Заочные электронные конференции
 
     
"Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку"
Митрофаненко Л.М.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Поэтапность построения системы процесса обучения

При существующем многообразии форм и методов учебной деятельности для интенсификации процесса обучения наибольший интерес представляют универсальные, применимые для работы с различными видами представленной информации и позволяющие автоматизировать процесс обучения. Построение процесса обучения базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, согласно которой процесс усвоения информации должен включать этапы формирования ориентировочной основы действия, действия в материализованной форме, внешнеречевой его формы, внешней речи «про себя» и формирования действия во внутренней речи. За основу такой системы выбрана последовательная совокупность видов учебной деятельности, обеспечивающая поэтапное восхождение по уровням усвоения учебной информации.

Усвоение информации наиболее эффективно в условиях деятельности и в условиях взаимного общения. Эта деятельность в процессе обучения должна быть направлена на готовность к процессу обучения через ознакомительное действие, репродукцию, продуктивное действие и, наконец, творчество. Готовность к обучению можно обеспечить за счет использования психической саморегуляции состояния и информационной перегрузки.

Необходимо создать специальную психологическую установку на усвоение информации c последующей информационной стимуляцией, позволяющей загружать в подсознание большие объемы информации, реальное использование которой, на данном этапе невозможно, но зато эта подсознательная база дает возможность существенно интенсифицировать последующий процесс усвоения информации и активизировать «всплывание» в сознании ранее неосознанной. Подобное «возрождение» может произойти в процессе осуществления деятельности по анализу информации (реферирование, конспектирование, общение в игровых ситуациях). На начальных этапах обучения возможно использовать пассивные индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить большие массивы информации без обязательного ее осмысления. При этом на первых этапах обучения используются такие виды учебной деятельности, которые обеспечивают высокую пропускную способность в ущерб уровню усвоения. C применением технических средств и интерактивных методов пропускная способность подсознательной загрузки информации достигает 10 тыс. слов за 5 минут. Дальнейший процесс обучения в такой системе направлен на поэтапную активизацию пассивных знаний в разных видах учебной деятельности. Вместе с этим должен повышаться автоматизм владения информацией. На заключительных этапах обучения используются такие виды учебной деятельности, которые обеспечивают высокий уровень усвоения в ущерб пропускной способности пассивной информации. Реальный характер учебной деятельности и обратная связь могут быть также сформированы, заданы и обеспечены техническими средствами, согласно теории автоматического регулирования.

При разработке систем интенсивного обучения ставится и решается задача выделения самых рациональных положений и приемов известных систем обучения и их реализации в автоматизированной системе. Автоматизированная система интенсивного обучения обеспечивает синхронное предъявление учебной и суггестивной информации для информационного насыщения и управления состоянием, а также обратную связь - регистрацию реакции обучаемых.

Система является рациональным обобщением достижений дидактики на уровне интериоризации учебной информации, в ней используются все положительные стороны как пассивных, так и активных форм учебной деятельности. Системный подход позволяет получить новое качество системы в целом, в то время как каждый из интегрированных в нее отдельных элементов, не в состоянии обеспечить такое качество.

Библиографическая ссылка

Митрофаненко Л.М. "Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку" // Современные проблемы науки и образования .
URL: http://econf.rae.ru/article/6056 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат