Заочные электронные конференции
 
     
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка из проблемной семьи
Щанкина Н.С., Лебедева Л.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА

ИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СЕМЬИ

Лебедева Л.А. Щанкина Н.С.

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Саранск, Россия

На формирование личности ребенка влияние оказывают различные первичные коллективы, членом которых, он является. Естественно, что одним из таких коллективов является семья. В последнее время педагогам очень часто приходиться иметь дело с детьми из семей, в большей части которых психолого-педагогическая культура родителей находиться на низком уровне. К тому же имеется большой процент неполных (имеются только мать или отец) и измененных (отец не является родным) семей. Пребывание в такой семье оказывает деформирующее влияние на личность ребенка, усугубляет крайне низкое материальное положение, особенно заметное при нынешнем расслоении общества. А деформированная личность и свою волю выражает деформировано. Дети из таких семей эмоциональны, повышенно возбудимы, со слабо развитыми коммуникативными навыками, а порой агрессивны. Учитывая эти факторы, школа должна очень внимательно отслеживать «группу риска» обеспечить психолого-педагогическое сопровождение этих детей, а возможно это лишь при согласованной работе учителей и школьного психолога. Таким образом, взаимодействие всех специалистов школы является одним из условий, обеспечивающих качественную психолого-педагогическую помощь детям из неблагополучных семей.

Очевидно, что школа должна помочь такому ребенку реализовать его индивидуальный потенциал. Фактически, когда мы говорим о воспитании такого ребенка, мы предполагаем, что необходимо создание условий для осоз­нания ребенком необходимости переоценки своего поведения. При этом проявляется такая особенность социальных отно­шений этой группы детей: с одной стороны, они чаще всего воспринимают свое поведение как нормальное, соответствующее их нравственным позициям, с другой - всякую негативную оценку своих поступков они воспринима­ют как несправедливое отношение к ним лично. Одной из главных задач воспитания трудного, ребенка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т. е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъективный компонент. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной дея­тельности. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентиру­ются на свое идеальное представление об этих отношениях.

Вторым условием является самореализация детей в процес­се социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается. Психологическая помощь ребенку совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружаю­щей социальной средой. Главное - добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, бази­рующуюся на основе нравственных' ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувст­вие других людей. Фактически цель воспитания трудного ребенка - формиро­вание состояния самоперевоспитания. Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на потребнос­ти и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент. Воспитание трудных детей подразумевает включение сле­дующих компонентов: целенаправленной работы по нравственному просвеще­нию (это уроки этики, нравственные беседы, индивиду­альные консультации и т.п.); актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внекласс­ная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель-ученик, учитель - родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы); введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников; оптимального соотношения форм практической деятель­ности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.

Необходимо особое внимание обратить на формирование у ре­бенка объема, глубины, действен­ности знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представлении о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержатся нравствен­ное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок. Бла­годаря им корректируются и организуются поведение и дея­тельность школьника, формируется его личность. Хороший результат, в данном случае, для формирования взглядов, понятий, установок показывает использование метода убеждения. Убеждение как метод в коррекционном процессе реализу­ется через различные формы, в частности, сегодня использу­ются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом уче­ных создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения ис­пользуется также при проведении разнообразных дискуссий. Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовос­питания, который предполагает, что дети осознанно, самостоя­тельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формиро­вания лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

Важно обратить внимание на формирование навыков управле­ния своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и при­чин их порождающих.

Оказывая помощь детям этой группы необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста школьников. Формировать, скажем, мировоззрение нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться: те, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в 3-м и от­вергаются в 5-м классе, учитывать индивиду­альные и личностные особенности воспитанников, степень их «социальной запущенности». Общие методы, общие програм­мы - лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходи­ма их индивидуальная и личностная корректировка. Тактика психолого-педагогической помощи существенно зависит от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня ее сплочен­ности, от норм отношений, складывающихся в семье и его бли­жайшем социальном окружении.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка из проблемной семьи, таким образом, представляет собой согласованные действия школьных педагогов и психолога, цель которых совместное выявление проблем, возникающих у ученика или группы учеников в поведении, прогнозирование развития личности и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции проблемного поведения школьников.

Библиографическая ссылка

Щанкина Н.С., Лебедева Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка из проблемной семьи // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5188 (дата обращения: 26.04.2024).



Сертификат Получить сертификат