Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ КОНТРАКТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кузьмин В.П., Пурдышова Н.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Совершенствование целевой контрактной подготовки специалистов в системе профессионального образования.

Кузьмин В.П., Пурдышова Н.А.

Тихоокеанский государственный университет

Хабаровск, Россия

Административно-правовая организация государственного регулирования целевой контрактной подготовки в сфере высшего и среднего профессионального образования призвана упорядочить социально-экономические, организационные, управленческие отношения с целью обеспечения оптимального варианта развития отдаленных и сельских районов Российской Федерации, имеющих острую потребность в молодых специалистах в бюджетных, социально-экономических и промышленных сферах. В новых социально-экономических условиях система государственного распределения специалистов отменена, весомую роль играют рыночные отношения, в которых молодые специалисты самостоятельно адаптируются на рынке труда, однако это привело к тому, что многие бюджетные отрасли в регионах страны оказались необеспеченны квалифицированными кадрами. Для выведения таких районов из кризисной ситуации необходимо привлекать в отрасли бюджетной и социальной сферы талантливых, инициативных, творческих, способных эффективно работать выпускников вузов и ссузов. Таким образом, сама административно-распределительная система приобрела особую актуальность. Цель правового воздействия государства на экономику заключается не только в сохранении существующих производственных отношений, но и в создании новых, более совершенных1. Соответственно в новых условиях главное направление государственной политики в сфере целевой контрактной подготовки – создание на основе реформированного образовательного законодательства условий для обеспечения рационального социально-экономического развития отдаленных и сельских районов Российской Федерации.

Предполагается, что существующий в настоящее время механизм реализации целевой подготовки специалистов, введенный в Российской Федерации в 1995 г., значительно устарел, является неэффективным, так как не достигает поставленной цели (задачи), а именно, “подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для удовлетворения потребностей в квалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, в первую очередь тех, финансирование которых, осуществляется за счет указанных бюджетов”2.

В течение продолжительного времени своей реализации, институт целевой контрактной подготовки не смог переломить тенденции старения кадров и текучести молодых специалистов из отраслей бюджетной и социальной сфер отдаленных регионов страны. Потребность в кадрах не удовлетворяется, и с каждым годом растет, в результате бюджетные средства расходуются нецелесообразно, государство получает нецелевое использование бюджетных средств.

В целях создания условий для обеспечения квалифицированными кадрами с высшим и средним профессиональным образованием учреждений социальной и бюджетной сфер Российской Федерации необходимо принятие федерального закона “О целевой подготовке специалистов в учебных заведениях Российской Федерации и закреплении их в сельскохозяйственных и отдаленных районах РФ”, который бы внедрил механизм финансирования целевой подготовки специалистов по профессиям, требуемым для общества и государства, путем межбюджетных трансфертов и способствовал:

- качественному отбору абитуриентов для целевой подготовки;

- подготовке специалистов, которые будут заинтересованы в получаемой специальности;

- закреплению выпускников (молодых специалистов) по месту запланированного трудоустройства исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и нужд муниципальных образований.

Исходными принципами данного законодательного акта могут быть:

- подготовка специалистов по заявкам органов государственной власти и местного самоуправления;

- осуществление такой подготовки в пределах установленных действующим законодательством РФ гарантий бесплатного получения профессионального образования (высшего, средне-специального), но с четким определением затрат соответствующего бюджета на подготовку специалиста соответствующих профиля и квалификации;

- выделение заказчикам средств федерального и регионального бюджета в форме субвенций (межбюджетных трансфертов);

- целевое использование полученной заказчиком (субвенции) с установлением механизма и размера ответственности за нецелевое использование бюджетных средств (т. е. необеспечение подготовки специалистов и (или) несоблюдение ими принятых на себя обязательств);

- договорный характер отношений между заказчиком, образовательным учреждением и студентом (выпускником).

В законе необходимо предусмотреть организацию целевой подготовки исходя первоначально с правильного формирования группы лиц, направляемых в профессиональное учебное заведение, т. е. в качественной допрофессиональной подготовке, которая могла бы включать в себя:

- повышение эффективности профориентационной работы с будущими специалистами (расширение охвата учащихся сельских школ, начиная с 8-9-х и заканчивая 10-11-ми классами; увязка объема прогнозируемой профориентационной работы по районам с ее эффективностью в предыдущий период; более четкая проработка программы профориентации с указанием основных преимуществ не только поступления в вуз (ссуз) по целевым направлениям, но и дальнейшего трудоустройства специалистов; активное привлечение руководства предприятий для проведения профработы в школах);

- повышение психологической мотивации получения будущими специалистами целевого направления (гарантированное рабочее место в условиях нестабильности развития экономики; приобретение стажа управленческой деятельности; быстрое продвижение по служебной лестнице вследствие низкого уровня обеспечения отрасли работниками с высшим образованием и др.)3;

- обеспечение контроля со стороны региональных органов власти и учебных заведений за соответствием мест проживания будущих специалистов и мест выдачи целевых направлений;

- ограничение заключения договоров с лицами, проживающими в городской местности;

- выделение средств для повышения уровня подготовки учащихся сельских школ с целью их дальнейшего успешного поступления в вуз по целевой программе подготовки.

Так как целевые места для подготовки специалистов формируются на основе государственного (муниципального) заказа, следовательно, необходимо в законе определить процедуру формирования и подачи заявок на выделение бюджетных мест.

В законе так же необходимо обязательно прописать условия заключения договора (контракта) на обучение по целевой подготовке с обязательством дальнейшей отработки для государственных нужд.

В случае отказа от заключения договора с работодателем либо расторжения заключенного договора (невыполнения его условий) студент (молодой специалист) должен возместить:

- заказчику – денежные средства, связанные с обучением, установлением им государственной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот, в соответствующий бюджет на условиях и в порядке, определенных законом;

- работодателю – затраты, понесенные им на дополнительные образовательные услуги, доплату к стипендии, проезд к месту учебы и др.

В настоящее время, если заказчиком является субъект Российской Федерации, а необходимых специалистов готовит федеральный вуз или ссуз (в случае, если он не ведомственный), то при отказе от трудоустройства, в соответствии с заключенным контрактом, молодой специалист не несет никакой ответственности, и финансовые средства, выделенные федеральным бюджетом, в результате имеют нецелевое назначение, так как необходимого специалиста заказчик не получает. Субъект РФ не может привлечь к финансовой ответственности молодого специалиста, так как не является непосредственным субъектом финансовых отношений с ним. Оплата обучения происходит напрямую из федерального бюджета в учебное заведение.

Для того, чтобы ситуацию кардинально изменить предлагается средства федерального бюджета на обучение специалистов по целевой контрактной подготовке направлять непосредственно на счет заказчика в виде субвенций с целевым назначением с федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, то есть, путем межбюджетных трансфертов – это позволит в дальнейшем возвращать финансовые средства, в случае неправомерного отказа молодого специалиста прибыть на место работы, определенное договором. Таким образом, субъекты РФ и муниципальные образования как заказчики, получат определенные гарантии в обеспечении профессиональными специалистами тех отраслей государства, которые имеют острую необходимость в кадрах.

Еще одним положительным моментом финансирования обучения через заказчиков, возможность ими контролировать качество всего процесса обучения профессиональными учебными заведениями.

Административно-правовое регулирование качества обучения будущих специалистов можно осуществлять через информацию об успеваемости студентов-целевиков, которую дважды в год, по итогам зимней и летней сессий по запросу региональных органов управления образованием будут предоставлять учебные заведения, а региональные органы направят данные в администрации районов. Муниципальные органы власти могут напрямую взаимодействовать с учебными заведениями. Данный механизм исключит случаи перевода студентов-целевиков на другую специальность, а также отчисление их из учебного заведения без согласия заказчика, что имеет место быть4.

В настоящее время для усиления контроля качества и содержания высшего образования со стороны работодателей необходимо вводить оценку компетенций выпускников, которая может быть проведена только с участием потребителей кадров. Например, включать в аттестационную комиссию еще одного члена от работодателя. Привлечение представителей объединений работодателей к оценке качества подготовки выпускников позволит не только оценить качество подготовки, но и скорректировать государственные образовательные стандарты.

Таким образом, предлагаемый федеральный закон и механизм финансирования мероприятий по осуществлению административно-правового регулирования целевой подготовки специалистов позволит региональным органам и органам местного самоуправления требовать исполнения обязательств по условиям договора (контракта) или обращаться с исками о взыскании затраченных средств в судебные инстанции.

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что предлагаемые пути позволят достичь успеха только при их комплексном использовании. Организация эффективного механизма в осуществлении целевой контрактной подготовки позволит не только решить проблему острого дефицита кадров, но и создаст условия для решения многих других экономических и социальных вопросов.

Список использованных источников:

1. О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием : постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 942 // СЗ РФ.– 1995. – № 39. – Ст. 3777.

2. Лончаков А.П. Административно-правовая организация механизма управления собственностью в сфере экономики. Хабаровск, 1999. С. 11.

3. Мохов А.А. О целевой подготовке медицинских кадров в Российской Федерации // Медицинское право. 2007. № 3.

4. Федотова Л. Повышение профессиональной активности молодежи // Человек и труд. 2007. № 6. С. 37.

1 Лончаков А.П. Административно-правовая организация механизма управления собственностью в сфере экономики. Хабаровск, 1999. С. 11.

2 СЗ РФ.1995. № 39. Ст. 3777.

3 Федотова Л. Повышение профессиональной активности молодежи // Человек и труд. 2007. № 6. С. 37.

4 Мохов А.А. О целевой подготовке медицинских кадров в Российской Федерации // Медицинское право. 2007. № 3.

Библиографическая ссылка

Кузьмин В.П., Пурдышова Н.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ КОНТРАКТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5177 (дата обращения: 21.10.2019).



Сертификат Получить сертификат