Заочные электронные конференции
 
     
Инновационная политика в образовании. Модели дистанционного образования.
Чернова В.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Текст доклада

Инновационная политика в образовании. Модели дистанционного образования.

В настоящее время все больше нововведений затрагивают образовательную сферу. Еще в 2007 году Правительством Санкт-Петербурга было принято Постановление от 20 июля 2007 г. N 881 об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге. Это постановление стало отправной точкой для реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге, так в 2009 году Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 февраля 2009 г. № 152, утвердившее Комплексную программу мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы – это и послужило основанием для разработки многих проектов, в том числе и образовательных.

В рамках раздела 1.1. Программы «Подготовка и переподготовки кадров для субъектов инновационной деятельности Санкт-Петербурга» предусмотрена разработка и реализация мероприятий по созданию постоянно действующего Центра непрерывного образования кадров для инновационной системы Санкт-Петербурга на базе высших учебных заведений. Это мероприятие нацелено на удовлетворение кадрового спроса, прежде всего, крупных промышленных предприятий города за счет привлечения ведущих университетов города, успешно выполняющих национальный проект «Образование» и реализующих Президентскую программу по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (СПбГУ, СПбГПУ, СПбГЭТУ, СПбГГИ, ССПбГУ ИТМО, РГПУ).

Основание таких Центров на базе крупнейших ВУЗов России крайне актуально, так как существует постоянная необходимость своевременного формирования человеческих ресурсов, адекватных требованиям инновационного характера развития современной экономики, кадрового обеспечения научно-технического прогресса, коренных изменений в материальной базе производства. При этом зачастую проблема состоит не только в предоставлении качественных образовательных услуг, а в том, в какой форме данные услуги представляются потребителю.

Одним из наиболее перспективных направлений образования в настоящее время стало дистанционное образование. Для создания образовательного центра с использованием принципа дистанционного образования необходимо определить модель, которая послужит его основой. Ниже представлены три модели, разработанные Университетским колледжем Университета штата Мэриленд для университетской системы Института дистанционного образования.

  • Модель А - Распределенная аудитория

Трансляция аудиторного курса с помощью интерактивных телекоммуникационных технологий из одного места в одно или несколько других мест, где расположены группы студентов. Типичный результат - расширенная студенческая аудитория, сочетающая студентов, находящиеся в кампусе, и дистанционные группы. График (сроки) и место обучения определяет факультет (учреждение).

  • Модель B - Независимое обучение

Эта модель освобождает студентов от необходимости быть в определённом месте в определенное время. Студенты обеспечиваются разнообразными учебно-методическими материалами, включая руководство (путеводитель) к курсу и подробную программу, а также постоянной обратной связью с преподавателем факультета, который обеспечивает руководство изучением курса, отвечает на вопросы, и оценивает их работу. Индивидуальная связь между студентом и преподавателем достигается комбинацией или одной из следующих технологий: телефон, голосовая почта, компьютерная конференция, электронная почта, регулярная почта.

  • Модель C - Открытое обучение + аудиторные занятия

Эта (смешанная) модель предполагает использование руководства (путеводителя) к курсу и других источников учебной информации (например, видеокассет или компьютерных дискет), что позволяет студенту индивидуально изучать курс согласно собственному графику, в сочетании с использованием технологий интерактивной телекоммуникации для общих групповых занятий всех зарегистрированных студентов.

Для организации Центра непрерывного дистанционного образования больше всего подходит модель независимого обучения или модель открытого обучения с аудиторными занятиями (Модель. В и С). Главным отличием двух этих моделей является то, что при открытом обучении, аудиторные занятия все равно проходят, но их количество сведено к минимуму, а в независимой модели – аудиторные занятия отсутствуют и все общение происходит исключительно по средством телекоммуникационных технологий.

Выбор модели основывается на анализе потребителей образовательных услуг и на потребности постоянной актуализации профессиональных компетенций. Основными потребителями данных образовательных услуг будут являться сотрудники субъектов инновационной сферы Санкт-Петербурга. Специалистам такой сферы необходимо постоянно совершенствовать свои знания, но осуществлять это без отрыва от своей работы. На основании этого и стоит сделать вывод, какая из моделей дистанционного образования подходит лучше и почему.

Рассматривая модель независимого обучения, мы получаем следующее:

  • аудиторные занятия отсутствуют, студенты обучаются автономно, следуя подробным руководящим указаниям в программе курса (тем самым студенты не тратят ни минуты своего времени на посторонние действия – дорогу, ожидание в аудитории и т.п.);

  • студенты могут взаимодействовать с преподавателем, а при выполнении определенных заданий и с другими студентами;

  • содержание курса представлено в печатных, компьютерных или видеоматериалах, которые студенты могут изучать в произвольном (по собственному выбору) месте и времени.

Данная модель вполне может быть успешно реализована именно для специалистов, которые нуждаются в переподготовке или повышении квалификации, так как они более мотивированы, чем студенты, получающие первое высшее образование, и они обладают необходимыми навыками самоорганизации и управления временем, способностью к коммуникации в письменной форме, инициативностью и установкой на высокий стандарт достижений. Такая модель образования позволяет свести к минимуму временные затраты, связанные с организацией обучения, и перенести их на сам образовательный процесс.

Библиографическая ссылка

Чернова В.А. Инновационная политика в образовании. Модели дистанционного образования. // Актуальные вопросы современного российского образования.
URL: http://econf.rae.ru/article/6117 (дата обращения: 16.04.2024).



Сертификат Получить сертификат