Заочные электронные конференции
 
     
Ретроспектива развития системы взносов на социальное обеспечение и страхование
Смольянинов Н.Е., Танкова К.О., Мусина Д.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

уДК336.2

Ретроспектива развития системы взносов на социальное обеспечение и страхование

Смольянинов Н.Е., Танкова К.О., Мусина Д.А.ГОУ ВПО "Уфимский государственный авиационный технический университет"

Идея применения единого социального налога (далее - ЕСН) в современной России сформировалась к 2001 году, когда ставилась задача замены взносов на социальное обеспечение в различные внебюджетные социальные фонды единым налогом. Работодатель, согласно действовавшему в то время законодательству, был вынужден отчислять в пользу Пенсионного фонда (ПФР) 29 % от фонда оплаты труда; 5,4 % - в Фонд социального страхования (ФСС), 3,6 % - в Фонд обязательного медицинского страхования(ФОМС), и, наконец, 1,5 % перечислялось Фонду занятости. Таким образом, общая ставка ЕСН составляла 39,5 %.

Причины введения ЕСН:

  1. Ликвидация бреши в существовавшей системе социального страхования и обеспечения;

  2. Установление единого порядка и единых сроков уплаты этих взносов;

  3. Упрощение налогового законодательства для налогоплательщиков и налоговых органов, сокращение расходов проверяемых и проверяющих на обеспечение точного и своевременного исполнения налогового законодательства;

  4. Сокращение числа контролирующих органов с передачей всех функций налогового администрирования налоговым органам;

  5. Снижение налоговой нагрузки и создание стимулов к выведению заработной платы из теневой сферы.

Новый социальный налог (взнос) - это фискальный платеж, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - далее фонды), предназначенный для мобилизации средств в целях реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и страхование. Он не обладает одной из характерных составляющих налога — безвозмездностью, а страховой взнос по своей экономической природе — возмездный.

Мысль о введении единого налога на страховое и социальное обеспечение, т.е. о замене всех страховых взносов единым налогом, возникла еще в 1998г., когда Госналогслужба России (ныне — Федеральная Налоговая Служба РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Хронология развития ЕСН представлена на таблице 11.

Таблица 1 Хронология развития ЕСН

Год

Этап и причины

Ставка налога во внебюджетные

фонды, %

Состояние пенсионной системы

1

2

3

4

1998

Подпосылки введения ЕСН

  1. Использование единой облагаемой базы - фонда оплаты труда работников;

  2. Различные сроки и ставки уплаты;

  3. «Бумажные» издержки коммерсантов

  4. Свод запутанных, противоречивых и объемных рекомендаций по начислению и уплате взносов.

ФСС - 5,4

ФОМС - 3,6

ПФР – 28

Государственный фонд занятости населения – 2

Итого: 39

Согласно Программе, трудовая пенсия складывается из двух частей - условно-накопительной, и накопительной. Размер трудовых пенсий исчисляется только исходя из возраста, страхового стажа и страховых взносов, поступивших на условно-накопительные счета. Социальные пенсии оставлены для лиц, не сумевших заработать трудовую пенсию, но без проверки их имущественного положения.

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

 

2001

Принятие ЕСН

  1. Прояснение статуса отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды

  2. Упрощение для налогоплательщиков исчисление налога.

  3. Легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников.

  4. Расширение налогооблагаемой базы

35,6

Пенсионная реформа только начинает стабилизацию после 1998 года: отразившейся на ней валютно-финансовый кризис стал решающим фактором, повлиявшем развитие ситуации в пенсионном обеспечении в последующие годы. Несмотря то, что введение ЕСН не просто уменьшает поступления, но и сразу же становится угрозой для стабильности пенсионной системы, этот налог все же временно скрепляет ПФ, так как становится основным источником поступления средств, тем самым удерживая пенсионную сферу от окончательного краха.

 

2005

Совершенствование ЕСН

  1. Невозможность российских фирм конкурировать с иностранными производителями товаров и услуг;

Сокрытие истинного размера оплаты труда работников от налоговых инспекций;

  1. Рост преступлений перед бюджетом

26

Снижение ЕСН резко сокращает доходы, что существенно осложняет финансовое положение ПФ. Осуществляется перевод на добровольное накопительное пенсионное страхование, правда, с установленной ставкой страхового взноса. Для стимулирования добровольного накопления предложен за счет средств федерального бюджета способ пополнения счетов средствами в размере 2% от заработной платы застрахованного.

 

01.01.

2010

Отмена ЕСН и введение взносов на социальное обеспечение

  1. Недостижение ни одной из поставленных целей;

  2. Потеря бюджетом значительных сумм

  3. Расцвет всевозможных схем ухода от налогообложения

ПФР – 26

ФФОМС - 3,1

(ТФОМС - 2)

ФСС - 2,9

Итого: 34

Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного лица, длительности его трудовой деятельности. Взносы, выплачиваемые на страховую части пенсии являются условно-накопительной, они расходуются на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, а на счетах копятся обязательства государства выплачивать эту части пенсии в будущем. Взносы на накопительную часть пенсии на выплаты не расходуются, а копятся на индивидуальных лицевых (пенсионных) счетах граждан

 

По данным таблицы, следует сделать вывод, что государству реформа единого социального налога ничего не дала. Несовпадение ожиданий и реальных результатов, почти сразу ставшее очевидным поначалу не признавалось: после снижения ставок ЕНС в 2005 году зарплаты по-прежнему платили в конвертах, а бюджет потерял значительные суммы. При последнем снижении ставки ЕСН в бюджете ПФР образовался дефицит около 300 млрд. руб.2

Введение ЕСН нарушило автономность бюджета ПФ. По своей экономической сути, он из государственного внебюджетного фонда превратился в бюджетный (федеральный) фонд, теряя свою сущностную составляющую — страховую направленность. Обоснование Правительства при введении ЕСН, что простое налоговое администрирование позволит вывести из тени значительную часть “серых” зарплат, не оправдалось.

Не оправдала себя и накопительная часть трудовой пенсии — инвестиционная составляющая пенсионной системы. Государство пока не смогло найти эффективное применение инвестиционным ресурсам Пенсионного фонда. Однако, в 2001 году введение ЕСН, несмотря на колоссальный риск, было единственной возможностью избежать крушения ПФ.

Замена ЕСН страховыми взносами произошла 1 января 2010 года. Сегодня объем страховых выплат составит 34% от фонда оплаты труда (см. Таблицу 1). При этом 26% должна составить базовая ставка отчислений в пенсионную систему, в Фонд обязательного медицинского страхования будет отчисляться 5,1%. Остальные средства пойдут в Фонд социального страхования. Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами.

Переход к страховым выплатам позволит сбалансировать пенсионную систему РФ. Кроме того, с 1 января 2010 года пенсионные права, приобретенные до 2002 года, будут дополнительно проиндексированы на 10%, и к этому еще добавится 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанного до 1991 года. Главной целью реформы заявлено повышение пенсий.

При этом пока еще нет четкой продуманности дальнейших действий: Источник средств пока не определен: варианты представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Варианты Стабилизации пенсионной системы РФ

Если рассматривать предложенные варианты, то средства из Стабилизационного фонда останутся гарантом на более черный день, повлиять на представителей бизнеса, возможно и получится путем санкций, но все «повесить» на него не удастся – высокие ставки налогов на фонд оплаты труда могут спровоцировать снижение занятости в формальном секторе. Предоставив гражданам право самостоятельно копить на свое пенсионное обеспечение, государство снимает с себя часть социальных функций, следовательно, под угрозу будет поставлена самая уязвимая часть населения.

Использование социальных моделей других стран представлено в таблице 23.

Таблица 2 Сравнительная характеристика стран, по данным на 2010 год

Страна

Ставка,

%

Возраст выхода на пенсию

Особенности

Жен

Муж

1

2

3

4

5

Великобритания

Для работающих по найму - 11 от зарплаты, работодатель обязан платить 12.8 за каждого наемного работника

60 лет, если они отработали 39 лет.

65 лет, при условии, что стаж работы составляет 44 года

Пенсионная система имеет два уровня:

Система государственного страхования. Представляет собой обеспечиваемую государством фиксированную сумму, которая гарантирует минимальную пенсию.

Система негосударственного пенсионного обеспечения.

Сохранность гарантируется системой вторичного страхования. Размер пенсий и другие условия определяются правилами пенсионного плана. Пенсионный фонд отделен от работодателя.

Германия

19,9

Досрочный выход на пенсию с 60 лет, (при 35 летнем стаже – с 63 лет)

65 лет (с 2012 до 2030 гг. - 67 лет).

Модель пенсионной системы имеет три составляющие: обязательное государственное страхование, добровольное производственное страхование и частное страхование. При обязательном пенсионном страховании удержание взносов и выплата пенсий осуществляются в едином информационном режиме, по единой системе персонифицированного учета. Средства не накапливаются: сегодняшние работники платят сегодняшним пенсионерам.

Россия

34

55

60

Пенсия состоит из двух частей – страховой и накопительной, которые формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного лица, длительности его трудовой деятельности. Всю ответственность и контроль за выплату пенсий, несет государство.

США

15,3

65

65

Основывается на личном пенсионном страховании населения, в стране функционируют как государственные так и частные пенсионные системы. Основу составляет Общая Федеральная программа, которая является распределительной.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

Франция

16,65

60 лет, но, по закону Фийона, для получения полной пенсии нужно иметь общий трудовой стаж не менее 40 лет

(с 2012 до 2030 гг. - 62 лет).

Пять важнейших типов режимов:

1. Базовые режимы для наемных работников промышленности, торговли и сельского хозяйства.

2. Для работников отдельных отраслей (военных, государственных чиновников, моряков, шахтеров, железнодорожников и др.) действуют специальные системы пенсионного обеспечения.

3. Помимо базовых, действуют обязательные режимы пенсионного обеспечения, большая часть которых сосредоточена в рамках АРРКО - для всех категорий трудящихся и АЖИРК - для административно-управленческих кадров.

4. Обязательные базовые режимы для работников, не относящихся к категории лиц наемного труда,

5. В последнее время начинают использоваться и различного рода добровольные режимы.

Швеция

33

Возраст выхода на пенсию можно выбрать в интервале от 61 до 67 лет.

Новая пенсионная система - пенсия состоит из трех частей: условно-накопительной, накопительной и гарантированной. Широкое распространение получили добровольные негосударственные профессиональные пенсионные системы и индивидуальные добровольные накопительные пенсионные схемы

Япония

14,64

70

70

Первый уровень составляют базовые пенсии. Источником финансирования базовых пенсий являются пенсионные взносы застрахованных граждан, работодателей и дотации государства.

Второй уровень составляют государственные и профессиональные пенсии. Источником финансирования дополнительных пенсий второго уровня являются взносы работодателей и сотрудников.

Всемирный банк рекомендовал перейти к системе4, которая включала бы в себя накопительный частный компонент с установленными взносами и не была на сто процентов распределительной государственной системой с установленными выплатами. Такая система включает в себя три уровня:

  • обязательный государственный уровень, который финансируется за счет налоговых поступлений и обеспечивает перераспределение;

  • обязательный частный накопительный уровень, обеспечивающий сбережения;

  • добровольный уровень для тех, кто заинтересован в большей защите в старости.

Первый уровень напоминает существующие государственные пенсионные планы, но его масштабы меньше, и основной акцент делается на перераспределении: он обеспечивает социальную защиту престарелых, особенно тех, у кого доход в течении жизни был низким.

Второй уровень отличается от традиционных систем. В данном случае, установленными являются не выплаты, а взносы, и размер будущей пенсии зависит от суммы накопленных взносов и инвестиционного дохода. В накопительной системе всегда хватает активов для покрытия будущих обязательств.

Третий уровень (добровольные сбережения) предоставляет дополнительную пенсию для тех, кто хотел бы больше потреблять в старости.

Все три уровня обеспечивают совместное страхование от многих рисков, в частности они защищают от обобщенного риска, вызванного неопределенностью будущего состояния экономики или политической ситуации.

Для разработки и оценки таких программ следует руководствоваться двумя важнейшими критериями: они должны защищать пожилых (справедливым образом) и способствовать (или, по крайней мере - не препятствовать) экономическому росту, что важно и для пожилых, и для молодых.

Так какими же могут быть эти программы для России?

  1. Пересмотр регрессивной шкалы социальных налогов.

  2. Организация непрерывного контроля за деятельностью социальных и пенсионным фондом.

  3. Сохранение за государством оплаты только базовой части пенсии.

