Заочные электронные конференции
 
     
Дистанционные олимпиады как средство формирования профессиональных компетенций будущих учителей информатики
Макарова О.Н.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Макарова О.Н.,

ассистент кафедры информатики

ГОУВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина», г. Бийск

Дистанционные олимпиады как средство формирования профессиональных компетенций будущих учителей информатики

Вопрос о конкурентоспособности выпускаемых вузами специалистов стоит достаточно остро в условиях модернизации образования. Роль профессиональных компетенций будущих специалистов повышается.

Понимание безрезультатности репродуктивной деятельности студентов в условиях установки модели развития обучаемого под заданные образцы заставляют преподавателя обращаться к новым инновационным подходам решения этой проблемы. Информатизация общества предполагает наличие у студентов способности к самостоятельному принятию решений, умению быстро ориентироваться в информационном пространстве, самообучаться, критически мыслить. При таком подходе главным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков, а набор основных компетентностей.

В психолого-педагогических исследованиях обозначена позиция того, что необходимым условием успешного развития информатизации образования становится решение проблемы формирования профессионально компетентного педагога, способного осуществлять свою деятельность при применении информационных и коммуникационных технологий. Вопросы профессиональной компетентности анализируются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Понятие профессиональной компетентности рассматривались такими исследователями, как В. А. Сластенин, Л. К. Гребёнкина, И. А. Зимняя, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.

Новые перспективы становления и развития профессиональных компетенций раскрывают дистанционные технологии. В последние десятилетия дистанционное обучение интенсивно развивается, охватывая все большее число вузов. При этом широко применяются сетевые дистанционные конкурсы и олимпиады для будущих педагогов. Прогноз развития мирового рынка дистанционного обучения показывает, что такие формы обучения уверенно входит в XXI век в качестве «эффективной системы обучения, подготовки и непрерывного поддержания высококвалифицированного уровня специалистов любого профиля» [1].

В данной статье мы рассмотрим такие формы дистанционного образования, как соревновательные телекоммуникационные проекты — олимпиады и конкурсы, которые позволяют стимулировать активность и самостоятельность студентов в приобретении знаний при выполнении заданий. Вопрос организации дистанционных олимпиад становится всё более актуальным. Мы рассматриваем процесс подготовки команд к дистанционным конкурсам.

Начиная с 2007 года, на базе ГОУВПО «БПГУ имени В.М. Шукшина» осуществлялась опытно-экспериментальная работа в рамках Всероссийской Интернет-олимпиады «Студент XXI века», которая представляет собой систему командных конкурсов, проводимых на основе сервисов и технологий Интернет, и предполагает активное взаимодействие команд из различных городов.

В условиях расширения информационной образовательной среды, увеличения возможности коммуникации между участниками образовательного процесса из разных регионов наблюдается возрастание мотивации учащихся к обучению, усиление их профессиональной самореализации. Использование в образовании дистанционных форм проведения конкурсов и олимпиад способствует получению качественно нового образовательного продукта, согласно педагогическим технологиям, которые выделяет Е.С. Полат: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, «Портфель ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению [2]. Участники Интернет-олимпиады создают образовательные продукты: разрабатывают социальные проекты, находят пути решения педагогических ситуаций, формируют сетевые сообщества, готовят веб-проекты, разрабатывают критерии оценивания.

Мы привлекали к олимпиаде студентов физико-математического факультетов специальности «Информатика» с целью продолжения развития профессиональных компетенций студентов в контексте с активными методами обучения. Дистанционная форма работы позволила организовать онлайн встречи студентов из разных регионов. Итоги таких встреч заключаются в обмене мнениями, опытом, и, как следствие, усиление профессиональной направленности студентов.

Подход к проведению дистанционной олимпиады был основан на общем содержании организации курсов дистанционного обучения. Организационные действия в рамках олимпиады начинались с набора группы по заранее заданным критериям. В нашем случае такими критериями были: наличие соответствующего уровня знаний студентов, достаточных для участия согласно целям олимпиады, целесообразность проведения конкурса в соответствии с учебным планом специальности участников, возможность для телекоммуникационного взаимодействия.

Вовлечение в учебный процесс личного опыта обучаемых, педагогических ситуации, использования методов проблематизации позволило повысить эффективность обучения, активизировать процесс самообучения. Работая над дистанционными конкурсами, студенты учились проводить эксперимент, отбирать нужные данные, анализировать информацию, поступающую из разных источников, учатся работать в коллективе, высказывать мнение, отстаивать свою точку зрения.

Данный подход предусматривал необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники и творческих областей, обеспечивая многостороннее развитие студентов. Соблюдались принципы построения образовательного процесса активного типа. Принцип индивидуальности выражался в том, что каждый студент выполнял определенную часть задания согласно индивидуальным способностям, темпераменту. Контекстный подход реализовывался благодаря профессиональной направленности олимпиады.

В ходе выполнения заданий развивалось сотрудничество. Перед каждым конкурсом команда получала подробные инструкции и установки по конкурсу, а также критерии оценивания участия команд в конкурсах. Далее руководитель распределял обязанности среди участников команды для успешного прохождения конкурса. Каждый этап олимпиады сопровождался очными консультациями с руководителем. Также организовывались он-лайн семинары с участниками команды. Преимущество такой формы работы проявлялось в более четко и грамотно сформулированных вопросах, предложении конструктивных решений. Студенты, будучи в составе одной группы, регулярно лично общались, обменивались мнениями, обсуждали промежуточные результаты, выстраивали стратегию дальнейшего участия. По итогам олимпиады команда заняла второе место.

В ходе выполнения заданий студентами реализовывалось осознание целей познавательной деятельности, стремление перехода от мотивов достижения к мотивам саморазвития и самореализации, умение самостоятельно осуществлять деятельность, повышение общей культуры труда, усиление адаптивности студента, способности к переносу знаний, умений и навыков, включение в профессиональную деятельность, конструирование собственной траектории развития, вырабатывание системности и гибкости мышления, вырабатывание эмоциональной компетентности, формирование умений организации деятельности, умений искать, сохранять, трансформировать, пересылать информацию.

По итогам олимпиады студентам была предложена анкета с вопросами, касающимися профессиональной ориентации студентов. Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что студенты по-другому взглянули на профессию учителя, осознали значимость своего ремесла, его практическую ценность. По словам студентов, дистанционная форма работы, позволившая познакомиться с методами и формами работы в разных вузах страны, благотворно повлияла на их профессиональное становление. Описанный подход к организации работы участников принес команде первое место.

Достигнутые результаты позволяют сделать говорить о целесообразности выбранной методики в рамках профессионального воспитания студентов. Можно сделать вывод о положительном влиянии дистанционных технологий на формирование профессиональной компетентности обучающихся.

Формирование профессиональной компетентности предлагает акцентировать процесс обучения на самоактуализации личности студентов, создании для обучающихся условий осознания и реализации своих потребностей и интересов. В задачи профессионального воспитания входит развитие у студентов умений распознавать и формулировать практические задачи, анализировать и оценивать результаты труда. Профессиональное воспитание связано с идеей целесообразной деятельности студента в обстановке его личной заинтересованности.

Дистанционный характер конкурсов позволяет задействовать различные инновационные формы организации образовательного процесса, способствующие формированию содержательного, технологического и личностного компонентов профессиональной компетентности: семинары в режиме видеоконференций, дистанционные уроки, конференции учебной группы с использованием электронной почты и телекоммуникаций, общение студентов в ходе освоения тем курса, работа с электронной библиотекой, работа с базами данных.

Основу структуры профессиональной компетентности педагога составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность. Отталкиваясь от результатов профессионального воспитания средствами дистанционных технологий, можно говорить о развитии у обучающихся умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умении критически оценивать.

Дистанционные формы обучения интересны тем, что в тесном взаимодействии с информационными технологиями, обеспечивают средства для реализации поставленных целей. Компьютерные технологии раскрывают перед обучаемым широкие возможности: открытый доступ к информации, ее анализ и структурирование, моделирование процессов, проведение исследований и экспериментов, просмотр конечного результата. Такой спектр возможностей не ограничивает преподавателя. Исследования последних лет показывают, что использование технических средств в работе может оказывать положительное влияние на целый ряд показателей успехов учащихся.

Реализация профессионального воспитания студентов закономерно ведет к новому взгляду на свое место в обществе. Создание благоприятной среды для развития способностей студентов, способствующей самореализации личностного потенциала, побуждающей учащегося к поиску, влечет за собой новые перспективы развития обучающихся.

Будущий учитель информатики должен ориентироваться в информационном пространстве, усваивать новые виды деятельности, развивать способность к самосовершенствованию, к самообразованию. При этом он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учащихся, инициатора творческой активности, воспитателя духовной культуры. Поэтому в вузе необходимо создавать такие условия, которые будут способствовать переходу на более высокие уровни профессиональной компетентности.

Библиографический список

  1. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Информационные системы и технологии " направления подготовки дипломированных специалистов "Информационные системы" / И. М. Ибрагимов; ред. А. Н. Ковшов. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 336 с.

  2. Педагогика профессионального образования : учебное пособие для вузов / ред. В. А. Сластёнин. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2006. - 368 с. - (Высшее профессиональное образование)

Библиографическая ссылка

Макарова О.Н. Дистанционные олимпиады как средство формирования профессиональных компетенций будущих учителей информатики // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4936 (дата обращения: 29.03.2024).



Сертификат Получить сертификат