Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ
Н.Л. Макаркина


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Н.Л. Макаркина

доцент кафедры учета

и налогообложения

ГОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП»

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ

Значительное повышение ставок акцизов на топливо повлечет за собой удорожание содержания транспортных средств.

Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке [1].

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщают в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы [1]. Исходя из этого уплачивать транспортный налог должно то лицо, на которое зарегистрирован автомобиль.

В налоговом кодексе прописан закрытый перечень транспортных средств, не облагаемых данным налогом. В соответствии с пунктом 2 статьи 358 НК РФ в перечень транспортных средств, не облагаемых данным налогом, включаются:

- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

- промысловые морские и речные суда;

- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок;

- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы и т. д.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельхозпродукции;

- транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Если за компанией зарегистрированы транспортные средства, не поименованные в вышеуказанном списке, то транспортный налог следует платить в установленном порядке.

В соответствии с налоговым законодательством транспортный налог следует уплачивать с момента регистрации [1]. Обязанность по уплате транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия автомобиля с регистрационного учета [1]. В случае регистрации транспорта либо снятия его с учета в течение налогового (отчетного) периода исчисление налога производится с учетом поправочного коэффициента. Данный показатель определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с учета принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации автомобиля в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Рассмотрим на примере расчет суммы транспортного налога.

ООО «Импульс» в 2010 году приобрело автомобиль, который был зарегистрирован в октябре текущего года. Мощность двигателя автомобиля составляет 80 л.с.

В соответствии с налоговым законодательством налоговая база в отношении транспортных средств определяется как мощность двигателя в лошадиных силах [1]. Отчетными периодами для организации признаются I, II и III кварталы календарного года [1].

Организация исчисляет суммы авансовых платежей по транспортному налогу самостоятельно по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки [1]. Налоговые ставки указаны в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса и могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Так как организация владеет автомобилем с октября 2010 года, то необходимо рассчитать поправочный коэффициент (3 мес. : 12 мес. = 0,25) [1].

Ставка транспортного налога для автомобилей с двигателем мощностью до 100 л с. в 2010 году составляет 5 руб./л. Следовательно, сумма транспортного налога за 2010 год составит 100 руб. (80 л. с. х 5 руб./л х 0,25).

Срок уплаты налога устанавливаются региональными законами. При этом он не может быть установлен ранее срока, предусмотренного для представления налоговых деклараций. Налоговые декларации должны сдаваться не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом [1]. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования.

Таким образом, несмотря на то, что автомобиль временно не используется в деятельности организации, она должна уплачивать транспортный налог. Это означает, что, если на балансе числится автомобиль, который не используется, находится на ремонте, компания обязана платить налог в общем порядке.

В случае угона транспортного средства объектом налогообложения являются транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом [1]. В этом случае основанием для перерасчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.).

Следовательно, транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания налога (за исключением угона либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Рассмотрим расчет транспортного налога в случае угона.

У ООО «Свет» в мае 2010 года угнали грузовой автомобиль с двигателем мощностью 180 л. с. В ноябре 2010 года автомобиль был возвращен владельцу. Факт угона подтвержден оригиналом справки ОВД. В 2010 году автомобиль был во владении организации в течение семи месяцев.

При расчете транспортного налога следует учитывать, что месяц, в котором транспортное средство было зарегистрировано, и месяц, в котором оно было угнано, учитываются как полные месяцы. Если же автомобиль был угнан, а затем возвращен, месяц возврата автомобиля принимается за один месяц.

Таким образом, сумма транспортного налога за 2010 год составит 1050 руб. (180 л. с. х 10 л. с. х 7 мес. : 12 мес.).

На практике много споров вызывает определение категории транспортного средства. Очень распространены различные модели автомобилей «Газель», которые используются в предпринимательской деятельности компаний.

Так, например, «Газель-2705» по паспорту тип ТС — грузовой фургон, имеющий семь посадочных мест. Категория в паспорте ТС – «B» — легковой.

По мнению финансового ведомства, владельцы «Газелей» должны уплачивать налог по ставкам для грузовых автомобилей (письма Минфина России от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05, от 1 июля 2009 г. № 03-05-06-04/105). В своих разъяснениях финансисты апеллируют следующими доводами: указание в паспорте автомобиля категории «B» не свидетельствует о том, что оно относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

В третьей строке паспорта «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой — самосвал» и т. п.

В строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» — легковой автомобиль.

Таким образом, категория автомобиля в целях налогообложения должна определяться на основании типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в ПТС. Следовательно, в данной ситуации владелец «Газели» может применить ставку, установленную для легковых автомобилей. В этом случае возникнут споры с налоговыми органами.

Налогоплательщики-организации должны представлять налоговые декларации по транспортному налогу в инспекции [1]. Декларация заполняется налогоплательщиком, который осуществляет уплату налога (форма утв. приказом Минфина России от 13 апреля 2006 г. № 65н; п. 7 ст. 80 НК РФ).

Литература:

1. НК РФ.

2. http://www.pravcons.ru/

Библиографическая ссылка

Н.Л. Макаркина ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ // II Всероссийская заочная электронная научная конференция «Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения».
URL: http://econf.rae.ru/article/5955 (дата обращения: 19.05.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка