Заочные электронные конференции
 
     
"Открытость как профессиональная черта личности психолога-консультанта"
Купцова Н.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ОТКРЫТОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Купцова Н. В.

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов

Проблема профессионализации уходит корнями в детство, проходит через юность и всю взрослую жизнь человека, постигается и осмысливается во всей своей многогранности в период зрелости. Изучение феноменологии развития человека, его наивысшего творческого достижения на этапе зрелости является предметом науки акмеологии, у истоков которой стояли Н.А.Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев. «Предметом исследования акмеологии является зрелость человека и вершина этой зрелости («Акмэ»)».[1] Чаще всего человек в период своей зрелости рассматривается с позиции освоенных им социальных ролей, в том числе, как гражданин, как личность, как профессионал в какой - либо области деятельности. Наряду с расширенным толкованием Акмэ некоторыми авторами предлагается иная, более специальная трактовка понятия Акмэ, как «знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека. При этом на междисциплинарном уровне рассматривается содержание феномена профессионализма, прослеживается зависимость между профессионализмом и другими особенностями человека, пути и условия достижения профессионализма, а также способы предотвращения профессиональной деформации»[1]. Данное определение предмета исследования акмеологии не касается с нашей точки зрения существенного феномена – феномена профессионального развития. Поэтому предметом исследования акмеологии является не просто зрелость человека и вершина этой зрелости («Акмэ»), а процесс психического развития человека в период зрелости и достижение вершин зрелости. Особое место при исследовании процессов психического развития в период зрелости занимает исследование профессионального развития человека. Профессионализм – это цель развития взрослого человека в выбранной им области науки или практики. Таким образом, требования к профессии - это требования к человеку, вернее, к развитию его психической структуры. Как любое устойчивое личностное образование профессиональные черты формируют глубину и своеобразие внутреннего мира человека, формируют его профессиональный имидж.

Профессиограммы и должностные инструкции, которые воспринимаются многими как формальные требования к профессии, на самом деле представляют собой свод требований, предъявляемых к развитию человека в выбранной им профессии. По сути профессиограммы - это идеальное представление о человеке определенной профессии с точки зрения эффективности работы человека в профессии. Было бы резонно при освоении профессии дополнительно осмыслить собственную личностную структуру с точки зрения развития определенных профессионально значимых личностных черт. Как и любая профессия, профессия консультант - психолог, которая активно осваивается выпускниками психологических факультетов, требует дополнительного осмысления собственной личностной структуры с точки зрения наличия определенных личностных черт. На вопрос: «Какими профессиональными личностными чертами должен в первую очередь обладать психолог – консультант?» 80% студентов – психологов на первое место поставили толерантность и этичность, и ни один психолог не назвал такую личностную черту как открытость. Является ли такая личностная черта как открытость профессиональной личностной чертой консультанта - психолога? Сможет ли профессиональный консультант – психолог в процессе своего личностного развития, работая над своей личностной структурой, обрести такую личностную черту как открытость? К сожалению, не только содержание это личностной черты, но и само содержание понятия «открытость» слабо представлено в сознании нашего современника. Кроме того, это понятие дискредитировано непрофессиональными политиками и людьми, пришедшими во власть без полного осмысления свого личностного развития.

С нашей точки зрения, профессиональный психолог – консультант – это человек не просто с профессиональным образованием, но в первую очередь человек, идущий по пути профессионального развития, в процессе которого обязательно формируется такая черта личности как открытость.

Профессиональное развитие, затрагивающее и перестраивающее внутренние психологические структуры человека, протекает достаточно неравномерно. Есть профессии, акцент в развитии внутри которых сделан на развитии индивидных качеств (например, оператор). Творческие профессии предполагают развитие качеств индивидуальности, а такая профессия как психолог – консультант требует развития определенных черт личности. Очевидно, уместно говорить о проблемах профессионализации с позиции проблемы психического развития, причем рассматривать эти проблемы на разных уровнях развития в том числе, на мировоззренческом, духовном уровне. Каждый из этих уровней может быть внутренне конфликтен, диалогичен, полемичен, связан с взаимодействием внутреннего «Я» и общества.

С точки зрения психоанализа можно, с нашей точки зрения, выделить следующие уровни и источники психического развития: индивидный уровень, источником развития которого является природой запрограммированное Ид, а результатом неосознанное, бессознательное поведение индивида; индивидуальный уровень, источником развития которого является Эго-осознание, осознание своего «я», а результатом осознание своего поведения и своей индивидуальности; личностный уровень, источником развития которого является Супер-эго: неосознанное или осознанное принятие тех норм и требовании общества, на основе которых возникает выбор поведения, его контроль и дальнейшая регуляция поведения личности.

С точки зрения культурно – исторической концепции неравномерность и особенности развития каждой из функциональных подструктур психики составляют сложную динамику развития человека в целом и отражены в структуре его поведения. Структура поведения человека понимается Выготским Л.С. как проблема структуры его сознания. Формирование структуры сознания детерминировано особенностями мышления, которыми обладает человек и зависит от способности к обобщению и осознанию.

Процесс сознавания по степени глубины и интегрированности разных ощущений (уровень обобщения) может носить различный характер и отражен в словаре англоязычных стран в содержании двух понятий «awareness» и «consciousness». Термин «осознание» в гештальттерапии обозначен как «awareness». Этот американский термин используется в противо­положность другому термину – «consciousness».

Кембриджский психологический словарь дает следующее толкование этого термина: «consciousness» - феномен личного, субъективного опыта. Этот опыт может быть непосредственно чувственным, запомнившимся или воображаемым. Полученный опыт может взаимодействовать с внешней средой и внутренними психическими состояниями таким образом, что это может привести к изменению состояния или каких-либо аспектов субъективного опыта» [2].

Формулировка достаточно неопределенная и отражает современное состояние изучения проблемы сознания.

«Consciousness» – это тер­мин, которым описывается рефлексивное сознание, мышление в психоанали­тических подходах, т.е. это осознание, которое опирается на логические по­строения и другие мыслительные конструкты. «Awareness» – форма сознавания, которой обладает на своем уровне также и животное. В этой форме сознавания интегрируется одновременно и двигательная, и сенсорная и мысли­тельная деятельность человека. «Можно было бы сказать, что это осознание является немедленным имплицитным знанием»[3].

За понятием «consciousness» стоит анализ причинно-следственных связей воспринимаемых явлений, за понятием «awareness» - уровень автоматизма хорошо отработанной внутренней программы, которая вызывает доверие на организмическом уровне человека при анализе воспринимаемых явлений. Не случайно В.Шутс в процессе работы на своих методологических семинарах выделял такие понятия как «ум ума» и «ум тела». Последнее понятие можно описать как уровень сознания «awareness», который проявляется в спонтанном поведении и реализует интуитивно найденные верные решения. Уровень «awareness» бесконфликтен для человека, поскольку интегрирует в себе знания, полученные в результате организмического опыта и достоверно символизированные на уровне сознания, если рассматривать работу сознания с точки зрения К. Роджерса. Уровень «consciousness» может быть внутренне-конфликтен несмотря на кажущуюся логичность и причинно-следственный анализ, которому подвергается полученный жизненный опыт человека. Проведенный анализ может не обладать достоверностью в силу ошибок символизации, на что указывает в своих работах К. Роджерс. Чаще всего такой анализ представляет собой первичный поиск объяснения того, что я чувствую, и после предварительной оценки актуализирует защитные механизмы личности и, по сути, блокирует тревогу человека по поводу того, что трудно подвергается рациональному анализу с позиции сформированного «Я». Таким образом, для человека, который имеет сознание «awareness», психолог-консультант не может выступать в роли гуру и чаще всего консультации психолога носят характер сотрудничества, в котором происходит взаимное обогащение клиента и психолога. Для человека, сознание которого может быть описано термином «consciousness», сотрудничество с психологом эффективно в том случае, если уровень осознания исследуемой проблемы психологом-консультантом глубже уровня осознания проблемы клиентом, т.е. психолог обладает сознанием «аwareness» и достаточным жизненным опытом. Если же и клиент и психолог – консультант обладают уровнем сознания «consciousness», то возникают опасения, что они легко перейдут на уровень актуализации защитных механизмов личности, в частности по типу интеллектуализации. Процессы сознания (процесс сознавания и осознания) являются психологическим орудием, которым работает психолог – консультант. Таким образом, качество и глубина процессов сознавания и осознания, которыми обладает сам психолог - консультант, является критерием оценки особенностей психического взаимодействия.

Одним из центральных понятий в теории FIRO В. Шутса является понятие «откры­тость». В научной психологической литературе мы находим упот­ребление этого термина в различных контекстах. Понятие «открытость переживанию» введено в научную литературу К. Роджерсом и означает «способность человека переживать то, что происхо­дит внутри него, без чувства угрозы»[4]. В принятой сегодня классификации личностных черт выделен такой фактор, как «открытость новому опыту».

С нашей точки зрения «открытость переживанию» приводит к новому психологическому опыту, т. е. является также «открытостью новому опыту». В.Шутс употребляет поня­тие «открытость» чаще всего в контексте понятия «открытость пережива­нию». Так же как и К. Роджерс, он считает, что при открытом выражении чувств, как позитивных так и негативных, человек становится ближе к собст­венным чувствам. Следовательно, чувства теряют свою ригидность. Сведе­ния о себе, выраженные в терминах чувств, а не оценок, облегчают принятие человеком информации о себе, отпадает необходимость в активной защите Эго. В результате человек более способен к принятию новой информации о себе, к изменениям, способствующим личностному росту.

Рассматривая осознание как механизм развития личности, В.Шутс стоит на позициях Эго-психологии. Задача осознания – приблизить знания о себе к реально существующей практике, к структуре реально существующих эмоциональных отношений. Опреде­ленный тип информации не рефлексируется и человек имеет о себе неполное знание. Он редко предстает перед собственным внутренним взором в истин­ном свете. Таким образом, человек – это далеко не то, что он знает о себе.

Увеличение осознания себя начинается с решения смотреть в глубину своего « я»: «… у меня есть все необходимое, что­бы понять себя. Я буду знать себя, когда испытаю ситуации, требующие всех моих способностей. Я также буду знать себя, когда преодолею страх увидеть себя таким, каков я есть. Я должен быть готов пожертвовать своей оценкой себя сегодня ради открытия себя завтра; неважно, что именно я обнаружу; неважно, как много энергии я потратил на то, чтобы скрыть части себя от самого себя. В качестве центральной части самопонимания, я должен лучше познакомиться со своим телом»[5] - пишет В. Шутс.

Для того, чтобы оценить всю глубину мысли цитируемого автора, мы приводим дословно часть рабочего материала из тренинга В. Шутса, который он проводил в России в 1992 году. Анализ этого материала позволяет определить содержание понятия « открытость» как осознание самого себя плюс искренность, в которой реализуется самораскрытие. Рефлексия содержания процессов самосоознания и самораскрытия приводится ниже. И так:

САМООСОЗНАНИЕ

  • То что я позволяю себе осознавать из переживаемого мною, это мое самоосознание.

  • Если я боюсь, или стыжусь, или чувствую себя виноватым относительно чего-то в себе, я подавляю или отрицаю существование этого.

  • Та часть моих переживаний, которые я не позволяю себе осознавать, называется бессознательным или неосознаваемым.

  • Относительно того, что я осознаю, я могу сознательно решать, как я хочу с этим быть или поступать. Если я не осознаю что-то, оно может контролировать меня и направлять мое поведение непонятным для меня и безотчетным способом.

САМОРАСКРЫТИЕ

  • Если я выбираю рассказать вам о том, что я осознаю – я самораскрываюсь. Если я выбираю сказать вам что-либо, противоречащее осознаваемому мною – я искажаю. Если я выбираю не говорить о том, что знаю – я умалчиваю. Для того, чтобы быть полностью открытым, я должен быть осознающим и искренним. Если я искренен, но мое осознание невелико, то, что получается, может быть названо синдромом честного политика. Если я искренен, но не позволяю себе осознавать многого, результат обычно скучен.

Самоосознание без искренности – это синдром Маккиавелли. Встречаются люди, хорошо осознающие себя и намеренно скрывающие что-то, или вводящие окружающих в заблуждение[6].

В. Шутс предлагает схему уровней открытости, работая в соответствии с которой, человек обучается осознанию собственных чувств. В процессе обу­чения фокус внимания человека смещается с аффекта (момент привычного выражения чувств – 1-й уровень) на познание (3-й уровень), более глубокие уровни открытости позволяют осознать стоящие за аффектом глубинные чувства и продвинуться в самоосознании и самораскрытии.

«Осознание неосознаваемой части меня» протекает на основе обратной связи с самим собой в процессе рефлексии своих чувств и предполагает преодоление защитных механизмов. Рефлексия чувств – сложный и длительный процесс, который предшествует процессам осознания, и которому требуется учиться. Процессы осознания позволяют структурировать индивидуальный опыт, выступают в качестве источников психического развития и усложнения структуры личности, в частности, структуры личности консультанта – психолога, и обеспечивают успешность его личностного и профессионального развития. Профессиональное развитие предполагает не просто специфическую личностную структуру, но, как утверждают современные ученые, профессионализм приводит к специализации морфо-функциональной структуры головного мозга, следовательно можно говорить о специализации восприятия, мышления и др. психических процессов профессионалов. Исследования в области психофизиологии позволяют рассматривать проблема профессионализации как проблему специфичной структуры работы морфо-функциональной системы головного мозга человека. 14 декабря 2009 г. состоялся доклад Ю.И. Александрова на Общем собрании Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН на тему «Мозг человека и его мир». В докладе, посвященном мозговым основам психики и поведения, происходящего в социокультурной среде, продемонстрированы яркие примеры специализации нейронов у животных и человека, а также связанные со специализацией феномены зависимости активности центральных нейронов и рецепторов человека от цели поведения. Обосновано положение о том, что структура индивидуального опыта есть фиксированная история его формирования. Продемонстрированы данные о зависимости функционирования и даже анатомии мозга человека от того, какова его позиция в социуме (профессиональная специализация)»[7].

Вернемся вновь к поставленным нами вопросам в начале статьи и постараемся ответить на них. Является ли такая личностная черта как открытость профессиональной личностной чертой консультанта - психолога? Безусловно, да, поскольку сам процесс взаимодействия и сотрудничества с другим предполагает получение нового опыта и открытость новому опыту в осознании чувств и в построении новых моделей субъективной реальности. Оказывать помощь другому человеку в осознании его проблем эффективно при условии осознания собственных проблем.

Сможет ли психолог - консультант в процессе своего профессионального развития, работая над своей личностной структурой, обрести такую личностную черту как открытость? С позиции современной психофизиологии хотелось бы отметить оптимистично и однозначно «да», но умение рефлексировать и осознавать не просто умственные способности, которые можно развить, но и большой труд переживания, к которому необходимо приучить себя профессионалу консультанту.

Библиографический список:

  1. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Редактор – составитель Л. А. Карпенко. Психология развития. Словарь. Редактор А. Л. Венгер. Речь, М – СПб., 2005. – С. 21

  2. The Cambridge Dictionary of Psychology. General Editor David Matsumoto San Francisco State University. Cambridge University Press, 2009. – P.158.

  3. Жан-Мари Робин. Гештальттерапия. Пер. с фран. И.Я. Розенталь. М., 1996. – 64c.

  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Пер. с англ. – 3-е международное издание – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – С.537-539

  5. Шутс В. Человеческий элемент. Рабочая книга. WSA. Перевод с англ., СПб., 1992. – С. 7–8.

  6. Шутс В. Глубокая простота: Основы социальной философии. Пер. с англ., СПб.: «Роза мира», 1993. – С. 22.

  7. Журавлев А.Л. «Основные итоги научной деятельности института психологии РАН за 2009 год».

URL: http://ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n2226.html (дата обращения: 4.03.2010).

Библиографическая ссылка

Купцова Н.В. "Открытость как профессиональная черта личности психолога-консультанта" // Актуальные вопросы психологии и психологического образования.
URL: http://econf.rae.ru/article/5253 (дата обращения: 26.04.2024).



Сертификат Получить сертификат