Заочные электронные конференции
 
     
Проблемы педагогического образования в современных условиях
Каратаева Н.А., Пожидаева М.Ю.,Юдкина В.С., Кузнецова А.Я.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Каратаева Н.А., Пожидаева М.Ю., Юдкина В.С., Кузнецова А.Я.

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Современное педагогическое образование становится всё более сложным по своему содержанию как потому, что оно представляет собой сложный социальный институт [1], так и в связи с необходимостью фундаментализации его содержания. Развитие науки ведёт к росту объёма научных знаний. Это усложняет стоящую перед обществом и образованием задачу социализации и трансляции знаний последующим поколениям. Дидактическое решение данной задачи состоит не в уплотнении содержания образования, а обращении к идее личностно-развивающего обучения [1]. Профессиональная подготовка современного педагога выражается в его профессиональных компетенциях, среди которых мы различаем социокультурную, когнитивную и философскую.

Социокультурная компетенция педагога предполагает наличие у преподавателя образа гражданина, содержащего качества гражданина, которые он будет формировать у своих воспитанников. Эта подготовка поможет преподавателю решать современные воспитательные задачи, вести к целенаправленной воспитательной деятельности. Актуальность такой подготовки усиливается тем, что вопросы воспитания сегодня выходят на передний план.

Фундаментальность когнитивной компетенции педагога обусловлена той ролью, которую интеллектуальные способности индивида играют в его личностном становлении в обществе. Педагог, формирующий будущего гражданина, должен будет учесть как требования, предъявляемые духовным развитием общества, его моральными правилами и законами нравственности, так требования к формированию интеллектуальных способностей индивида. Интеллектуального развитие индивида становится решающим и для осуществления нравственного воспитания, которое совершается наиболее эффективно как самовоспитание при условии включения в процессы самовоспитания рефлексивных механизмов мышления.

Философская компетенция педагога необходима для формирования у него способности к осмыслению цели и ценности, как своей собственной педагогической деятельности, так и всех других аспектов образования. Такое осмысление в настоящее время формируется в контексте философии образования. Дальнейшее развитие гуманистических идей современной философии образования проявляется как необходимость решать вопросы гуманизации образования, роли интеллекта в духовном становлении личности, соотношения интеллекта и души, которые только в познании можно рассматривать раздельно (как и совершенный ум и нравственный кодекс). В человеке же они едины, и успех современного общества в формировании будущего поколения зависит от того, насколько последовательно в процессах его модернизации образования будут сбалансированы первейшие компетенции педагога.

«Основное значение реформ состоит в том, чтобы путем преобразований повысить качество системы и усилить её способность адекватно отвечать на вызовы времени. Интеграция молодого поколения в глобальный мир предлагает поддержку его духовности и нравственности, оказание помощи в овладении знаниями и опытом, необходимым для решения жизненных и профессиональных проблем, развитие собственной компетентности, толерантности, мобильности, конкурентоспособности» [2, c. 75].

Для достижения стоящих перед высшей педагогической школой целей необходимо как «безупречное владение преподавателем предметом науки, так и высокий уровень педагогической культуры» [2, с. 106]. Качество высшего образования сегодня напрямую зависит от качества педагогической деятельности преподавателя вуза. Целью педагогического образования становится «подготовка педагога, обладающего духовно – нравственной культурой, творческим потенциалом и развитыми инновационными способностями» [2, c. 79].

В то время как главная задача отечественной школы определена как задача развития творческих способностей и талантов, обеспечение равных условий для качественного обучения, развития и воспитание всех детей, далеко не так определенно сформулирована задача высшего педагогического образования. В результате содержание современного педагогического образования «лишено фундаментальности, имеет эклектический характер, не обладает свойствами проблемности, отличается дидактизмом и рецептурностью, основанной на использовании учителем лишь внешних средств формирования личности» [2, c. 78].

В современном мире насчитывается более 60 млн. учителей, они составляют один из самых обширных слоев работников умственного труда.

Создаются новые типы учебных заведений, модернизируются содержания и методы учебной и воспитательной работы [3, с.84].

Идут интенсивные поиски путей создания таких моделей образования, которые отвечали бы требованиям складывающейся постиндустриальной цивилизации. Озабоченность проблемой образования проявляют государственные власти, общественные деятели, учёные разных областей знаний. Поскольку проблема приняла поистине глобальные масштабы, то естественно, что она привлекает значительное внимание авторитетных международных организаций - ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совета Европы, Европейского союза [3, с. 86].

Отмечая основные проблемы современного педагогического образования обратимся к «Докладу Делора». В докладе указываются приоритеты государственной политики в сфере школьного образования ведущей к повышению профессионального уровня и социального статуса педагога:

-повышение привлекательности профессии учителя;

-развитие профессиональных знаний и навыков учителя;

-усовершенствование методов отбора претендентов на занятие должности учителя [3, с. 88].

Отличительной особенностью педагогического образования университетского типа должна стать его фундаментальность. Фундаментальность профессиональной педагогической подготовки может быть обеспечена фундаментальностью современных знаний по психологии личности, психологии интеллекта, фундаментальными предметными знаниями, фундаментальными методологическими знаниями, обеспечивающими способность педагога к ценностной ориентации в образовательной деятельности.

Литература:

  1. Кузнецова, А. Я. Философия образования в основании интеграции предметного обучения / А. Я. Кузнецова // Философия образования. – 2002. – № 5. – С. 67–70.

  2. Бондаревская, Е. В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа / Е. В. Бондаревская // Педагогика.– 2010. – №9. – С. 73 – 84.

  3. Вульфсон, Б. Л. Международные организации о проблемах педагогического образования и социального статуса современного учителя / Б. Л. Вульфсон //Педагогика. – 2010. – №6. – С. 84 – 89.

Библиографическая ссылка

Каратаева Н.А., Пожидаева М.Ю.,Юдкина В.С., Кузнецова А.Я. Проблемы педагогического образования в современных условиях // Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Современные проблемы теории и практики образования".
URL: http://econf.rae.ru/article/6144 (дата обращения: 28.03.2024).



Сертификат Получить сертификат