Заочные электронные конференции
 
     
ИЗ ОПЫТА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ВУЗА
Джишкариани Т.Д.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ИЗ ОПЫТА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ВУЗА

Джишкариани Т.Д., Шуйский государственный педагогический университет

Шуя, Россия

Сиренко В.М., Ивановский институт ГПС МЧС России

В современной педагогической литературе высшей школы проблема активизации учебного процесса занимает приоритетное место. Поиск путей решения дидактических проблем в данном направлении составляет важную задачу для любого преподавателя вуза. Образование в высшей школе – это многогранный процесс, включающий в себя не только передачу опыта, знаний, умений и навыков студентам, но и восприятие, сохранение, осмысление и применение их в деятельности, на практике. В связи с этим организация семинарских занятий и вовлечение студентов в активную познавательную деятельность служит главной составляющей целостного вузовского учебного процесса.

С этой целью была разработана технология «Путешествие в Страну знаний», направленная на активизацию включенности студентов в учебный процесс семинарского занятия, которая представляет собой стройное сочетание методических элементов, поддерживающее интенсификацию познавательного состояния студентов по переработке,осмыслению и освоению учебной информации. Это комбинация элементов индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества, выступления и взаимоконтроля, обратной связи и доброжелательного игрового эффекта соревнования.

Описание технологии «Путешествие в Страну знаний»

Цели:

  • проверка знаний;

  • развитие интереса к предмету;

  • развитие умений работать самостоятельно и конспектировать учебный материал;

  • развитие умения выделять главную мысль в новом учебном материале;

  • формирование умения составлять опросник по главным понятиям сообщения с целью обеспечения обратной связи в аудитории;

  • формирование творческого подхода к подготовке вопросов семинарского занятия;

  • формирование умений выступать перед аудиторией;

  • формирование умение задавать вопросы аудитории по выявлению остаточных знаний после доклада;

  • формирование навыка отвечать на вопросы в эмоционально-напряженной обстановке;

  • формирование анализироваить и оценивать выступления и ответы на вопросы однокурсников;

  • развитие логического мышления;

  • развитие памяти;

  • воспитание уважительного отношения студентов к друг другу;

  • воспитание сотрудничества;

  • формирование ответственности;

  • обеспечение интенсивной включенности в учебный процесс всех студентов в доброжелательной атмосфере на протяжении всего занятия.

Ход процесса технологии:

  1. Студентам заранее дается задание.

Специфика задания: тематика задания включает широкий круг вопросов и делится на три блока равносильных по сложности вопросов.

  1. Соответственно группа студентов тоже делится на три подгруппы по желанию студентов (поровну). Студенты каждой подгруппы готовят индивидуально вопросы одного блока в виде докладов-сообщений и формулируют коллективно конкретные вопросы по основным понятиям и главным моментам относительно всех вопросов определенного блока. Их они оформляют в виде кроссвордов.

  2. На занятии каждая подгруппа объединяется за круглым столом. Преподаватель напоминает порядок хода занятия и предоставляет первой подгруппе возможность раскрыть содержание вопросов первого блока задания. Каждый участник подгруппы, дополняя друг друга, выступает в форме докладов-сообщений, выделяя при этом главные понятия и существенные моменты вопросов, давая возможность остальным подгруппам их фиксировать.

  3. В конце докладов-сообщений студенты демонстрируют коллективную творческую работу «опросник для поддержания обратной связи и проверки остаточных знаний студентов» в виде кроссвордов - «Путешествие», который состоит из 10 понятий (вопросов). Кроссворд рисуется на доске одним студентом подгруппы, пока остальные сообщают информацию. Рядом вычерчивают таблицу, где фиксируют ответы второй и третьей подгруппы. Аналогично отчитываются участники второй и третьей подгруппы. Для выступления каждой подгруппе дается 25 минут.

Творческий игровой элемент в виде разгадывания кроссвордов оживляет учебный процесс, вносит положительный заряд и создает атмосферу доброжелательного соревнования. Это снимает усталость и повышает уровень интеллектуальной работоспособности у студентов.

  1. На подведение итогов занятия отводится 15 минут. Преподаватель дает возможность студентам каждой подгруппы высказывать свое мнение о логичности изложения материала, о качественном выделении новых понятий и главных идеях, о корректности формулировок вопросов, также учитывается при анализе активность студентов при ответах на вопросы. В конце урока каждая подгруппа обмениваются материалами, которые имеются на электронных носителях.

  2. Преподаватель подводит общие итоги занятия, вскрывает достоинства и недостатки каждого этапа занятия, оценивает в целом каждую подгруппу, дополнительно выделяет студентов, творчески выполнивших работу.

Оценивается работа подгруппы по12-балльной системе:

0 - 3 баллов – за составление конспектов, его логичность, содержательность и выделение существенного (за составление и оформление конспектов);

0 - 3 баллов – участие всех членов подгруппы при изложении новой информации (за сотрудничество);

0 - 3 баллов - за творческую работу по поддержанию обратной связи в аудитории, корректность при формулировке вопросов (за состовление кроссвордов);

0 – 3 баллов – за активность подгрупп в процессе обратной связи (за ответы на вопросы).

Дополнительно, в индивидуальном порядке, оцениваются наиболее активные участники учебного процесса.

0 -3 баллов - поощряются те студенты, которые активно и творчески зарекомендовали себя в ходе занятия.

Вышеназванная технология позволяет студенту освоить большой объем информации, а преподавателям - успешно подготовить студентов к сдаче семестровых отчетностей и интернет-экзаменов при проверке остаточных знаний пройденных курсов.

Воспроизводимость данной технологии может обеспечить ее применимость на семинарских занятиях различных учебных дисциплин. В нашем случае она впервые апробируется в ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» на III курсе историко-филологического факультета при изучении курса «История образования и педагогической мысли» и условно была названа «Путешествие в Страну знаний (История образования и педагогической мысли)». Работа по данной технологии находит положительный отклик со стороны студентов. Исходя из нашего опыта, она может быть применена на каждом семинарском занятии, например, при изучении курса «История образования и педагогической мысли» в связи с тем, что материал очень обширный по сравнению с отведенным количеством часов аудиторных занятий, разработанная техналогия оказалась весьма удачной. Разработанная технология «Путешествие в Страну знаний», по мере реализации в будущем будет совершенствоваться.

Библиографическая ссылка

Джишкариани Т.Д. ИЗ ОПЫТА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ВУЗА // XXXI Международная электронная научная конференция "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ".
URL: http://econf.rae.ru/article/4976 (дата обращения: 17.04.2024).



Сертификат Получить сертификат