Заочные электронные конференции
 
     
О КРИТЕРИЯХ ОТБОРА ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Винокурова Н.В,


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

О КРИТЕРИЯХ ОТБОРА ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Винокурова Н. В.

Мордовский государственный педагогический институт

им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Внимательный отбор языкового материала орфографических упражнений для начальной школы позволит избежать большого количества методических ошибок в становлении правописного навыка у младших школьников. С помощью языкового материала изучаются все темы курса правописания, реализуются все подходы к обучению орфографии младших школьников, осуществляется предупреждение и исправление ошибок в работах учащихся.

Языковой материал орфографических упражнений необходим на разных этапах становления орфографического навыка. И от того, как языковой материал отражает свойства русской орфографии, учитывает возрастные особенности младших школьников, зависит достижение учебных целей.

Проанализировав языковой материал с двух точек зрения - орфографическая составляющая языкового материала упражнений; языковой материал как средство взаимосвязи развития речи и орфографической грамотности, - стала очевидным необходимость разработки критериев отбора языкового материала орфографических упражнений для начальных классов. Сформулированные нами критерии отражают роль языкового материала упражнений в процессе становления правописного навыка у младших школьников. Представим схематично роль языкового материала орфографических упражнений в процессе становления орфографического навыка у младших школьников (см. схему 1).

Решающее значение для успешного формирования орфографического навыка имеет такой отбор языкового материала упражнений, который позволит обеспечить неуклонное продвижение учащихся не только в овладении нормами правописания, но и в общем их языковом развитии.

Схема 1

Роль языкового материала орфографических упражнений в процессе совершенствования грамотности младших школьников

Интересы развития речи

Средство обучения речевой деятельности

Критерии отбора языкового материала орфографических упражнений:

1. Методическая целесообразность.

2. Преодоление противоречий, возникающих в умственной деятельности младших школьников при овладении правописанием.

3. Мотивационная целесообразность.

4. Системность и ассоциативность усвоения языковых явлений.

Формулируя критерии отбора языкового материала орфографических упражнений, мы предполагали, что организация языкового материала упражнений, согласно данным критериям, будет способствовать речевому развитию младших школьников. Поэтому, говоря о возможностях влияния языкового материала орфографических упражнений на процесс становления правописного навыка, целесообразно поставить вопрос о том, каким именно должен быть языковой материал, отвечающий данным критериям. Охарактеризуем языковой материал с точки зрения его возможностей для совершенствования правописного навыка, а также укажем источники его отбора. С этой целью представим типологическое описание языкового материала орфографических упражнений для младших школьников.

Описание языкового материала орфографических упражненийпроведено по следующим основаниям:

- организация мотивации орфографической работы;

- организация работы над орфограммой;

- организация взаимосвязанной работы по орфографии и развитию речи.

Организация мотивации орфографической работы.

Мотивация орфографической работы в начальных классах реализуется через развитие познавательных интересов, а также с помощью повышения эмоционального уровня работы учащихся. Раскроем данные положения подробно.

1. Развитие познавательного интереса осуществляется с помощью:

а) языкового материала, обеспечивающего понимание младшими школьниками социальной роли грамотного письма: демонстрация перед детьми значения правописания в жизни (неясность написания или допущенные ошибки приводят к неправильному пониманию текста);

б) языкового материала, способствующего созданию проблемных ситуаций, которые бы обеспечили понимание как ближайших (что должны усвоить учащиеся по конкретной теме и т.д.), так и отдаленных целей (дети должны убедиться в том, что в овладении орфографии нет ничего непреодолимого) обучения правописанию;

в) языкового материала, содействующего развитию творческого потенциала младших школьников (созданию собственных высказываний).

2. Повышение эмоционального уровня работы учащихся осуществляется с помощью информационного содержания языкового материала орфографических упражнений.

Организация работы над орфограммой.

Данное основание позволяет охарактеризовать языковой материал с учётом специфики изучаемого явления.

1. Назначениеизучаемого материала:

-для изучения одного правила;

-для изучения группы правил;

- универсальный.

Универсальный языковой материал, как правило, - это материал, в котором органично представлены многие орфографические явления, изученные младшими школьниками на данный момент обучения. Языковой материал позволяющий изучить группу правил, представляет собой материал, направляющий внимание младших школьников на дифференциацию орфографических явлений одной группы. Например, учащиеся в начальной школе знакомятся с двумя видами орфограмм в корне слова для гласных и тремя видами для согласных.

2. Организация работы на определённом этапе формирования орфографического навыка:

а) для формирования представлений об орфограмме;

б) для отработки навыка;

Отбираемый языковой материал упражнений должен быть адекватным поставленной задаче обучения. Так, решающее значение в данном случае имеет то, как языковой материал подчинен целям этапов работы над конкретной орфограммой. Процесс формирования орфографического навыка включает несколько этапов. В соответствии с целью каждого этапа в качестве языкового материала должна быть использована определённая языковая единица.

3. Учёт орфографического поля, необходимого для проверки каждой отдельной орфограммы.

Размер языковой единицы, используемой в качестве языкового материала упражнений, должен превышать объём орфографического поля, необходимого для проверки конкретной орфограммы.

4. Организация ориентировки в орфограмме.

а) языковой материал, позволяющий учащимся обнаружить орфограмму, по принципу: «Если есть выбор букв, то, значит, в слове есть орфограмма».

Учащимся предлагается языковой материал, приковывающий внимание школьников к двум противоположным явлениям письма. В одном случае произносимое слово, его отдельные звуки обозначаются только одной, - единственной буквой, а в другом – при неизменном произношении появляется выбор букв;

б) языковой материал, позволяющий учащимся обнаруживать орфограмму в конкретной морфеме.

Поскольку большинство правил регулируют обозначение гласных и согласных в конкретной морфеме, следовательно, необходим языковой материал, нацеливающий на развитие умения замечать орфограммы в составе определенных значимых частей слова;

в) языковой материал, позволяющий учащимся дифференцировать орфограммы в зависимости от типа написания.

5. Вариантность языкового материала.

- нормированный языковой материал;

-осложненный языковой материал.

Нормированный языковой материал содержит более трудные варианты с минимумом изученных осложняющих компонентов. Осложненный языковой материал содержит еще не изученные явления, выходящие за рамки данного класса, или содержит явления и факты, не изучаемые в начальной школе.

6. Орфографическая насыщенность языкового материала.

По характеру орфографической насыщенности:

- повышенная орфографическая насыщенность;

- нормативная орфографическая насыщенность;

- пониженная орфографическая насыщенность.

В методической литературе орфографическая насыщенность описана достаточно подробно. Так, в «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку в начальных классах» указано среднее количество орфограмм в словарных диктантах, а также в текстах контрольных диктантов для каждого класса начальной школы. Если число необходимых орфограмм значительно превышает норму, то такой языковой материал считаем с повышенной орфографической насыщенностью. Если число необходимых орфограмм значительно ниже нормы, то такой языковой материал считаем с пониженной орфографической насыщенностью. Очевидно, что такой языковой материал также необходим, особенно для слабых учащихся. Нормативный языковой материал используется для создания оптимальных условий для формирования правописных навыков. По мнению М.Р.Львова, минимальная орфографическая насыщенность языкового материала правописных упражнений должна составлять 15% от общего числа слов. Учитывая рекомендации методистов и орфографические нормативы для начальной школы можно констатировать следующее:

- 15- 40% - пониженная орфографическая насыщенность;

- 41%-60% - нормативная орфографическая насыщенность;

- более 60% - повышенная орфографическая насыщенность.

При этом следует иметь в виду формальные показатели объёма используемого языкового материала орфографических упражнений. Согласно «Нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку в начальных классах», объём языкового материала должен быть следующим для контрольных срезов. Представим в виде таблицы:

Таблица 1

Показатели объёма используемого языкового материала орфографических упражнений в начальных классах для контрольных срезов

класс

объём текста

объём лексического материала

2

25 - 52 слова

8 - 10 слов

3

45 -73 слова

10 -12 слов

4

58 – 93 слова

12 - 15 слов

Организация взаимосвязанной работы по орфографии и развитию речи.

1. Единицы языка:

а) слова, словосочетания, предложения;

б) тексты.

Использование слов, словосочетаний, предложений (организованных специальным образом) позволяет эффективно формировать умения, совмещая при этом обучение орфографии и развитие речи, а также экономить время на уроке за счёт небольшого объёма и достаточной насыщенности изучаемыми явлениями.

Тексты позволяют комплексно решать проблему взаимосвязи изучения орфографии и развития речи младших школьников.

2. Обработка текстового материала:

а) полные (авторские) тексты;

б) компрессивные (сжатые) тексты;

в) адаптированные тексты.

3. Организация нетекстового материала:

а) лексико-семантические группы;

б) тематические группы.

Для совершенствования орфографических навыков необходимо работать не с отдельными словами, а с семантическими полями слов, включающими лексико-семантические и тематические группы. Семантика слов, подводимых под орфографическое правило, должна соответствовать уровню речевого и языкового развития учащихся.

Предлагаемое описание языкового материала орфографических упражнений, на наш взгляд, поможет учителям начальной школы проанализировать готовый материал и систематизировать его параметры, а также более эффективно применять свой языковой материал при изучении орфографии.

Библиографическая ссылка

Винокурова Н.В, О КРИТЕРИЯХ ОТБОРА ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/6103 (дата обращения: 27.04.2024).



Сертификат Получить сертификат