Заочные электронные конференции
 
     
Философия образования как новый раздел российской философии
Кузнецова А. Я.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КАК НОВЫЙ РАЗДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Кузнецова А. Я.

Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирск, Россия

PHILOSOPHY OF EDUCATION

AS A NEW SECTION OF RUSSIAN PHILOSOPHYKuznetsova A.Ya. Novosibirsk State Pedagogical UniversityNovosibirsk, Russia

В новейшей социальной философии заметную долю занимают философские проблемы образования. В 1980-е годы начинается новый этап отечественной философии образования как самостоятельной области современной философии. Её особенность состоит в той роли, которая отводится философии в осмыслении новых условий образования человека в современном динамичном информационном научно-техническом обществе. С конца XX века в науке ведется дискуссия по определению предмета философии образования (Н. Г. Алексеев, В. С. Швырев, В. В. Краевский, Б. С. Гершунский). В настоящее время философия образования – это развивающаяся самостоятельная область научных знаний, предметом которой стали наиболее общие основания образования, его развития и функционирования. В философии образования раскрываются связи наиболее широких представлений о мире, обществе и человеке с педагогической действительностью. Для отражения этих связей стала необходима специальная наука, новая отрасль философского знания. Философия образования необходима как концептуальный интегрирующий фундамент для выявления исходных культурных ценностей, необходимых для образования современного человека, для формирования его мировоззренческих установок, для дальнейшего согласования мировоззренческих установок отдельных индивидов в процессе построения гражданского общества, для социализации и личностного становления индивида в условиях современного общества.

Глобальная динамичность современного общества, рост напряжения в отношениях человека и общества ведет к тому, что, начиная со второй половины двадцатого века, растет влияние наук, предметом изучения которых является человек – генетики, психологии, социологии, педагогики, философии. Во второй половине XX века в исследованиях по философии образования используются такие фундаментальные понятия как «становление», «самопознание», «саморазвитие», «самореализация», предназначенные для исследования человекомерных объектов. С 1980-х гг. в России в научных журналах появляются публикации по гуманизации образования. В это же время растет количество публикаций по философскому осмыслению проблем образования. Дальнейшее развитие этого научного события показало, что в конце XX века в России отстаивала и отстояла свои позиции специальная отрасль философского знания – новейшая отечественная философия образования.

На данном этапе развивающаяся отечественная философия образования формируется, в основном, как гуманистическая философия образования. В ней разрабатываются, подлежащие уточнению, понятия «личность», «индивид», «гуманизация». Отдается приоритет свободной, творческой, ответственной личности, обладающей мировоззренческим кругозором, сочетающей профессиональную компетентность с осознанной нравственностью.

Историческая идея гуманизма состоит в признании ценности человека. Исследование же понятия «человек» показывает, что смена эпох сопровождается сменой образа человека, лежащего в основе философских представлений о гуманизме. Влияние на создание образа человека, претерпевшего изменения в предшествующие философские эпохи, в постмодерне оказала философия Хайдеггера, согласно которому способность человека составлять себе картину мира означает посильное развертывание своей человечности.

Изменяется и содержание понятия «гуманизм» в современной философии образования. Гуманизм новейшего времени требует природосообразного формирования человека, способного в качестве субъекта к построению собственного мировоззрения, собственной жизненной позиции, собственной картины мира, которые для него становятся общей точкой отсчета. Современный человек это самопознающая личность, актуализирующая себя в обществе и осознающая себя субъектом своей картины мира, имеющая мировоззрение в качестве собственной индивидуальной позиции. Актуальность философских работ по проблемам образования для современного общества определяется тем, что духовное обновление общества находится в зависимости от духовного развития индивидов.

В философских исследованиях проблем образования второй половины XX – начала XXI веков утвердилось представление о необходимости личностного развития в процессе образования. Поскольку личностное развитие и самоутверждение индивида совершается на основе самопознания, для которого необходим интеллект, то и для осуществления на практике гуманистического подхода в образования необходим достаточно высокий уровень интеллектуального развития индивида и общества. Наше исследование подтверждает положение о центральной роли интеллектуального развития в целенаправленном формировании целостной личности. Такая позиция последовательно задает гуманистический характер философским взглядам на образование.

С изменением общества изменяется и содержание понятия «гуманизм», так как изменяется образ человека в философии, а «гуманизм» мы понимает как признание ценности человека. В таком случае, «гуманизация» – это осмысление и освоение идей гуманизма в каждом наличном обществе. Особенность современного этапа состоит в том, существующий в настоящее время уровень интеллектуального развития общества, массовость включения индивидов в среду интеллектуального развития позволяет ставить практическую цель гуманизации образования на уровне, соответствующем научно-информационной цивилизации.

Со второй половины XX века разрабатывается проблема интеллектуализации образования. Она состоит в том, что путь к дальнейшему развитию общества лежит через раскрытие «невостребованной» доли суммарного интеллекта. Предполагается, что интеллектуализация образования приведет к интеллектуализации общества. Понятие «интеллектуализация образования» появилось в 1980-е гг. в трудах И. С. Ладенко [1]. Для уточнения этого понятия существенно сразу заметить, что «интеллектуализация» не означает внесения интеллекта извне, а представляет собою раскрытие возможностей интеллектов, включенных в обучающую интеллектуальную систему, а именно – интеллектов обучаемых и обучающих. То, что формирование интеллекта происходит в процессе осознанного, рефлексируемого обучения, обусловлено естественной природой интеллекта человека. Даже руководство развитием воспитанника становится возможным только при условии индивидуального самосознания и рефлексии. Если это осознание направлено на собственные знания, манипулирование ими, на методы и способы их получения, то мы имеем необходимый минимум для раскрытия интеллекта. Интеллектуализация образования, необходимая для личностного становления индивида в обществе, в контексте современной философии образования проявляет себя как гуманистическая идея, на основе которой становится возможным согласование и одновременное непротиворечивое развитие человека и общества [2]. Такая позиция последовательно задает гуманистический характер философским взглядам на образование.

В современной науке философия образования проявляет себя как новая область научного знания. Её формирование вызвано рядом научных проблем. Во-первых, необходимостью усиления интеграционных процессов в науке. Рост количества научных направлений происходит за счёт всё более узкой специализации. Недостаток специализации как метода исследований состоит в отсутствии целостного изучения объекта за рамками данной предметной области. Для объективности результатов исследования необходимо, наряду с углублением исследований, совершенствовать интегральные методы, позволяющие строить целостную картину объекта научного исследования.

Философия образования – это научная область, перед которой можно ставить задачи интегрирующего характера, центром интеграции в которой является сам целостный человек. Она также призвана разработать концептуальные основания, необходимые для решения конкретных проблем образования. В современном обществе требуют философской рефлексии проблемы согласования человека и общества. Для адаптации в процессе образования и согласования с современным быстроизменяющимся научно-техническим обществом человеку нужны специальные способности. Эти способности даны ему природой как задатки, но необходимо не упустить стадию их развития в процессе образования.

Фундаментальные основания современной философии образования имеют свой генезис. Так, Максом Шелером разработана концепция, в которой образование человека трактуется как гуманизация, то есть, согласно его трактовке, гуманизация и есть само образование человека в обществе. В современной отечественной философии вопросы гуманизации составляют одно из самых широких проблемных полей философии образования. В настоящее время можно говорить о складывающейся гуманистической философии образования. В ней проявляются и отдельные аспекты этой вырисовывающейся науки: аксиологический, гносеологический, онтологический, психологический, дидактический.

Аксиологический аспект гуманистической философии образования состоит в признании человека, его природосообразного развития в условиях общества первейшей ценностью. Гносеологический аспект современной гуманистической философии образования проявляется в характере познавательного взаимодействия человека с природой. В процессе познания, человек выделяет себя из природы, становясь субъектом исследования объективной реальности. В результате такого выделения исследователя как субъекта, согласно Мартину Хайдеггеру, появляется необходимость в последующей гуманизации объекта. В дальнейшем процессе познания человек в своем сознании строит объективную научную картину мира, которая со временем заменяет ему реальность. Для того, чтобы гуманизировать полученную картину мира, необходимо вернуть в неё человека, учесть роль исследователя в результатах исследований и сделать самого исследователя их объектом.

Социальный аспект гуманизации состоит в том, что природосообразное развитие индивида, являющееся целью гуманизации образования, приводит к духовному обновлению общества. Необходимость согласования развития личности с характером развития научно-информационного общества требует усиления внимания в процессе образования к тем качествам личности, которые обеспечивают оптимальную адаптацию молодежи к особенностям социальной действительности. Исследования теории образования и образовательной деятельности, основанные на представлениях о личности, ее духовном потенциале являются предметом философии образования.

Онтологически гуманизация образования состоит в сохранении природных качеств человека в процессе его формирования и целенаправленного согласования образующегося в условиях современного общества человека с природой. Социо-онтологический аспект гуманистической философии образования позволяет увидеть, что природосообразность образования человека в условиях современной цивилизации нарушается. Среда информационной научно-технической цивилизации, в которой индивид получает свое образование, во многом приобрела искусственный характер, что может помешать человеку «стать человеком».

Психологический аспект формируется на основе понятия «личность». Это понятие разрабатывается в гуманистической психологии. Его особенность в том, что личностью может быть каждый человек. Но, если индивидуальностью рождаются, то для того, чтобы стать личностью необходимо пройти становление в обществе. Процесс становления продолжается в течение жизни личности. Личность – это динамическое состояние человека, требующее его духовной работы. Дидактический аспект состоит в разработке и использовании средств и методов развития природных качеств человека, а также в создании активной среды, способной поддерживать природосообразное личностное развитие индивидов.

Имеющиеся исследования показывают, что новое научное направление – философия образования формируется, в основном, как гуманистическая философия образования, согласно которой «интеллектуализация образования» на современном этапе развития общества необходима для полноценного природосообразного осуществления жизни как индивида, так и общества в целом.

Библиографический список

1. Ладенко, И. С. Диалоговое мышление и организация интеллектуальных систем / И. С. Ладенко // Проблемы эффективного включение человека в интеллектуальные системы. – Новосибирск, 1992. – С. 5 – 18.

2. Kuznetsova, A. Ia. The humanistic value of intellect in education / A. Ia. Kuznetsova // European journal of naturel history. – 2009. – №3. – С.72 –73.

Библиографическая ссылка

Кузнецова А. Я. Философия образования как новый раздел российской философии // Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Современные проблемы теории и практики образования".
URL: http://econf.rae.ru/article/6161 (дата обращения: 29.03.2024).



Сертификат Получить сертификат