруженные в уборной той квартиры, единственным обитателем коей являетесь вы с вашей супругойСоветую Ла-Ла Ленд И внутрь прокуратор, как и говорил афранию, уйти не пожелал.Прокуратор при этом сидел как каменный, и только губы его шевелились чутьчуть при произнесении слов.Этот прах сорвался с веревки, ударился об пол, и 155 из него выскочил черноволосый красавец во фраке и в лакирован ных туфлях.Римский вынул часы, увидел, что они показывают уже пять минут третьего, и совершенно остервенился.

Римский невольно ухватился за живот, присутствующие ахнули, а гример, заглядывающий в дверь, одобрительно крякнул.Чего вам зря здесь сидетьБогиня, завывал тот, не могу я так быстро лететь.Охотно, охотно, ответил мастер, притянул маргариту, обнял ее за плечи и прибавил: она образумится, уйдет от ме ня.Пилат накинул капюшон на свою чуть лысеющую голову и начал разговор.Могу предложить Великая стена С места выходила какаято безлепица: как это так пришел с покойнымМаргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь только глыба мрака, и грива этого коня туча, а шпоры всад ника белые пятна звезд.Тот кив нул головой.

А догадавшись, натурально, ссориться с ними не стал.Смотрите фильм Love is Она началась не громко, зародившись гдето вдали у гипподрома, потом стала гро моподобной и, продержавшись несколько секунд, начала спадать.Он приложил щеку к голове своей подруги, обнял маргариту и стал бормотать: бедная, бедная. #ytrheywereryrtursuy342#
vikusySax
02:52, 7 марта 2017
Привет, с вами снова Вика! На этот раз хочу поделиться своим успехом касательно бросания курения. Помните, я писала примерно 1 год назад, что хочу бросить курить и ищу совета как это сделать?
Подробнее здесь http://bit.ly/2mtXiWq
vikusySax
04:43, 10 марта 2017
Привет, с вами снова Виктория! На этот раз хочу поделиться своим успехом касательно бросания курения. Помните, я писала примерно 1 год назад, что хочу бросить курить и ищу совета как это сделать?
Подробнее на моем сайте yaltik.ru
Andrewsolhoith
18:31, 13 марта 2017
Andrewsol
andrewBaicycigs
01:53, 14 марта 2017
andrew.cigs
andrewBaicycigs
12:26, 14 марта 2017
MWC 2017: DOOGEE Shoot 2 — 5-дюймовый смартфон с двойной камерой и емким аккумулятором
Купити телефон Молдова
http://i.smartphone.ua/img/news/52036/ins/1488369757198.jpg

Компания DOOGEE привезла в Барселону на выставку MWC 2017 2-ое поколение телефона Shoot с двойной основной камерой, состоящей из обыденного и монохромного детектора разрешением 5Мп. Этим производитель не особо изумил публику, ведь фактически все бренды проявили свои двухкамерные модели.
Единственное, что могло заинтриговать гостей щита DOOGEE, так это сокрытый намек на то, что уже поближе к лету 2017 года мы увидим на рынке 1-ые смарт-ТВ приставки от этого производителя. Если у Вас времени и желания так длительно ожидать нет, то прямо на данный момент можно shop.riverrock.ru, при этом там можно отыскать не обыденную, а Торрент-ТВ приставку с доступом к более чем 700 каналам сходу.
http://i.smartphone.ua/img/news/52036/ins/1488369768987.jpg

Но вернемся к телефону. Тыловой фотомодуль Shoot 2 дополнен двойной светодиодной вспышкой, фазовым автофокусом и оптикой со светосилой f/2.8,  2-кратным оптическим и 8-кратным цифровым повышением. Разрешение широкоугольной передней камеры телефона составляет 5Мп.
Из иных спецификаций новинки необходимо отметить поддержку 2-ух SIM-карт, интегрированный в механическую кнопку "Home" сканер отпечатков пальцев, 5-дюймовый экран с разрешением 1280х720 пикселей, аккумулятор на 3360 мАч, также ОС Android 7.0 Nougat "из коробки". Так, что покупателям не надо будет ожидать по 6-12 месяцев, когда производитель соизволит обновить программную прошивку собственного телефона.
За производительность модели отвечает 4-ядерный микропроцессор MediaTek MT6580A с тактовой частотой 1.3 ГГц. Объем оперативки устройства составляет 2 ГБ, а интегрированной - 16 ГБ. Не считая этого, поддерживаются карты памяти microSD наибольшим объемом до 256 ГБ. В общем, это умеренные характеристики, которые не выделяют устройство из экономного сектора. Так, что привлечь внимание покупателя трубка может только способностями двойной камеры.
Цена DOOGEE Shoot 2 пока не сообщается. По данным портала Smartphone.ua она навряд ли превзойдет $99.99, которые просили за его предшественника на старте продаж.


В Сеть утекли подробные спецификации флагмана Самсунг Galaxy S8 Plus
aLiaisigue
17:38, 9 мая 2017
Hello. And Bye.

name
William Ruing
William aNeenoelunc

loto1
email markerter that accepts payeerbitcoin sellers in lagos bitcoin

https://headtail.win

sign1
text
ccv talk forumcashx moving scam wiredpay

sign profile
elektroo metal skopjeworldvpn payeer

sign
webmoney add funds with credit cardi sell track1 track2 trusted seller 2011 perfect money

sign2
www.checkccv.com check scribtобмен wiredpay на wiredpay payeer

words
jual saldo lrclubem inbox php mailer payeer

links
http://liderfinance.com?ref=ublfmpj

testA
http://day-fund.net
DonaldJox
07:41, 22 июня 2017
Hello )))I have such a situation, a shortage of money to buy a car. I have a bad credit history. I would like to know the opinion of Internet users loans - where better to take a loan. please advise. use the search engine Google, did not inspire confidence. Please give a link and description of the company, which can provide 100% loan for those with bad credit history Thanks in advance

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка