Заочные электронные конференции
 
     
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
З. В. Кабалоев, Л. М. Кубалова


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Л. М. Кубалова, доцент, декан химико-технологического факультета СОГУ

З. В. Кабалоев, магистрант химико-технологического факультета СОГУ

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Проведен анализ рабочих программ в отношении перехода на двухуровневую систему и введению ГОС ВПО 3-го поколения, взятого из Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова инемецкого Рур-университета г. Бохума (РУБ). Несмотря на близость изученных рабочих программ, имеются существенные различия в наборе изучаемых дисциплин, а также последовательности изучения и в сроках реализации обучения.

Ключевые слова: болонский процесс, стандарт третьего поколения.

Болонским процессом с 1999 года – года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств – стали именовать движение, цель которого заключается в «гармонизации» систем образования, прежде всего высшего, стран Европы [3].

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран – участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Это означает, что Россия перестает быть в изоляции и получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса (их вместе с другими присоединившимися странами теперь 46).

В связи с таким переворотом в образовании, с переходом Российского образования в Болонский процесс и попытки создания проектов третьего поколения – целью нашей работы явилась понятие процесса как перехода на двухуровневую подготовку специалистов по схеме бакалавр-магистр, так и проекты создания Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) третьего поколения.

Основные идеи Болонского процесса не оперируют понятием «образовательный стандарт», однако все же для российской системы образования стандартизация образовательных программ является актуальной и важной, так как она обеспечивает профессионально-ориентированный подход к образованию и единое образовательное пространство. Поэтому проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов также актуальны и важны для российской высшей школы.

Химико-технологический факультет Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (СОГУ) осуществляет подготовку бакалавров по направлению «Химия (начиная с 2008 года) и магистров по направлению «Химия» (начиная с 2009 года). Образовательная программа (ОП) бакалавра (срок реализации 4 года) включает в себя четыре цикла дисциплин:

  1. гуманитарные и социально-экономические дисциплины (иностранный язык, экономика, отечественная история, педагогика, филосо­фия, правоведение, психология, русский язык и культура ре­чи и др.);

  2. общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика, физика, биология с основами экологии, информатика, строение вещества, методика преподавания химии и др.);

  3. общепрофессиональные дисциплины (неорганическая химия, аналитическая химия, органическая химия, физическая химия, высо­комолекулярные соединения и др.);

  4. специальные дисциплины.

Помимо обязательных дисциплин ОП бакалавра содержит в каждом цикле ряд курсов по выбору студентов, а также факультатив. Итоговая аттестация бакалавров включает сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.

Руководствуясь идеей создания ин­тегрированной научно-образовательной структуры в сфере высшего химического образования, нами была проведена сравнительная характеристика рабочих программ немецкого Рур-университета г. Бохума (РУБ) и Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, а также обсуждения состояния науки и высшего образования. При этом выяснилось, что, несмотря на определенную близость образовательных программ бакалавров в обоих университетах, имеются существенные различия в наборе изучаемых дисциплин, их программах, последовательности изучения, сроках реализации обучения. Так, подготовка бакалавра в Рур-университета г. Бохума (РУБ) осуществляется за 6 семестров (3 года обучения) и включает в себя изучение следующих дисциплин:

физики, математики, общей химии, неорганической химии, органической химии, аналитической химии, физической химии, математических методов в химии, теории химической связи, технической химии, био­химии, методов структурного анализа, а также ряда курсов по выбору студентов и дополнительных дис­циплин.

Попытки сопряжения ОП бакалавров, реализуемых в СОГУ и Рур-университета г. Бохума (РУБ), не были успешными из-за различия в сроках обучения (4 и 3 года соответственно), различия подходов к формированию ОП (например, подготовка бакалавров в Рур-университета г. Бохума (РУБ) не предусматривает обязательного изучения гуманитарных и социаль­но-экономических дисциплин), различия в оценке трудоемкости усвоения дисциплин учебного плана (в Рур-университета г. Бохума (РУБ) трудоемкость оценивается в кредитах). Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы.

Можно надеяться, что разрабатываемые нынче ГОС ВПО третьего поколения позволят преодолеть трудности, препятствующие международной интеграции национальных образовательных программ. Ассоциацией классических университетов России и Учеб­но-методическим объединением по классическому университетскому образованию России, недавно опубликован документ «Подходы к проектированию ГОС ВПО третьего поколения» [1], где учтены требования Европейской образовательной системы. В частности, в указанном документе предлагаются проекты ГОС ВПО, базирующиеся на компетентностном подходе к результатам образования (общие компетенции, профессиональные компетенции) и использовании системы зачетных единиц (кредитов) [2] в качестве меры трудоемкости учебной работы. С позиций этого подхода Советом по химии УМО по классическому уни­верситетскому образованию разработан вариант ОП бакалавра по направлению «Химия». Образовательная программа содержит три раздела: общеобразовательный, основной образовательный и аттестационный.

Общеобразовательный раздел состоит из трех блоков:

  1. Блок основных фундаментальных дисциплин (федеральные компоненты и элективные курсы гуманитарных, математических, естественнонаучных и общепрофессиональных химических дисциплин, составляющих основу базового фундаментального образования).

  2. Блок поддерживающих фундаментальных дисциплин (федеральные, региональные вузовские компоненты и элективные курсы гуманитарных, математических, естественнонаучных, общепрофессиональных химических дисциплин).

  3. Блок дополнительных дисциплин (факультативы).

Основной образовательный раздел включает в себя один блок – блок профессионально-ориентированных дисциплин (региональные вузовские компоненты специальных дисциплин).

Аттестационный раздел включает в себя государ­ственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

Трудоемкость учебного труда студента при ус­воении отдельных дисциплин или блоков модулей дисциплин предлагается оценивать в академических кредитах (зачетных единицах). За полный академический год очного обучения начисляется 60 кредитов. Этот параметр взят за основу при разработке подходов к решению поставленных задач [4].

Таким образом, для получения дипло­ма бакалавра студент должен набрать 240 кредитов (за весь период обучения), а для получения диплома магистра студент должен набрать 360 кредитов (за весь период обучения).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Подходы к проектированию Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения (разработки экспертов АКУР и УМО по классическому университетскому образованию) [Текст].- М: МГУ. 2005.

  2. Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 года, г. Москва/ Под ред. В.Н. Чистохвалова. – М.: Изд-во РУДН, 2003.

  3. Международное образование. Вопросы реализации идей Болонского процесса: Сборник статей. – Омск: Изд-во ОМГПУ, 2005.

  4. Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования: Материалы конференции (г. Москва, 2002г.).

Библиографическая ссылка

З. В. Кабалоев, Л. М. Кубалова БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5424 (дата обращения: 28.03.2024).



Сертификат Получить сертификат