Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дьякова М.Б.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дьякова М.Б.

Восточно-Сибирская государственная академия образования

Иркутск, Россия

Вопросы экологизации школьного образования уже давно обсуждаются и учёными: дидактами, психологами, методистами и учителями-практиками, однако решённым вопрос до сих пор назвать нельзя. Это можно объяснить целым рядом причин, в том числе и его многоаспектностью, требующей системного подхода, который нельзя свести только к рассмотрению проблем охраны природы, что ещё нередко встречается в школьной практике.

Экология, первоначально, наука об отношениях, существующих в природе. Отношения эти далеко не однозначны, поэтому рассмотрение их преимущественно как негативных результатов антропогенного воздействия на природу в целях воспитания у населения, в том числе детского, бережного отношения к природе является весьма важным, но не всегда корректным.

Представляется, что вопрос об экологизации образования, исходя из приведённого определения, можно рассматривать более широко, так как в основе учебно-воспитательного процесса всегда лежат отношения, прежде всего можно акцентировать отношения «человек - информация» и «человек - человек».

В связи с этим можно назвать несколько направлений экологизации школьного образования, в том числе химического: от предметного (локального) до управленческого (управление учебным процессом с позиций закономерностей экологии).

Если говорить о направлении предметном, то это, прежде всего, введение ряда экологических понятий в содержание школьного курса химии. Достаточно подробно рассмотрены эти вопросы в работах В.М. Назаренко, которая особое значение, в этой связи, придаёт формированию понятий о биогеохимических круговоротах химических элементов. Вопросы охраны природы целесообразно рассматривать с позиций влияния (часто негативного) антропогенных факторов на круговороты химических элементов.

Следующим направлением (управленческим) можно считать организацию учебного процесса по химии с позиций некоторых закономерностей экологии. В основе этого направления могут лежать представления О.Дункана и Л.Шноре об экологическом комплексе. В этом случае объект внимания – адаптационные процессы в педагогической образовательной среде, адаптация школьников может быть рассмотрена в связи с этим в двух аспектах.

Первый связан с адаптацией к учебному предмету «химия»: формирование мотивов её изучения, специальное формирование способов деятельности, характерных для данной области знания.

Второй связан с тем, что общеобразовательная школа должна создать субъектов познания, преадаптированных для продолжения образования в средних и высших специальных учебных заведениях, которые создают выпускников, преадаптированных к поствузовскому образованию. Таким образом, преадаптация может рассматриваться как основа будущей оптимальной адаптированности субъектов познания к постоянному самообразованию, в данном случае, в области химии.

В соответствии с этим принимаем положение о том, что все области знания связаны с изучением законов развития либо общества, либо природы. На «пересечении» их есть область знания, изучающая человека во всех проявлениях его индивидуальности - «человекознание». В связи с этим естественные дисциплины рассматриваются не только как учебные предметы о природе в целом, но и как учебные предметы о закономерностях функционирования организма человека. Их значение состоит как в фактологическом содержании, так и в формировании универсальных закономерностей, которые могут быть распространены и на организацию учебной (познавательной в целом) деятельности. В дидактическом «эквиваленте» область «человекознание» может быть представлена комплексом естественно-общественных учебных предметов. Учебных предметов, изучающих, в том числе, деятельность, ее структуру.

Социальный статус естественных дисциплин, в частности, химии в связи с этим может быть рассмотрен с различных позиций. Например, следует отметить их вклад в обучение процессам саморегуляции – это следующее, «промежуточное», направление экологизации школьного химического образования.

Саморегуляция, как центральное звено учебного процесса, позволит стрессовые состояния не доводить до дистресса, а сделать их продуктивными. В итоге это должно привести к повышению адаптационных возможностей человека как субъекта познания.

Таким образом, изучение химии должно быть экологизированным не только с более «узких» позиций – межпредметных связей химии и экологии, но с позиций понимания экологии в самом общем смысле - метапредмет о системах природных и социальных и отношениях внутри и между ними, с учётом роли и возможностей химии в этих отношениях.

2

Библиографическая ссылка

Дьякова М.Б. НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Экология и современное образование .
URL: http://econf.rae.ru/article/5687 (дата обращения: 25.05.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка