Заочные электронные конференции
 
     
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ КАК СПОСОБНОСТЬ РЕГУЛИРОВАТЬ СВОИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Ридецкая Ольга Григорьевна, кандидат психологических наук, психолог-консультант, акмеолог, православный педагог-психолог.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ КАК СПОСОБНОСТЬ РЕГУЛИРОВАТЬ СВОИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

  1. За последние годы в социальном мире особую актуальность приобрела способность к духовному росту, которая тесно связана с эмоциональной сферой человека.

  2. Способность регулировать эмоциональные переживания, рассмотренные в работах Адлера А., Барда П., Витта Н.В., Грея Д.Я., Коулмена Д. и др. теоретически доказали положение о качественной роли нравственных чувств и поступков. Что этические отношения в личной жизни человека (Абульханова К.А., Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Выготский Л.С., Додонов Б.И., Рубинштейн С.Л.) являются важной основой духовной жизни личности.

  3. Рубинштейн С.Л., писал, «…само мышление, как реальный психический процесс уже является единством интеллектуального и эмоционального», что «эмоция находится в единстве и взаимосвязи с мышлением…». Бодалев А.А. и Ковалев Г.А. дополнили, что «эмоциональная сфера человека выполняет функцию своеобразного фильтра, который чутко реагирует на характер воздействий из вне…».

  4. С точки зрения философских взглядов В.Сатир важно научиться использовать в мышлении согласованную работу двух полушарий головного мозга. Модернизировать свои эмоциональные состояния, чутко реагируя на чувства людей в общении, в деятельности. Учитывать тип личности и факторы, которые влияют на процесс общения и совместную деятельность: скорость восприятия другого человека в общении, скорость интеллектуального реагирования, осмысления высказываний от других, психоэнергетическое состояние личности в тот момент. Человеку важно гармонизировать общее состояние своего внутреннего «Я».

  5. Личность ощущает себя по-настоящему равной с другой личностью, если охвачена одной эмоцией или чувством, различий на этом уровне нет. Любая личность может ощущать чувство любви или ненависти, радости или грусти и т.д. Крайне важно научиться понимать эмоциональные импульсы других людей. Чувства - необходимая составляющая нашей жизни. Этот неиссякаемый источник наслаждения облегчает общение и придает силу и выразительность тому, что мы делаем, стимулирует наши идеи и воплощает интуитивные догадки. Если следовать чувствам других, то можно оказаться во власти эмоций.А. Асаджоли писал: «Вы не должны следовать своим чувствам, - ваши чувства должны следовать за вами».

  6. Профессор В.Г. Зазыкин рассмотрел, что «переживаемые эмоциональные состояния также оказывают сильное влияние на формирование первого впечатления». Он «обратил внимание на следующий факт: хорошее первое впечатление производят люди, буквально «генерирующие» положительные эмоции – улыбчивые, доброжелательные, обаятельные». «Переживаемое эмоциональное состояние является как бы индикатором возможных форм поведения, то есть, зная, какие эмоции владеют человеком, можно сделать вывод о том, как он себя будет вести, ведь любое поведение человека всегда эмоционально окрашено». Нужнознать, что первичная функция мозга – защищать, а первичная функция сердца– налаживать связь.

  7. Обращаясь к духовной практике православия «Беседы о нравственности», мы читаем: «Живые истоки нравственности исходят из внутренних движений разумной жизни, из ее сердечных влечений и требований, из ее стремлений к добру и отвращения от зла».

  8. Существует молитва, в которой есть строки о сердце: «сердце чисто созижди во мне, боже, и дух прав обнови в утробе моей». Оберегать свой внутренний мир «Я» от чувств - злобы, обиды, гордости, сохранять доброту и радость, нравственные качества. Это важные принципы духовно-развивающейся личности в жизни, в семье, в профессии.

  9. Известно, что в общении крайне важно проявлять уважение к личности, воспринимать свое внутреннее состояние, а не отражение окружающей обстановки. Важным является то, о чем мы думаем и как мы думаем – стиль, ритм, связность нашего мышления. Этот процесс похож на чтение молитв и святых книг, когда концентрация внимания мысли существует в молитвенном тексте через осознание божественного текста положительных мыслей, взглядов, поступков. Любое присутствие положительного влияния на наши чувства и мысли, есть важная составляющая развития духовного «Я» личности, как мужчины, так и женщины.

  10. В православной литературе мы читаем молитвы, обращенные к Пресвятой Богородице, которые начинаются или заканчиваются предложениями, в которых присутствует слово «Радуйся…».Радость как чувство сравнивают с чувством – любовь, а это мирный покой внутри, красота и приятие. Радость как чувство, которое доставляет веселье и блаженство в душе человеческой. Оно позволяет переживать победно грусть и обиды, гонение и не мудрое отношение к человеку, позволяет налаживать гармоничное состояние души с телом и разумом.

  11. В семье эти важные принципы необходимы для формирования духовных традиций, единых взглядов, воспитания и развития детей, образования крепкого единого тандема развития своего семейного сознания.

Литература.

  1. Антарова К.Е. На одной творческой тропе. Беседы с К.С. Станиславским. М. 1998 г.

  2. Вайсбах Х. Дакс У. Эмоциональный интеллект. Лик Пресс. 1988 г.

  3. Духовные беседы о нравственности, о душе. Изд–во Свято-Троицкий Ново – Голутвин женский монастырь. Коломна. 1996 г.

  4. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. «Тривола» 1997 г.

  5. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. М. Прогресс-Традиция. 1998 г.

  6. Ридецкая (Павицкая) О.Г. Влияние рефлексивной культуры на развитие интеллектуальных качеств руководителя государственной службы. М., 2000 г, РАГС при Президенте РФ. канд. дисс.

Библиографическая ссылка

Ридецкая Ольга Григорьевна, кандидат психологических наук, психолог-консультант, акмеолог, православный педагог-психолог. ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ КАК СПОСОБНОСТЬ РЕГУЛИРОВАТЬ СВОИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5929 (дата обращения: 27.04.2024).



Сертификат Получить сертификат