Заочные электронные конференции
 
     
Экологическое и эстетическое воспитание детей в процессе изучения флористики
Нефедова И.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Экологическое и эстетическое воспитание детей

в процессе изучения флористики

Нефедова Ирина Алексеевна,

педагог дополнительного образования ГОУ ДОД Республики Марий Эл

«Детский эколого-биологический центр»

 

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя…

А.С. Пушкин

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Решение данной проблемы неразрывно связано с формированием экологической культуры населения планеты и, прежде всего, подрастающего поколения.

Большая роль в развитии ребёнка отводится эстетическому и экологическому воспитанию. Одним из действенных средств является искусство флористики, которое известно ещё со времён А.С. Пушкина.

Трудно сказать, где находятся истоки этого искусства. Однако, известно, что еще во времена А.С. Пушкина девушки коротали долгие зимние вечера, составляя букеты из листьев и цветов, которые затем наклеивали на картон. Засушенные плоские цветы встречались в культурах древней Иудеи и Египта, в V–III веках до нашей эры. Прессованные растения в виде гербария известны в Европе со времен средневековья. В Россию флористика пришла из Европы благодаря художникам-авангардистам. Начиная с 20-го года ХХ века, искусство флористики стало возрождаться в России.

В конце 50-х – в начале 60-х годов нашего столетия массовое распространение флористики как особого вида творчества связано с именем Мамонтовой Зои Алексеевны. Суровой зимой 1943 года в Москве открылась необычная выставка, где вместо привычных красок работы были выполнены растениями. В грозном окружении военных будней, работы представленные в вернисаже, выглядели особенно трогательно и прекрасно. Персональные выставки художницы привлекли к ней последователей, и в 1960 году вокруг З.А. Мамонтовой образуется группа художников-флористов. А в 1961 году с успехом проходит первая выставка флористов-любителей.

Благодаря разработанному Мамонтовой оригинальному методу засушивания, растения в течения десятилетий сохраняют форму и цвет, не рассыпаются. В коллекциях у Мамонтовой нашла отражение флора Украины, Беларуси, России. Ее работы снискали признание не только наших ученых, но и зарубежных естествоиспытателей. Флористика стала очень популярной в России, и достигло своего расцвета.

Слово «флористика» происходит от имени древнеримской богини Флоры, которая является богиней распускающихся цветов, которая начинает властвовать над всеми видами растений с приходом весны.

Термин «флористика» заключает в себе смысл создания художественного произведения с использованием засушенных элементов растительного материала – цветы, листья, мох, лишайник, кора деревьев, семена растений, пух, солома и другой природный материал.

Флористику можно назвать одним из видов аппликации. Только эта аппликация является не совсем обычной, так как в ней используются необычные материалы. Каждый лепесток или листик превращает картину в игру чудесных образов.

Флористикой могут заниматься люди всех возрастов. Трехлетний малыш с помощью мамы выкладывает из листьев бабочку. Зрелый флорист из огромного разнообразия растительного материала создает прекрасные пейзажи. Трудно переоценить значение флористики для эстетического и экологического воспитания детей и подростков.

Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и уважения к окружающей природе, рождают желание оберегать и сохранять её. Интересные пейзажи, натюрморты, композиции из засушенных цветов, трав, соломы и других природных материалов создаются без кисти и красок, дают этим цветам вторую жизнь, а сами занятия приносят необыкновенную радость творчества, расширяют кругозор, делают детей более чуткими и терпимыми.

Флористика несет в себе и психотерапевтическое целительное воздействие на душу ребёнка. Она позволяет детям соприкоснуться с прекрасным и удивительным миром природных материалов, способствует успешному развитию интеллектуальных и творческих способностей. Навыки и знания, полученные на занятиях, способствуют общему развитию личности ребенка и помогают в освоении программы среднего образования. И если ребенок смотрит и восхищается разнообразием цветовой гаммы растений, вдыхает аромат трав, учится различать их запахи, то впечатление от близости общения с этим миром сохранится в его памяти на всю жизнь.

Природа щедра на краски. В пору листопада выдаются дни, когда природа как бы замирает в благоговении. Пойдя с детьми на экскурсию в природу, вы можете наблюдать разнообразие оттенков от лилово-красных листьев осины, багряных – черёмухи, и золотых – берёзы. Эта красота ждёт ребят для творчества. Природа даёт в руки материал, обладающий необычайными возможностями. Ведь можно создать совместно с ребятами на занятиях произведения в любой манере, под любые техники – и под живопись маслом, когда листья и лепестки – как мазки краски ложатся на работу, под графику, когда соломинки и травы – штрихи, и под изделия народных промыслов. Сама природа рисует за нас. Каждый цветок, каждый листик, каждый стебелёк несёт свои художественные возможности. Звёздочки тополиного пуха сразу рождают образ снежной метели. Тополиный пух позволяет делать работы близкие к графике, «рисуя» белым по-чёрному, как черно-белая фотография.

Отдельное место во флористике занимают работы из соломки. Соломка – настоящее золото, которым природа щедро одарила нас для творчества. Сухие стебли хлебных злаков – ржи, пшеницы, проса, риса, овса, ячменя, имеют гладкую, золотистую структуру, которая хорошо имитирует дерево, поэтому сооружения деревянного зодчества особенно удачно изображаются в соломке в технике аппликации. Не менее красивы из соломки цветочные композиции, жанровые сценки, пейзажи на шпоне и изображение птиц.

Занятия флористикой способствуют не только воспитанию, развитию эстетических чувств, художественного вкуса, коммуникабельности, развитию творческих способностей детей, пополняют навыки и умения, необходимые детям, но и развивают мелкую моторику рук, внимание, интеллект и творческую активность. Творческая работа приносит душевное равновесие, радость, свободу самовыражения, позволяет детям фантазировать.

Объединение «Юный флорист» ГОУ ДОД РМЭ «Детский эколого-биологический центр» начало свое существование с 1998 года. На занятиях в объединении обучающиеся узнают секреты флористики, дизайна, аранжировки, ведут исследовательскую деятельность, играют, принимают участие в экологических мероприятиях.

Целью объединения является формирование эстетической и экологической культуры как части духовной культуры обучающихся.

В процессе обучения в объединении «Юный флорист» мной используются различные формы и методы, способствующие экологическому и эстетическому воспитанию. Для младшего возраста проводятся экскурсии, прогулки в природу, например в страну Листопадию, где ребята знакомятся с осенними изменениями в природе, с разнообразием форм листьев и цветов, плодов, с правилами поведения в природе, сбором растений, учатся бережному отношению ко всему живому. А аппликация из собранных листьев и цветов – один из способов вовлечения детей во флористику, например выполнение из листьев – рыбок, медведя, ежа, бабочек. Детям наиболее интересно играючи создавать сказочных персонажей из природного материала, так как можно использовать лепестки цветов и листья любых размеров и расцветок, полностью реализуя свои фантазии, знакомясь с названиями и разнообразием форм древесных и травянистых растений и правилами сохранения их.

Прогулки с детьми на участок знакомят их с овощными культурами, с родиной их произрастания, с разнообразием плодов и семян. Им нравится собирать и работать с семенами, оформляя панно или вазочку, шкатулку, горшочки для комнатных цветов, обмазав предварительно слоем пластилина толщиной в полсантиметра, заполняя косточками от арбуза, дыни, яблок; семенами календулы, лаватеры, горошка, фасоли и других плодов и семян по индивидуальному эскизу. Такая работа развивает моторику, эстетический вкус, творческую активность, познавательность.

Для творчества обучающихся младшего возраста часто используются сыпучие материалы – опил, манка, ломаные листья, яичная скорлупа, шелуха луковичных. Ребята с удовольствием выполняют фантазийные работы «Утро», «Чудо-дерево» или выполняют работы по предложенному трафарету «Дельфины», «Птицы леса», промазывая основу клеем ПВА и просыпая предварительно подкрашенным сыпучим веществом, самостоятельно создают пейзаж, подводный мир, образы животных и птиц. Для выполнения данных работ проводится предварительная подготовка ребят. Они знакомятся с флорой и фауной моря, океана, леса, луга, с взаимосвязью в природе, пополняя тем самым знания, интеллектуальные и творческие способности.

Младший возраст характеризуется также повышенной эмоциональной активностью, чуткостью, что является благоприятным условием для формирования заботливого отношения к природе. С обучающимися объединения «Юный флорист» мы посещаем Уголок живой природы, где ухаживаем за его питомцами, приобретаем навыки ведения наблюдений. Здесь ребята находят материал для творчества, такой как яркие пёрышки волнистых попугаев, белые перья голубей, используя их в дальнейшей работе для украшения рамочек, композиций, панно.

Для обучающихся старшего школьного возраста наиболее характерно бережливое и ответственное отношение к природе. Флористика становится в этом возрасте мотивом эстетического и интеллектуального, экологического развития. Экскурсии позволяют детям самостоятельно заготавливать материал для творчества, помня, что природа живая, обогащают их новыми знаниями и впечатлениями, помогают в изучении целого ряда школьных предметов.

На занятиях в объединении обучающиеся знакомятся с флорой и фауной, с особо-охраняемыми природными территориями Республики Марий Эл, изучают различные способы подготовки природного материала для творчества, знакомятся с основами правильного построения перспективы и композиции, изучают цветоведение, дизайнерское искусство.

Во время занятий проводятся так называемые сеансы фантазии – игры с рассматриванием того или иного сложного корня, фактуры или просто пятна на бумаге, выполненного в техники живопись по «мокрому». Детям это интересно, здесь живо и наглядно демонстрируются возможности их воображения, фантазии и схожести с природными объектами.

На занятиях по флористике ребята выполняют коллажи, панно из природных материалов в различных стилях (вегетативный, пейзажный, декоративный, формо-линейный), этюды на сочетания и совмещения (корень и камень, кора и гриб, ветка и мох и т.д.). Так же изучают уроки икебаны, аранжировки, выполняют сплошную и контурную аппликацию из соломки, аппликацию из бересты, маркетри из листьев – все это развивает у детей вкус, развивает и углубляет эстетические и экологические знания.

На старшем возрастном этапе уделяется особое внимание индивидуальной работе. Здесь ребята раскрывают свои дизайнерские способности, навыки самостоятельно выполнять флористическую работу, начиная с подбора эскиза, разработки этапов выполнения, реализации замысла, доводя его до конечного результата, демонстрируя свои волевые качества. Они активно пробуют новые техники выполнения флористических работ в стиле «Терро», оформляют интерьер цветами и многое другое.

По окончанию изучения тем проводятся творческие выставки и конкурсы: «Осенний вернисаж», «Зимний букет», «Соломенная сказка», «Вальс цветов» и т.д., где ребята могут увидеть результаты своего творчества и творчество других. Лучшие работы направляются на республиканские, региональные конкурсы, что способствует творческой активности, эстетическому вкусу, развитию коммуникативных качеств.

Обучающиеся старшего возраста активно участвуют в организации праздников, конкурсов, викторин как для сверстников, так и для детей младшего возраста: «Посвящение во флориста», «Зеленая тропа», «Фитобар», «Зимние забавы», «Рождество», «Первоцветы», «Выставка цветов» и т.д., приобретая навыки общения, коммуникативные качества, интеллектуальные и творческие способности, общечеловеческую этику.

Законы флористики просты, естественны и прекрасно накладываются на общечеловеческую этику, гласящую, что живое – неприкасаемо, что природа – и храм, и мастерская, и для мастера нет ничего в ней неинтересного, что все природное – прекрасно, нужно только уметь увидеть.

Лев Толстой писал: «Одно из первых и признанных всеми условий счастья – есть жизнь такая, при которой не нарушена связь природы с человеком, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе...». Флористика совмещает в себе возможности максимального сближения с природой не на уровне созерцательности или дачного благодушия, а на уровне активного творчества, достойного культурного человека...

Библиографическая ссылка

Нефедова И.А. Экологическое и эстетическое воспитание детей в процессе изучения флористики // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5527 (дата обращения: 26.04.2024).



Сертификат Получить сертификат