Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
"Открытость как профессиональная черта личности психолога-консультанта"
Купцова Н.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ОТКРЫТОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Купцова Н. В.

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов

Проблема профессионализации уходит корнями в детство, проходит через юность и всю взрослую жизнь человека, постигается и осмысливается во всей своей многогранности в период зрелости. Изучение феноменологии развития человека, его наивысшего творческого достижения на этапе зрелости является предметом науки акмеологии, у истоков которой стояли Н.А.Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев. «Предметом исследования акмеологии является зрелость человека и вершина этой зрелости («Акмэ»)».[1] Чаще всего человек в период своей зрелости рассматривается с позиции освоенных им социальных ролей, в том числе, как гражданин, как личность, как профессионал в какой - либо области деятельности. Наряду с расширенным толкованием Акмэ некоторыми авторами предлагается иная, более специальная трактовка понятия Акмэ, как «знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека. При этом на междисциплинарном уровне рассматривается содержание феномена профессионализма, прослеживается зависимость между профессионализмом и другими особенностями человека, пути и условия достижения профессионализма, а также способы предотвращения профессиональной деформации»[1]. Данное определение предмета исследования акмеологии не касается с нашей точки зрения существенного феномена – феномена профессионального развития. Поэтому предметом исследования акмеологии является не просто зрелость человека и вершина этой зрелости («Акмэ»), а процесс психического развития человека в период зрелости и достижение вершин зрелости. Особое место при исследовании процессов психического развития в период зрелости занимает исследование профессионального развития человека. Профессионализм – это цель развития взрослого человека в выбранной им области науки или практики. Таким образом, требования к профессии - это требования к человеку, вернее, к развитию его психической структуры. Как любое устойчивое личностное образование профессиональные черты формируют глубину и своеобразие внутреннего мира человека, формируют его профессиональный имидж.

Профессиограммы и должностные инструкции, которые воспринимаются многими как формальные требования к профессии, на самом деле представляют собой свод требований, предъявляемых к развитию человека в выбранной им профессии. По сути профессиограммы - это идеальное представление о человеке определенной профессии с точки зрения эффективности работы человека в профессии. Было бы резонно при освоении профессии дополнительно осмыслить собственную личностную структуру с точки зрения развития определенных профессионально значимых личностных черт. Как и любая профессия, профессия консультант - психолог, которая активно осваивается выпускниками психологических факультетов, требует дополнительного осмысления собственной личностной структуры с точки зрения наличия определенных личностных черт. На вопрос: «Какими профессиональными личностными чертами должен в первую очередь обладать психолог – консультант?» 80% студентов – психологов на первое место поставили толерантность и этичность, и ни один психолог не назвал такую личностную черту как открытость. Является ли такая личностная черта как открытость профессиональной личностной чертой консультанта - психолога? Сможет ли профессиональный консультант – психолог в процессе своего личностного развития, работая над своей личностной структурой, обрести такую личностную черту как открытость? К сожалению, не только содержание это личностной черты, но и само содержание понятия «открытость» слабо представлено в сознании нашего современника. Кроме того, это понятие дискредитировано непрофессиональными политиками и людьми, пришедшими во власть без полного осмысления свого личностного развития.

С нашей точки зрения, профессиональный психолог – консультант – это человек не просто с профессиональным образованием, но в первую очередь человек, идущий по пути профессионального развития, в процессе которого обязательно формируется такая черта личности как открытость.

Профессиональное развитие, затрагивающее и перестраивающее внутренние психологические структуры человека, протекает достаточно неравномерно. Есть профессии, акцент в развитии внутри которых сделан на развитии индивидных качеств (например, оператор). Творческие профессии предполагают развитие качеств индивидуальности, а такая профессия как психолог – консультант требует развития определенных черт личности. Очевидно, уместно говорить о проблемах профессионализации с позиции проблемы психического развития, причем рассматривать эти проблемы на разных уровнях развития в том числе, на мировоззренческом, духовном уровне. Каждый из этих уровней может быть внутренне конфликтен, диалогичен, полемичен, связан с взаимодействием внутреннего «Я» и общества.

С точки зрения психоанализа можно, с нашей точки зрения, выделить следующие уровни и источники психического развития: индивидный уровень, источником развития которого является природой запрограммированное Ид, а результатом неосознанное, бессознательное поведение индивида; индивидуальный уровень, источником развития которого является Эго-осознание, осознание своего «я», а результатом осознание своего поведения и своей индивидуальности; личностный уровень, источником развития которого является Супер-эго: неосознанное или осознанное принятие тех норм и требовании общества, на основе которых возникает выбор поведения, его контроль и дальнейшая регуляция поведения личности.

С точки зрения культурно – исторической концепции неравномерность и особенности развития каждой из функциональных подструктур психики составляют сложную динамику развития человека в целом и отражены в структуре его поведения. Структура поведения человека понимается Выготским Л.С. как проблема структуры его сознания. Формирование структуры сознания детерминировано особенностями мышления, которыми обладает человек и зависит от способности к обобщению и осознанию.

Процесс сознавания по степени глубины и интегрированности разных ощущений (уровень обобщения) может носить различный характер и отражен в словаре англоязычных стран в содержании двух понятий «awareness» и «consciousness». Термин «осознание» в гештальттерапии обозначен как «awareness». Этот американский термин используется в противо­положность другому термину – «consciousness».

Кембриджский психологический словарь дает следующее толкование этого термина: «consciousness» - феномен личного, субъективного опыта. Этот опыт может быть непосредственно чувственным, запомнившимся или воображаемым. Полученный опыт может взаимодействовать с внешней средой и внутренними психическими состояниями таким образом, что это может привести к изменению состояния или каких-либо аспектов субъективного опыта» [2].

Формулировка достаточно неопределенная и отражает современное состояние изучения проблемы сознания.

«Consciousness» – это тер­мин, которым описывается рефлексивное сознание, мышление в психоанали­тических подходах, т.е. это осознание, которое опирается на логические по­строения и другие мыслительные конструкты. «Awareness» – форма сознавания, которой обладает на своем уровне также и животное. В этой форме сознавания интегрируется одновременно и двигательная, и сенсорная и мысли­тельная деятельность человека. «Можно было бы сказать, что это осознание является немедленным имплицитным знанием»[3].

За понятием «consciousness» стоит анализ причинно-следственных связей воспринимаемых явлений, за понятием «awareness» - уровень автоматизма хорошо отработанной внутренней программы, которая вызывает доверие на организмическом уровне человека при анализе воспринимаемых явлений. Не случайно В.Шутс в процессе работы на своих методологических семинарах выделял такие понятия как «ум ума» и «ум тела». Последнее понятие можно описать как уровень сознания «awareness», который проявляется в спонтанном поведении и реализует интуитивно найденные верные решения. Уровень «awareness» бесконфликтен для человека, поскольку интегрирует в себе знания, полученные в результате организмического опыта и достоверно символизированные на уровне сознания, если рассматривать работу сознания с точки зрения К. Роджерса. Уровень «consciousness» может быть внутренне-конфликтен несмотря на кажущуюся логичность и причинно-следственный анализ, которому подвергается полученный жизненный опыт человека. Проведенный анализ может не обладать достоверностью в силу ошибок символизации, на что указывает в своих работах К. Роджерс. Чаще всего такой анализ представляет собой первичный поиск объяснения того, что я чувствую, и после предварительной оценки актуализирует защитные механизмы личности и, по сути, блокирует тревогу человека по поводу того, что трудно подвергается рациональному анализу с позиции сформированного «Я». Таким образом, для человека, который имеет сознание «awareness», психолог-консультант не может выступать в роли гуру и чаще всего консультации психолога носят характер сотрудничества, в котором происходит взаимное обогащение клиента и психолога. Для человека, сознание которого может быть описано термином «consciousness», сотрудничество с психологом эффективно в том случае, если уровень осознания исследуемой проблемы психологом-консультантом глубже уровня осознания проблемы клиентом, т.е. психолог обладает сознанием «аwareness» и достаточным жизненным опытом. Если же и клиент и психолог – консультант обладают уровнем сознания «consciousness», то возникают опасения, что они легко перейдут на уровень актуализации защитных механизмов личности, в частности по типу интеллектуализации. Процессы сознания (процесс сознавания и осознания) являются психологическим орудием, которым работает психолог – консультант. Таким образом, качество и глубина процессов сознавания и осознания, которыми обладает сам психолог - консультант, является критерием оценки особенностей психического взаимодействия.

Одним из центральных понятий в теории FIRO В. Шутса является понятие «откры­тость». В научной психологической литературе мы находим упот­ребление этого термина в различных контекстах. Понятие «открытость переживанию» введено в научную литературу К. Роджерсом и означает «способность человека переживать то, что происхо­дит внутри него, без чувства угрозы»[4]. В принятой сегодня классификации личностных черт выделен такой фактор, как «открытость новому опыту».

С нашей точки зрения «открытость переживанию» приводит к новому психологическому опыту, т. е. является также «открытостью новому опыту». В.Шутс употребляет поня­тие «открытость» чаще всего в контексте понятия «открытость пережива­нию». Так же как и К. Роджерс, он считает, что при открытом выражении чувств, как позитивных так и негативных, человек становится ближе к собст­венным чувствам. Следовательно, чувства теряют свою ригидность. Сведе­ния о себе, выраженные в терминах чувств, а не оценок, облегчают принятие человеком информации о себе, отпадает необходимость в активной защите Эго. В результате человек более способен к принятию новой информации о себе, к изменениям, способствующим личностному росту.

Рассматривая осознание как механизм развития личности, В.Шутс стоит на позициях Эго-психологии. Задача осознания – приблизить знания о себе к реально существующей практике, к структуре реально существующих эмоциональных отношений. Опреде­ленный тип информации не рефлексируется и человек имеет о себе неполное знание. Он редко предстает перед собственным внутренним взором в истин­ном свете. Таким образом, человек – это далеко не то, что он знает о себе.

Увеличение осознания себя начинается с решения смотреть в глубину своего « я»: «… у меня есть все необходимое, что­бы понять себя. Я буду знать себя, когда испытаю ситуации, требующие всех моих способностей. Я также буду знать себя, когда преодолею страх увидеть себя таким, каков я есть. Я должен быть готов пожертвовать своей оценкой себя сегодня ради открытия себя завтра; неважно, что именно я обнаружу; неважно, как много энергии я потратил на то, чтобы скрыть части себя от самого себя. В качестве центральной части самопонимания, я должен лучше познакомиться со своим телом»[5] - пишет В. Шутс.

Для того, чтобы оценить всю глубину мысли цитируемого автора, мы приводим дословно часть рабочего материала из тренинга В. Шутса, который он проводил в России в 1992 году. Анализ этого материала позволяет определить содержание понятия « открытость» как осознание самого себя плюс искренность, в которой реализуется самораскрытие. Рефлексия содержания процессов самосоознания и самораскрытия приводится ниже. И так:

САМООСОЗНАНИЕ

  • То что я позволяю себе осознавать из переживаемого мною, это мое самоосознание.

  • Если я боюсь, или стыжусь, или чувствую себя виноватым относительно чего-то в себе, я подавляю или отрицаю существование этого.

  • Та часть моих переживаний, которые я не позволяю себе осознавать, называется бессознательным или неосознаваемым.

  • Относительно того, что я осознаю, я могу сознательно решать, как я хочу с этим быть или поступать. Если я не осознаю что-то, оно может контролировать меня и направлять мое поведение непонятным для меня и безотчетным способом.

САМОРАСКРЫТИЕ

  • Если я выбираю рассказать вам о том, что я осознаю – я самораскрываюсь. Если я выбираю сказать вам что-либо, противоречащее осознаваемому мною – я искажаю. Если я выбираю не говорить о том, что знаю – я умалчиваю. Для того, чтобы быть полностью открытым, я должен быть осознающим и искренним. Если я искренен, но мое осознание невелико, то, что получается, может быть названо синдромом честного политика. Если я искренен, но не позволяю себе осознавать многого, результат обычно скучен.

Самоосознание без искренности – это синдром Маккиавелли. Встречаются люди, хорошо осознающие себя и намеренно скрывающие что-то, или вводящие окружающих в заблуждение[6].

В. Шутс предлагает схему уровней открытости, работая в соответствии с которой, человек обучается осознанию собственных чувств. В процессе обу­чения фокус внимания человека смещается с аффекта (момент привычного выражения чувств – 1-й уровень) на познание (3-й уровень), более глубокие уровни открытости позволяют осознать стоящие за аффектом глубинные чувства и продвинуться в самоосознании и самораскрытии.

«Осознание неосознаваемой части меня» протекает на основе обратной связи с самим собой в процессе рефлексии своих чувств и предполагает преодоление защитных механизмов. Рефлексия чувств – сложный и длительный процесс, который предшествует процессам осознания, и которому требуется учиться. Процессы осознания позволяют структурировать индивидуальный опыт, выступают в качестве источников психического развития и усложнения структуры личности, в частности, структуры личности консультанта – психолога, и обеспечивают успешность его личностного и профессионального развития. Профессиональное развитие предполагает не просто специфическую личностную структуру, но, как утверждают современные ученые, профессионализм приводит к специализации морфо-функциональной структуры головного мозга, следовательно можно говорить о специализации восприятия, мышления и др. психических процессов профессионалов. Исследования в области психофизиологии позволяют рассматривать проблема профессионализации как проблему специфичной структуры работы морфо-функциональной системы головного мозга человека. 14 декабря 2009 г. состоялся доклад Ю.И. Александрова на Общем собрании Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН на тему «Мозг человека и его мир». В докладе, посвященном мозговым основам психики и поведения, происходящего в социокультурной среде, продемонстрированы яркие примеры специализации нейронов у животных и человека, а также связанные со специализацией феномены зависимости активности центральных нейронов и рецепторов человека от цели поведения. Обосновано положение о том, что структура индивидуального опыта есть фиксированная история его формирования. Продемонстрированы данные о зависимости функционирования и даже анатомии мозга человека от того, какова его позиция в социуме (профессиональная специализация)»[7].

Вернемся вновь к поставленным нами вопросам в начале статьи и постараемся ответить на них. Является ли такая личностная черта как открытость профессиональной личностной чертой консультанта - психолога? Безусловно, да, поскольку сам процесс взаимодействия и сотрудничества с другим предполагает получение нового опыта и открытость новому опыту в осознании чувств и в построении новых моделей субъективной реальности. Оказывать помощь другому человеку в осознании его проблем эффективно при условии осознания собственных проблем.

Сможет ли психолог - консультант в процессе своего профессионального развития, работая над своей личностной структурой, обрести такую личностную черту как открытость? С позиции современной психофизиологии хотелось бы отметить оптимистично и однозначно «да», но умение рефлексировать и осознавать не просто умственные способности, которые можно развить, но и большой труд переживания, к которому необходимо приучить себя профессионалу консультанту.

Библиографический список:

  1. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Редактор – составитель Л. А. Карпенко. Психология развития. Словарь. Редактор А. Л. Венгер. Речь, М – СПб., 2005. – С. 21

  2. The Cambridge Dictionary of Psychology. General Editor David Matsumoto San Francisco State University. Cambridge University Press, 2009. – P.158.

  3. Жан-Мари Робин. Гештальттерапия. Пер. с фран. И.Я. Розенталь. М., 1996. – 64c.

  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Пер. с англ. – 3-е международное издание – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – С.537-539

  5. Шутс В. Человеческий элемент. Рабочая книга. WSA. Перевод с англ., СПб., 1992. – С. 7–8.

  6. Шутс В. Глубокая простота: Основы социальной философии. Пер. с англ., СПб.: «Роза мира», 1993. – С. 22.

  7. Журавлев А.Л. «Основные итоги научной деятельности института психологии РАН за 2009 год».

URL: http://ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n2226.html (дата обращения: 4.03.2010).

Библиографическая ссылка

Купцова Н.В. "Открытость как профессиональная черта личности психолога-консультанта" // Актуальные вопросы психологии и психологического образования.
URL: http://econf.rae.ru/article/5253 (дата обращения: 25.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 22

Арбузова Елена
14:05, 21 мая 2013
Часто приходиться слышать вот ходил к психологу а он мне не помог. возможно "консультант обладают уровнем сознания «consciousness». возможно психолог без открытости даже может навредить клиенту.
Я считаю что в статье верно подмечено психолог должен быть открытым т.к. иначе это уже не психолог а "тетенька". "тетенька" это вопрос не компетенции все наверное слышали историю про то как девушка получившая диплом психолога когда к ней пришел пожилой мужчина ответила ему как в учебнике по франклу Представьте что было бы если бы вы умерли первым? после этого мужчине стало плохо его отпаивали чаем и он долго ругался. Вот эта самая тетенька. Нередко закрытость вызвана страхом сказать что-то не то, и в этом есть своя правда. Развивая открытость, важно развивать умную открытость, при которой человек открыт осознанно и знает - что он открывает, кому и зачем. Скорее всего вы скоро поймете, что лучшая открытость та, которая помогает другому человеку понять себя и открыться в ответ. Открытые люди в сравнении с закрытыми, как правило, более коммуникабельны, эффективны в общении и во влиянии↑, расположены к поддержке и другим позитивным формах взаимодействия. Как приучать себя к открытости
Если вам говорят, что вы не очень открытый человек, и вам хотелось бы изменить впечатление о себе, - это реально, но, скорее всего, придется себя поучить следующим вещам. Итак, интересуйтесь другими людьми, старайтесь разговорить их на темы, которые интересны им самим. Когда высказываете свои мнения, обозначайте свое отношение. Сделайте выразительной мимику своего лица. Высказывая свое отношение, чаще склоняйтесь к позитиву.
Моисеева Алена
14:25, 21 мая 2013
Для меня было несколько неожиданно узнать, что опрошенные будущие психологи на предмет того, что же является профессионально важными качествами психолога, давали ответы в рамках скорее межличностного подхода. Как говорилось в статье, на первую строчку была вынесена толерантность. Мной этот термин рассматривается в отношении к другому человеку. Безусловно, это важное качество в личности психолога-консультанта, так как является одной из характеристик располагания клиента к себе.
Но, на мой взгляд, не менее (а намного более) важным является отношение психолога-консультанта к своей собственной личности и внутренним переживаниям. А точнее, открытость самому себе, принятие своих истинных чувств и эмоций, будь они положительными или отрицательными. Мы все,и психологи, и их клиенты, находимся в едином социальном пространстве, на всех нас действуют различные факторы среды (как позитивные, так и негативные). И для каждого профессионального психолога, мне кажется, необходимо быть в гармонии с собой и своим внутренним миром (что выражается в "небоязни" принятия всех своих личностных составляющих).
Швырева Алла
15:23, 21 мая 2013
Безусловно открытость является профессионально значимой чертой личности для психолога-консультанта. Если психолог не может открыться клиенту, то он не может и расположить к себе клиента и установить с ним контакт. На мой взгляд так же открытость должна сочетаться с осознанностью. Чрезмерно открытый психолог-консультант без осознания себя скорее навредит клиенту, чем поможет ему.
Дрит Екатерина
16:03, 21 мая 2013
Я считаю что открытость является важным качеством при работе в разных сферах,особенно при психологическом- консультировании.К открытому психологу консультанту с удовольствием приходят на консультации,клиент чувствует поддержку со стороны психолога-консультанта.
Иванович Алёна
17:45, 21 мая 2013
Открытость — это именно то качество, с помощью которого можно заявить о своей внутренней потребности.Качеством Открытости обладают люди, способные к строительству равноправных отношений,я считаю что настоящий психолог должен обладать этой чертой . Ведь действительно,это неотъемлемая часть консультирования клиента.
Ботвинкина Любовь
19:22, 21 мая 2013
Выйдя из образовательного учреждения ни один студент-психолог не может с уверенностью сказать может ли он стать консультантом, готов ли он работать с клиентами, обладает ли он теми качествами, которые присущи настоящему психологу. И какими качествами он должен обладать? Я считаю, что для психолога - консультанта выжным качеством является открытость. Открытость в первую очередь самому себе, психолог должен осознать своё внутреннее «Я» и тогда ему проще будет общаться с клиентами, понимать их и помогать. Для того чтобы помочь человеку он должен захотеть что-то изменить в себе, научиться каким-то способам самопознания.
Вероничка Бурдина
19:52, 21 мая 2013
Я думаю,что открытость психолога-консультанта является важной темой,поскольку человек,который профессионально считает себя психологом-консультантом должен в первую очередь обладать открытостью,осознанностью себя,а уж потом толерантностью,этичностью и прочими качествами.Проблема,заявленная в статье очень актуальна.
Алиса Волгина
20:44, 21 мая 2013
Одна из самых актуальных проблем в современной психологии,на мой взгляд.Статья мне очень понравилась и я абсолютно с ней согласна!Замкнутый человек не может являться хорошим психологом, это одно из самых важных профессиональных качеств!Да и чувство открытости является важным для внутренней гармонии человека!
Сергеева Виктория
01:30, 22 мая 2013
Прочитав статью,я задумалась над тем,что же является "открытостью" для меня?Без сомнений, качество открытости должно являться фундаментальной основой профессиональной деятельности психолога.Крайне странно,что эта черта не была выдвинута опрошенными студентами..В процессе обучения на психолога допустимо,быть "закрытым"(что по сути является неискренностью.В чём тогда цель всего обучения?)Чтобы быть успешным психологом,профессионалом своего дела,нужно раскрыться,осознавать себя полно и быть искренним к себе и к своей работе.
Сибикеева Александра
06:02, 22 мая 2013
Проблема открытости на данный момент является весьма актуальной.
Безусловно это на мой взгяд значимое качество личности психолга-консультанта. Актуальность данной проблемы состоит в том, что "содержание этой этой личностной черты слабо представлено в сознании современника" как говорится в данной статье.
Открытость в моем понимании это не только откровенность перед другими людьми, но и искренность в восприятии собственных чувств. Ведь когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем выбирать тот или иной способ поведения в ситуации. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
Анна Смирнова
07:43, 22 мая 2013
Открытость психолога-консультанта является залогом установления доверительных отношений с клиентом, а это один из самых важных этапов психологического консультирования. Открытость тесно связана с осознанием себя. Только осознающий себя консультант способен осознать собственные проблемы и поэтому может помочь в этом другим людям. Но, к сожалению, в настоящее время большинство психологов не рассматривают открытость как личностно значимую черту профессионала, ограничиваясь ответственностью, терпимостью, этичностью и другими личностными качествами. Как раз эту проблему и поднимает автор в своей статье, и в этом, я считаю, ее значимость.
Устинова Наталья
15:43, 24 мая 2013
Данная статья очень актуальна.Потому что "открытость " очень важное и значимое профессиональное качество психолога-консультанта. Люди обладающие "открытостью" способны осознать собственное "Я", спокойно осоновать свои проблемы, и находить выход из сложившихся сложных ситуаций.А значит такой психолог сможет быть открытым к своим клиентам и сможет помочь им осознать себя, т.е открыться к себе.
шшшш
04:28, 25 мая 2013
шшшшшшшшшшш
Ягудина Эльвира
05:09, 25 мая 2013
Данная статья, по-моему мнению, познавательная, интересная и актуальная на сегодняшний день, особенно для молодых специалистов психологов. Лично я, прочитав эту работу, узнала много того, о чем раньше и не задумывалась и теперь с удовольствием возьму некоторые умозаключения на заметку. Так же статья является хорошим подспорьем и для давно практикующих психологов - консультантов.Я считаю, что без "открытости" как важной профессиональной черты личности психолога, сложно оказать человеку действительно натсоящую квалифицированную помощь. В первую очередь, психолог должен уметь разбираться в себе, своих мыслях, поступках, не бояться признавать своих ошибок, одним словом "чувствовать себя", когда он будет честен и открыт с самим собой,тогда специалист может оказывать помощь другим людям.
Гасанов Ельчин
18:57, 27 мая 2013
Проблемой открытости занимались многие ведущие умы психологии. Актуальность данной проблемы обуславливается её практической значимостью.Считаю, что данную статью будет полезно прочесть не только тем, кто занимается или интересуется психологией как наукой, но и просто человеку, который стремится к саморефлексии.
Егорова Евгения
14:37, 2 июня 2013
Интересная статья,актуальная тема. Несомненно,открытость - одна из важнейших черт личности консультанта. Когда мы осознаем свои чувства,мы способны выбрать тот или иной способ поведения в ситуации,не позволяя неосознанным чувствам нарушить регуляцию поведения. Консультант-психолог может способствовать позитивным изменениям у клиента,в случае, когда им(психологом) принимаются любые чувства,в том числе и отрицательные,когда он терпим к своим и чужим эмоциональным реакциям.
а
00:03, 7 июня 2013
а
Ревина Елизавета
00:09, 7 июня 2013
В данной статье затронут вопрос о профессионализме и путях его достижения. Автор статьи не просто коснулся понятия открытости, описания феномена, как необходимого условия профессионализма, но и описал пути его достижения. Самоосознание и искренность в процессе рефлексии позволит быть открытым самому себе и миру. По-моему мнению открытость в свою очередь способствует формированию целостной идентичности здоровой личности. Психолог-консультант в виду своих профессиональных обязанностей подвержен огромному количеству рисков, которые со временем могут привести к эмоциональному выгоранию. Открытость в свою очередь позволит избежать этих рисков и дает возможность для успешной реализации себя как в профессиональной сфере, так и в личной.
Полякова Татьяна
10:46, 7 июня 2013
Очень интересная и познавательная статья, в которой затронуты актуальные вопросы для современной психологической науки. Открытость - качество психолога-консультанта, которое должно быть преимущественным, на мой взгляд. Ведь открытость консультанта дает возможность клиенту более полно проникнуться к первому, довериться и доверить свою проблемную ситуацию. Взаимодоверие и открытость - залог успешной консультации. Также очень актуальна проблема осознания для современной психологии, затронутая в данной статье. Осознание является необходимым в психологической практике.
Тюхно Валентина
21:10, 9 июня 2013
Данная статья очень актуальна на сегодняшний день. Открытость является тем качеством, той чертой, которая необходима психологу-консультанту. Автор статьи не только раскрыл данное понятие, но и описал путь его достижения. Я уверенна, данная статья не потеряет своей актуальности, так как с каждым днем штат психологов-консультантов расширяется.
Анастасия Одинцова
22:23, 9 июня 2013
Считаю, что данная статья дает очень богатую пищу для размышлений.Действительно, почему мы, студенты-психологи, знаем о важности таких профессиональных качеств, как толерантность и этичность, однако, совсем не задумываемся о открытости? Ведь открытость также является значимой профессиональной личностной чертой. Долг каждого психолога, будь то студент или нет, работать над своей личностью, усовершенствовать и развить в себе это качество, напрямую связанное с вопросом профессионализма.
Stevenraw
12:12, 17 апреля 2017
КЛИЕНТСКИЕ БАЗЫ http://xurl.es/PR0DAWEZ УЗНАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ! KLIENTSKIE BAZY http://xurl.es/PR0DAWEZ Uznajte podrobnee!

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка