Заочные электронные конференции
 
     
Подготовка учащейся молодежи к военной службе в общеобразовательном учреждении
Суздалева А.М., Кошкина М.В., Санжеренко И.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПОДГОТОВКА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В ООБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Суздалева А.М., Кошкина М.В., Санжеренко И.А.

suzdalla@mail.ru

кафедра медицины и безопасности жизнедеятельности

института физической культуры и спорта

Оренбургского государственного педагогического университета

Анализ международной обстановки свидетельствует, что, несмотря на снижение угрозы прямой крупномасштабной агрессии против России, на современном этапе остается потенциальная военная опасность для нашего государства. Современные международные отношения в области обеспечения безопасности убеждают, что пока существует угроза для нашей Родины, необходимы мощные современные Вооруженные силы.

В целях обороны страны государство осуществляет систему мероприятий политического, экономического, социального, военного и правового характера. Это, в свою очередь предполагает дальнейшее совершенствование всей системы военно-патриотического воспитания молодежи.

После распада Советского Союза молодое государство столкнулась с таким проявлением в обществе, как спад в духовной и социальной жизни российского общества, размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого достоинства и единства [2].

Широкие слои населения, особенно молодежь, оказались не готовы к пониманию истинного значения важнейших изменений, происходящих в обществе и государстве, к преодолению трудностей переходного периода. Это связано с тем, многие негативные явления и процессы существовали в течение длительного времени, однако их кризисное проявление в реальной действительности стало оказывать активное воздействие на сознание, чувства и саму жизнь россиян сравнительно недавно.[6].

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения многогранна и требует разностороннего изучения. Одним из актуальных направлений её исследования следует считать выявление оптимальных социально-педагогических и психолого-педагогических механизмов формирования готовности молодых людей к воинской службе, являющейся священным долгом гражданина страны.

Сегодня нет ни одного учебного заведения, где вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи не рассматривались бы как приоритетные. С введением в школах курса «Основы безопасности жизнедеятельности» стал остро вопрос о подготовке подрастающего поколения к прохождению военной службы в рядах российской армии.

Педагогика воспитания воинского долга, как черты настоящего мужчины, имеет отношение к любому возрасту, начиная с ранних лет, и только в этом случае можно говорить о возможности подготовки все новых и новых поколений защитников Отечества [4].

Анализ современной психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что не смотря на то, что в последнее время наблюдается тенденция к повышению интенсивности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, насыщенности учебных программ, возросли требования к моральным качествам,, теоретической подготовленности и степени закрепления практических навыков, развитию физических данных и другим характеристикам среди учащейся молодежи, продолжают существовать такие негативные процессы, как снижение патриотизма в духовной и социальной жизни российского общества, размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого достоинства и единства. Отечественная история, ее героические события, выдающиеся деятели утратили силу нравственного идеала патриотического воспитания молодежи.

Проблема воспитания у подростков и молодежи готовности к защите Родины нашла отражение в исследованиях А.А.Аронова, С.А.Константинова, Р.А.Кемза , В.И.Бачевского. В этих работах были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с воспитанием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. А значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования [4].

Современные исследования в области патриотического воспитания базируются на трудах А.Н.Вырщикова (Концептуальные основы патриотически–ориентированного образования», 2004), Г.В.Средина («Основы военно–патриотического воспитания», 1988), Т.В.Беспалова («Политический патриотизм», 2004), Г.В.Зверевой («Патриотизм и его развитие», 2003), А.В.Кузнецовой (Патриотическая идея в российском обществе: генезис, состояние, тенденции», 2004) и многих других исследователей.

Теоретический анализ состояния проблемы и изучение педагогического опыта в этой области требуют продолжения исследования и других вопросов. Целенаправленная и интенсивная воспитательно-патриотическая работа в школьном периоде должна касаться, в первую очередь, учащихся старших классов, в особенности подростков и юношей, в связи с приближением срока призыва на военную службу [5]. В этом отношении важную роль способно сыграть военно-патриотическое воспитание, которое опирается на любовь к Родине, бережное отношение к традициям и подвигам наших соотечественников. У школьников старшего возраста уже сложились определенные понятия о военно-патриотическом долге, поэтому предполагается, что основное место в формировании процесса военно-патриотического воспитания, должно занимать не только теоретическое освоение программы по военно-патриотическому воспитанию, но и овладение практическими знаниями [1; 2].

Вышеизложенное определило выбор темы нашего исследования «Подготовка учащейся молодежи к прохождению военной службы» учреждений».

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки к прохождению военной службы учащимися.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности подготовки учащихся к прохождению военной службы.

Перед нами стояли задачи, включающие вопросы исследования роли патриотического воспитания (возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы), знания традиций, геральдики Вооруженных Сил РФ и героических подвигов российского народа, приобретение и развитие физических навыков, необходимых для дальнейшего прохождения военной службы.

Изучение педагогических условий, способствующих подготовке старшеклассников осваивались в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе № 1» города Соль-Илецк Оренбургской области при участии преподавателей ОБЖ, истории, литературы, классных руководителей, выразивших согласие принять участие в эксперименте. В эксперименте принимали участие ученики двух 11-ых классов в количестве 36 человек.

Для более четкого выявления роли патриотического воспитания на подготовку прохождения военной службы был подвергнут вопрос изучения источников, из которых учащиеся могли получить представления о герое-защитнике Отечества [2]. Эти данные были получены нами на основе анализа результатов анкетного опроса. В таблице 1 содержатся данные, позволяющие с определённой достоверностью составить картину о степени оказываемого влияния.

Таблица 1.

Различные источники, влияющие на формирование представлений старшеклассников об идеальном герое-защитнике Отечества

(%)

Виды источников

11 «А» класс

10 «1» класс

Нач.

Закл.

Нач.

Закл.

Знаменитые полководцы, герои войн в исторических произведениях

16,7

16,7

16,7

27,8

Образы героев художественной литературы

11,2

16,7

11,2

22,2

Встречи с ветеранами ВОВ

44,4

38,8

38,8

27,8

Встречи с участниками военных действий в Афганистане, в местах «горячих точек» России

44,4

55,5

44,4

55,5

Публикации о доблести военнослужащих при выполнении военного долга в СМИ

16,7

16,7

16,7

27,8

Художественные киноленты-«боевики»

38,8

44,4

44,4

55,5

Документальные фильмы, телепередачи о буднях и подвигах представителей ВС России

16,7

22,2

16,7

22,2

Истории о боевых подвигах родственников, услышанные из уст родителей

16,7

16,7

11,2

22,2

На основании этих данных можно сделать выводы об эффективности деятельности школы (как в учебном, так и в воспитательном процессе), семьи, средств массовой информации, продукции киноискусства, ветеранских организаций в приобщении молодого поколения к идеалам служения Отечеству, в том числе, в формировании их представлений об идеале российского воина - защитника Родины [2].

Методика незаконченных предложений позволила определить представления старшеклассников о патриотизме. Итоговая таблица 2 отражает полученные результаты.

Таблица 2.

Представления старшеклассников о патриотизме

Уровень знаний

11 «А» контрольный класс

11 «Б» экспериментальный класс

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Высокий

11,1%

16,7%

11,1%

44,5%

Средний

38,8%

44,5%

44,5%

44,5%

Низкий

50,1%

38,8%

50,1%

11,1%

Чувство патриотизма у 11 «Б» класса повысилось с 11,1% до 44,5% и превысило результат 11 «А» класса, полученный на констатирующем и контрольных этапах, соответственно 11,1% и 16,7%. Слабо развитые чувства патриотизма сохранились только у 2 человек экспериментального класса, что составило 11,1%. Этот показатель стал значительно ниже, чем у учеников контрольного класса, результат которого составил 38,8%.

Нами проводилась диагностика результативности подготовки юношей к военной службе. По разработанным тестам оценивался уровень знаний о военной службе и воинской деятельности. Полученные результаты отражены в таблице 3.

Таблица 3.

Уровень знаний учащихся о военной службе и воинской деятельности

Уровень знаний

11 «А» контрольный класс

11 «Б» экспериментальный класс

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Высокий

11,1%

22,2%

5,6%

44,4%

Средний

38,8%

44,5%

38,8%

33,3%

Низкий

50,1%

33,3%

55,6%

11,1%

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что уровень знаний экспериментального класса значительно вырос по сравнению с данными контрольного класса.

Главным показателем нашего исследования стало выявление готовности учащихся к военной службе [6].Для определения этого показателя старшеклассникам предлагались конкурсы, спортивные игры, решение ситуационных задач, проверка правовых вопросов регулирования прохождения военной службы. Цель диагностики - выявить динамику и особенности проявления в реальной жизнедеятельности тех индивидуально-психологических качеств, которые определяют успешность подготовки человека в учебном заведении и практической службы в армии. Полученные результаты отражены в гистограмме 1.

Гистограмма 1.

Рисунок 1. Готовность учащихся к военной службе

Из полученных результатов видно, что более высокий уровень готовности после формирующего этапа показали учащиеся экспериментального класса, у них наблюдается выраженный интерес к военной службе и воинской деятельности, что составило 94,4%, хорошие программные знания, идентификация себя как защитника Отечества, гражданина-патриота, обладающего организационными умениями показали также 94,4%.

В 11 «Б» классе 83,3% старшеклассников, имеют сформированные правовые знания, осознающие службу в армии как выполнение своего гражданского долга. Явные проявления важных для военной службы личностных качеств и ценностных ориентации в экспериментальном классе показали 88,8% учащихся, что значительно превысило результаты контрольного класса.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать выводы, что подготовка учащейся молодежи целенаправленно должна продолжаться в образовательных учреждениях. Педагогическая подготовка юношей к военной службе рассматривается как компонент воспитательной системы школы. Педагогические условия подготовки старшеклассников к военной службе обусловлены педагогическими закономерностями формирования ценностных ориентации личности, определяющими смысловые основы воспитания гражданственности и патриотизма.

Список литературы:

  1. Васнев, В.А. Основы военной службы / В.А. Васнев, А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. М.: Издательский центр «Академия: Мастерство: Высшая школа», 2001.

  2. Гизатуллин, Р.Ш. Нравственно-патриотическое воспитание старшеклассников на героических традициях российского офицерства. /Р.Ш. Гизатуллин Р.Ш. Дис. Канд.пед.наук. Казань, 2006.

  3. Дубронин, В.Н. Военная служба. Поступление, призыв, увольнение. Справочное пособие / В.Н. Дубронин, Ю.И. Мигачев. М.: ООО издат. «Юрлитинформ», 2000.

  4. Радионов, Е.Г. Педагогические основы воспитания готовности молодёжи к защите Отечества / Е.Г. Радионов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2002. 32 с.

  5. Осьмачко, С.Г. Военно-патриотическое воспитание допризывной и призывной молодежи в годы ВОВ. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд.ист.наук./С.Г. Осьмачко. - Ярославль, 1990.

  6. Танюхин, В.П. Педагогические основы подготовки юношей-старшеклассников к военной службе. Дисс.на соискание ученой степени д-ра пед.наук. /В.П. Танюхин. -М.: РГБ, 2003.

Библиографическая ссылка

Суздалева А.М., Кошкина М.В., Санжеренко И.А. Подготовка учащейся молодежи к военной службе в общеобразовательном учреждении // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5997 (дата обращения: 19.04.2024).



Сертификат Получить сертификат