Рассмотрение творчества Владимира Николаевича Крупина через призму православной культуры
Владимир Николаевич Крупин трудится в русской литературе уже более 30 лет. За это время им написано и издано множество замечательных произведений, выход каждого из которых с нетерпением ждут поклонники и почитатели его творчества. «О чем бы ни писал В. Н. Крупин - его произведения проникнуты духом православия, доброты в самом высоком понятии этого слова, подлинного, а не показного патриотизма. Он большой мастер психологического портрета, в его повестях и рассказах тонкий юмор, совсем как в жизни, переплетается с болью о сегодняшней России» (Л. Ефимова).
Творчество Владимира Николаевича широко оценено современниками. Для нас наиболее важным представляется мнение ближайшего друга и соратника автора, писателя Валентина Григорьевича Распутина. Он говорил, что «Владимир Крупин соединил в себе обе манеры — и письменную и устную; в его прозе очень сильный рассказывательный элемент. Впечатление такое, что письмо ему дается легко…. Кажущаяся легкость слова на самом деле достигается непросто, в тех же мучительных поисках, как и для всякого писателя, относящегося к слову с уважением. В художественной литературе очень важно, чтобы слово стояло радостно, опытный читатель всегда увидит эту радость от точного употребления и желанной работы — так оно чаще всего у Крупина и есть» (В. Г. Распутин).
Нельзя и не привести мнение другого не менее авторитетного человека, заведующего отделом критики журнала «Москва», замечательного современного критика Капитолины Кокшеневой, которая размышляя о Крупине, писала: ««Сколько писателей рассуждают о Боге, апокалипсисе, религиозном сознании! Принципиально важно другое — только религия остается по-прежнему «идеальным» источником отношения к жизни (и только реализм остается нашей последней живой идеологией). Важны не размышления, а само чувство веры. Обвально-дерзко, не соблюдая «приличий», без оглядки бросился в православие Владимир Крупин, не заботясь о том, что его откровенная манифестация непременно вызовет желание напомнить о его «партийном прошлом»... Но мне кажется, что эта крупинская безоглядность все же имеет под собой некие более широкие основания, ибо не только он, но и многие молодые писатели, сознательно выбравшие религиозный путь, меру своему чувству находили в народном чувстве веры».
Похвалой из уст Капитолины Кокшеневой является и сравнение автора с Федором Михайловичем Достоевским, при котором критик отмечала особую миссию того и другого в русской литературе. В книге «Русская критика» она отмечала: «Действительно, не только Владимир Крупин – наш современник, но и классик Федор Михайлович Достоевский никак не могут претендовать на роль проповедников и «учителей Церкви». Действительно, никакая «церковная тема» сама по себе не гарантирует художественное качество произведения. И все же не будем забывать, что душеполезная литература была всегда – она умиляла, трогала, заставляла тосковать о светлом и добром. Но никогда она не была агрессивна, никогда не была «проблемна», никогда не стремилась на передовые рубежи эстетики. Она только поддерживала в человеке надежду и теплое чувство».
Относя творчество автора к душеполезному чтению, критик отмечала, что у такой литературы всегда будет свой читатель, что никогда она не перестанет воздействовать на души и сердца людей.
Не обошел своим вниманием творчество автора и другой знаменитейший русский критик Игорь Золотусский, который из большой группы достойных писателей выделил лишь Владимира Крупина и отметил «новый язык его призы», «наклон пера в сторону правды и в сторону свободы слова», и то, что «в прозе Крупина на слух узнаёшь время». Не каждый писатель удостаивается столь глубокой и одобряющей критики.
Крупин – создатель замечательных произведений «Живая вода», «Сороковой день», «Прощай Россия – встретимся в раю», «Варвара», «Как только так сразу» и многих других. Среди многочисленных произведений писателя особо хотелось бы выделить повесть «Люби меня, как я тебя», которая является одной из ярких страниц творчества В.Н.Крупина и современной литературы. Повесть опубликована в журнале «Москва» за 1998 год, № 9. Это произведение с необычным и интересным сюжетом, в нем затронута «вечная» тема любви. Один из уроков по современной литературе по изучению «Русской литературы последнего десятилетия» можно посвятить обсуждению повести.
Повесть может стать важным моментом в воспитании школьников и становлении их личности, органично войдет в единый учебно-воспитательный процесс, так как полностью соответствует целям и задачам школьного курса литературы. А задача литературы как учебного предмета состоит в формировании всесторонне - развитой, нравственно-богатой, высоко-духовной личности.
Сюжет повести трогательный и в то же время трагичный. Молодой аспирант, приехав из Москвы в Петербург на конференцию, на один день, не ожидая ничего необычного, знакомится с девушкой, которой суждено стать любовью всей его жизни. Любовь застигает его неожиданно, он не может понять, когда он полюбил ее, ему казалось, что он знал и любил ее целую вечность. Но надо вернуться в Москву. Герой не находит себе места, снова едет в Петербург, добивается встречи. И, кажется, она тоже его полюбила. Но вмешивается судьба, героиня неизлечимо больна. Однажды, снова приехав в Петербург, он узнает, что Саши не стало. Повесть заканчивается трагично, но неясна судьба героя, он лишь говорит «больше ничего не помню». Это всеобъемлющая сила любви, когда обретя смысл жизни в другом человеке и теряя этого человека, люди подчас теряют смысл и своей жизни. Я думаю, герою в данном случае поможет выстоять та неимоверная и непоколебимая вера в бога, которую привила герою Саша. Она пришла в его жизнь, чтобы изменить его. Ее не стало. Но он изменился. А значит, не зря была эта встреча, не зря была эта любовь, и всю жизнь будет жить светлая память о ней.
В современной литературе очень мало столь пронзительных, чистых и искренних произведений, написанных, говоря излюбленной фразой великого тренера Татьяны Анатольевны Тарасовой, «на нерве», что подобные страницы хочется перечитывать и перечитывать, заново переживая эти неподдельные эмоции.
Произведения православного писателя В. Н. Крупина могут стать нашей нравственной и духовной опорой в трудном современном мире, оплотом душеполезного чтения. Любовь к Отечеству, доброта, милосердие, любовь и уважение к ближнему, терпение, любовь к прекрасному – вот главные отеческие потребности нашего времени. И эти темы буквально пронизывают произведения автора.
Размышление о Крупине хотелось бы закончить словами Валентина Распутина: «…именно по его книгам когда-нибудь будут судить о температуре жизни в окаянную эпоху конца столетия. Творческий опыт В. Крупина в этом смысле уникален: он был решительнее большинства из нас, нет, даже самым решительным».
4
Библиографическая ссылка
Бекшаева М.В. Рассмотрение творчества Владимира Николаевича Крупина через призму православной культуры
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6024 (дата обращения: 22.11.2024).