  4. Направление пенсионных средств в «работающие» отрасли экономики: нефтегазовую промышленность или электроэнергетический сектор.

  5. Модернизация структуры фондов.

Обсуждение вопроса ставок страховых взносов в социальные фонды не утихает: глава Минэкономразвития Э. Набиуллина предложила снизить ставку взносов для малого бизнеса с 26% до 14% и компенсировать выпадающие доходы бюджета за счет повышения акцизов на табак и алкоголь с 2012г., в то же время, по данным Минфина, данная мера повлечет недопоступление в фонды в размере 263 млрд. руб. в 2011-2012гг5.

А по сообщению статс-секретаря, замминистра финансов Сергея Шаталова, ставка страховых взносов с 1 января 2012 года, по одному из рассматриваемых сценариев, может быть установлена на уровне 26-28% до достижения зарплат, исчисляемых накопленным результатом с начала года, пороговой величины в 1,5-2 млн. рублей, для зарплат, превышающих этот уровень - 3-5%.

В заключении отметим, что российское законодательство позволяет скорректировать ставки, однако законодательный процесс может занять долгое время.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (принят ГД ФС РФ 17.07.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011)

  2. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ (в ред. от 09.12.2010) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

  3. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение. – Дашков и К. 2009г. – 356стр.

  4. Василенков С. Почему Россия не Швеция? // интернет - журнал «Новая Политика». - 26 августа 2008

  5. Т.М. Малева, О.В. Синявская. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад. /Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.

  6. С.А.Самойлов, В.Е.Сидоров Пенсии: государственная и трудовая в вопросах и ответах: условия, страхование, стаж, размеры, льготы / М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2009. - 359, (9) с. – (советы юриста на все случаи жизни)

  7. Сапожков А.В. Реформа единого социального налога: «за» и «против»/ А.В. Сапожков // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2007. №2.

  8. Журнал «Пенсионные фонды и инвестиции» № 4 (16) июль-август 2009 года

  9. Журнал «Пенсионные фонды и инвестиции» № 5 (17) сентябрь-октябрь 2009 года.

  10. Журнал «Пенсионные фонды и инвестиции» № 6 (18) ноябрь-декабрь 2009 года.

  11. http://top.rbc.ru/economics/16/03/2011/560277.shtml - «Минфин не представляет, как можно снижать сборы с бизнеса»// Официальный сайт РБК 16 марта 2011г/

  12. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=95389- Консультант-Плюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010года - 16.10.2010.

  13. http://www.napf.ru - Национальная ассоциация пенсионных фондов

  14. http://npf. investfunds.ru - Пенсионное обеспечение России, НПФ, энциклопедия, аналитика, рейтинги

  15. http://cpe.oxfordjournals.org/ - Contributions to Political Economy (Volume 29 Issue 1June 2010) – Вкладвполитическуюэкономику(том 29 от 1июня 2010)

  16. http://www.finansmag.ru/news/116383-«Ставка страховых взносов 26-28% может быть установлена до достижения зарплат пороговой величины в 1,5-2 млн. рублей»-05.04.2011

1 Таблица составлена на базе следующей литературы: Т.М. Малева, О.В. Синявская Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад. /Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005., и сайта http://npf. investfunds.ru - Пенсионное обеспечение России, НПФ, энциклопедия, аналитика, рейтинги

2 Сапожков А.В. Реформа единого социального налога: «за» и «против»/ А.В. Сапожков // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2007. №2.

3 Составлено по материалам: Василенков С. Почему Россия не Швеция? // интернет - журнал «Новая Политика». - 26 августа 2010год ,

4 http://cpe.oxfordjournals.org/ - Contributions to Political Economy (Volume 29 Issue 1June 2010) – Вкладвполитическуюэкономику(том 29 от 1июня 2010)

5 http://top.rbc.ru/economics/16/03/2011/560277.shtml - «Минфин не представляет, как можно снижать сборы с бизнеса»// Официальный сайт РБК 16 марта 2011г/

12

Библиографическая ссылка

Смольянинов Н.Е., Танкова К.О., Мусина Д.А. Ретроспектива развития системы взносов на социальное обеспечение и страхование // II Всероссийская заочная электронная научная конференция «Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения».
URL: http://econf.rae.ru/article/6057 (дата обращения: 26.04.2024).



Сертификат Получить сертификат