Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья:
угрозы и перспективы решения в региональном контексте*
*исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта 11-06-01065 а «Прогнозирование угроз социального развития ребёнка в микросреде жизнедеятельности»
Проблема социализации и социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из центральных проблем специальной педагогики и психологии. В Вологодской области грядёт 100-летний юбилей специальному образованию, что актуализирует проблему изучение регионального аспекта оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Взаимное проникновение ребёнка и социума, приводящие к адаптации, индивидуализации и интеграции определяет сущность социализации личности и выражается в гармоничном существовании ребёнка в социуме и в удовлетворённости социума поведенческими реакциями, ценностными установками и ориентирами детей. Социальное развитие детей с ОВЗ, заключающееся в усвоении социального опыта и социальных связей, определяется социальной средой, её качественными и количественными характеристиками. Согласно подходу Л.С. Выготского [1], сам дефект не осложняет социальное развитие, но провоцирует возникновение «социального вывиха», приводящего к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка. Ограниченные возможности здоровья оказывают влияние на разные компоненты социального развития детей. Общая закономерность развития детей с ОВЗ заключается в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром. Факторы микросреды жизнедеятельности либо усиливают негативное воздействие психофизического недостатка, либо определяют благоприятную для развития социальную ситуацию. Региональный контекст, определяя специфику функционирования социальных норм, может определить наличие особых угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
С целью выявления угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте нами было организовано и проведено экспериментальное исследование. Исследование было реализовано в рамках научно-исследовательского проекта «Прогнозирование угроз социального развития ребёнка в микросреде жизнедеятельности» и поддержано грантом Российского гуманитарного научного фонда. Эксперимент был реализован на базе компенсирующих групп для детей с ЗПР МДОУ комбинированного вида № 131 г и на базе 1-7 классов коррекционно-развивающего обучения МСОУШ № 13 и 30 Череповца. При проведении исследования были изучены угрозы социального развития детей с ОВЗ трёх возрастных групп: дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Совокупная выборка составила 150 детей (по 50 в каждой возрастной группе). С целью унификации условий эксперимента, для исследования были выбраны дети из полных семей, находящиеся в детском коллективе длительное время и не переживающие воздействие нетипичных микросредовых факторов. Методика исследования была разработана научным коллективом, работающим в рамках научно-исследовательского проекта, и включала 20 вопросов закрытого и открытого типа. Вопросы позволяли определить отношение детей к тем или иным факторам микросреды жизнедеятельности и были нацелены на выявление субъективной оценки выраженности угрозы социального развития в семье, образовательном учреждении и дворовой компании. При проведении опроса экспериментатор при необходимости пояснял вопросы, добиваясь осмысленного, личностно значимого ответа. Методика исследования угроз социального развития детей с ОВЗ была обогащена вопросами, позволяющими выявить готовность детей к интеграции в социум и уровень их толерантности к себе и окружающим людям.
При исследовании семьи как возможного источника угроз социального развития детей, был изучен субъективный порог восприимчивости определённых факторов семейной ситуации и семейных отношений Полученные результаты позволили выявить типологические и возрастные варианты субъективной оценки угроз социального развития детей с ОВЗ г. Череповца. Для всех возрастов распад семьи, развод родителей и переезд семьи на новое место жительства является тяжёлой, травмирующей ситуацией. Территориальная миграция тяжело переживается в провинции, что подтверждают данные нашего исследования. Тот факт, что вынужденная миграция оценивается как угроза наравне с разводом родителей, позволяет говорить об особом складе регионального менталитета в детском сознании. И развод родителей, и переезд могут стать источником стрессовых переживаний детей, эмоционального и социального неблагополучия, что, в конечном итоге, сможет нанести существенный урон социальному развитию детей с ОВЗ. Для подростков с ОВЗ распад семьи не только тяжёлый эмоциональный факт, но и источник потери статуса в коллективе сверстником, возможная причина потери дружеских отношений и симпатий в детском коллективе. Не столь значимы для детей с ОВЗ, с точки зрения угроз социальному развитию, наказание и насилие в семье, и появление в ней сиблингов. Причём, по мнению подростков, семейное насилие редко провоцирует появление у ребёнка вариантов асоциального или антисоциального поведения. Практически не воспринимают как угрожающий фактор появление в семье братьев и сестёр младшие школьники. Для них это скорее радостное, чем угрожающее событие, что, в принципе, соотносится с возрастными тенденциями. Если последняя закономерность оценивается нами как положительная с точки зрения общественной полезности, то отношение детей к насилию как к привычному и не определяющему судьбу человека и его статус в обществе факту вызывает настороженность. Насилие в семье не вызывает чувства удивления, отвращения, негодования, дети практически индифирентны к данному факту и не считают его чем-то из ряда вон выходящим.
Любопытны данные относительно того, что именно в пространственном континууме семьи значимо для детей с ОВЗ. Наполнение пространства семьи значимыми факторами существенно различается в возрастных выборках. Так для дошкольников и младших школьников наиболее важны игрушки. Для подростков – мебель, вещи и школьные принадлежности. Для дошкольников значимыми являются компьютер и диски с мультфильмами. Для младших школьников – кровать, домашние животные, одежда и школьные принадлежности. У подростков в 24% случаев идёт определение как значимых компьютера, животных, членов семьи и друзей. Крайне тревожны тенденции, выявленные в результате свободного опроса детей. Ориентированность на мир вещей в ущерб миру людей, большая значимость предметных источников отдыха и удовольствия над социальными должны вызывать тревогу и опасения как признаки ограниченности социально-коммуникативных потребностей детей с ОВЗ. Любопытно, что для дошкольников с ОВЗ компьютеры более значимы, чем для детей более старшего возраста. Мы не можем наверняка объяснить причину данного явления, но полагаем, что это связано как с особыми интересами современных дошкольников и утверждением интерактивного пространства в их картине мира, так, что тоже вполне может быть, и с материальной обеспеченностью семей и её ориентированностью на покупку компьютерной техники. Родители дошкольников – люди более молодые, владеющие информационными и компьютерными технологиями. Для родителей подростков компьютер скорее инструмент для работы, чем средство для отдыха и развлечения. Ещё раз подчеркнём, что наши размышления по данному поводу носят гипотетический характер и требуют более тщательной проверки.
Помимо семейных угроз, были изучены и проанализированы источники угроз социального развития, действующие на ребёнка в детском коллективе школы или дошкольного образовательного учреждения. Самым опасным источником социальному развитию детей с ОВЗ является негативное, недоброжелательное отношение окружающих. Ситуация, когда ребёнка считаю плохим, относятся к нему плохо, является травмирующей и может, по мнению детей, серьёзно навредить. Причём чем старше становится ребёнок, тем большую угрозу представляет этот фактор. Не мене важно для детей стабильность педагогического состава. Приход нового педагога, потеря сложившихся (даже не вполне успешных) отношений с учителем или воспитателем переживается детьми с ОВЗ очень тяжело и может нанести серьёзный вред. Подчеркнём, что данный фактор оказался наиболее значим для подростков. Согласно представленным данным, 42 ребёнка из 50 (84%) воспринимают незнакомый коллектив сверстников как источник враждебного, неприязненного отношения, что относится к субъективным факторам угроз социальному развитию детей с ОВЗ. Для дошкольников угроза неприятия также значима (уровень 56%). Для младших школьников значимыми на уровне 50% и более являются плохие оценки. Для подростков с ОВЗ значимой угрозой является и смена детского коллектива. Полагаем, что в полученных данных присутствуют как общие закономерности, так и региональный аспект. Общими являются угрозы, связанные со страхом потери статуса, дружеских отношений. Региональный аспект выражается в большей консервативности, склонности детей к стереотипных формам и стереотипному содержанию общения и социального фона для коммуникации. Проанализируем, что именно пугает детей в данном случае. Дошкольников в детском саду больше всего могут напугать страшные игрушки или ситуации, когда их физическому существованию что-то угрожает. Для младших школьников опасней всего ситуация получения плохой оценки. Далее следует угроза неприятия со стороны детей. Значимы для младших школьников и собственные эмоции стеснения. Это, по их мнению, может серьёзно помешать нормальной жизни в коллективе сверстников. Для подростков с ОВЗ имеет значение один генеральный фактор – непонимание, неприятие со стороны сверстников. Все остальные угрозы в коллективе образовательного учреждения воспринимаются как незначимые.
Выделим угрозы социального развития детей с ОВЗ, действующие в дворовой компании. В целом, дворовая компания и территориальное сообщество, возникающее на основе общности места жительства, субъективно представляет опасность для социального развития детей примерно 65% детей с ОВЗ. Для подростков наибольшую опасность представляют незнакомые сверстники. Дети считают, что они будут демонстрировать враждебное, неприязненное отношение. Причём, по мнению 88% подростков в случае опасности, беды можно надеяться на помощь посторонних взрослых людей или товарищей. Подростки с ОВЗ считают, что незнакомые взрослые, соседи могут спасти их от вероятной беды. Ещё больше верят в окружающих и надеются на их помощь младшие школьники с ОВЗ (94%). Дошкольники меньше всех верят в доброту незнакомых взрослых, и незнакомые дети во дворе представляют для них серьёзную угрозу. Вообще, если сравнить семью, детский коллектив в школе (ДОУ) и дворовое сообщество по степени субъективной опасности, то наибольший источник угроз, по мнению детей, кроется в дворовой компании (65%), далее по рейтингу детский коллектив в образовательном учреждении (63,9%), и на последнем месте семья (60,8%). Но все эти показатели превышают 50% барьер, что говорит о высоком уровне угроз социального развития детей в указанных средах. Уточним перечень угроз, называемыми детьми с ОВЗ как источник опасности их социальному, а нередко и физическому существованию во дворе. Дети с ОВЗ наиболее часто определяют в качестве угрозы во дворе источник физической опасности, угрожающий жизни и здоровью ребёнка. Для дошкольников двор – это что-то сродни сказочному пространству или медиа- пространству – там водятся чудовища, сказочные существа, маньяки, бандиты, злые дети, кусачие собаки, опасные игрушки и коварные пути – дорожки. Младшие школьники с ОВЗ тоже боятся бандитов и злых собак, но в целом воспринимают дворовую территорию более реалистично. Они определяют как достаточно опасное машины, риск насильственной потери имущества и киднепинг. Подростки более сдержанно воспринимают все угрозы. Абсолютно не выделяются как угрожающие сверстники, прекращение общения с ними и риск потери имущества. В целом дворовое сообщество не воспринимается детьми с ОВЗ как социализирующая среда.
Попытки оценить рефлексивно оцениваемые социальные качества, которые мешают полноценному и гармоничному социальному развитию детей, оказалось малоинформативным В большинстве случаев (особенно это касается дошкольников), считают, что они достаточно уверены, самостоятельны, активны и инициативны. Им ничто или практически ничто не мешает проявлять эти качества. В качестве наиболее выраженных источников невозможности проявить социальные качества дошкольники с ОВЗ называют других детей, младшие школьники – стеснительность и лень, подростки – лень. Нарастание фактора инактивности, нежелания что-то делать для социального развития может быть расценено как дополнительный внутриличностный источник угроз социального развития детей с ОВЗ.
Особо следует остановиться на оценке готовности детей с ОВЗ к интеграции в социум. По нашим данным, дети оптимистично оценивают свои перспективы жизни в обществе. Они полагают, что у них не возникнет проблем с получением профессии и трудоустройством, в большинстве случаев хотят в дальнейшем создавать семью и верят, что смогут это сделать (степень оптимизма обратно пропорциональна возрасту). Однако уровень толерантности детей с ОВЗ к проявлениям инакости у других членов общества достаточно низок. Причём, чем старше дети, тем более интолерантны они становятся. Отличия внешности (другой цвет кожи, глухота, слепота, внешнее уродство, проблемы с передвижением) более значимы, чем качества личности, черты характера для 20% дошкольников, 66% младших школьников и 74% подростков с ОВЗ. Дети не готовы дружить, общаться с такими детьми даже, если они будут очень хорошими людьми. Эти сведения говорят о том, что идеология безбарьерной среды, широко пропагандируемая в российском обществе требует серьёзных шагов в плане формирования толерантного отношения к инвалидам. Дети с ОВЗ, принявшие участие в нашем эксперименте не только отрицают наличие у себя каких-либо проблем, но и не готовы принять их в других людях.
Подведём предварительные итоги. Наибольшую опасность для детей с ОВЗ представляют: распад семьи, смена места жительства и неприязненное отношение окружающих. Дети с ОВЗ демонстрируют как общие характеристики угроз социального развития, так и их региональный аспект, который заключается в достаточной выраженности потребности детей с ОВЗ к стабильности условий жизнедеятельности, в их низкой мобильности и интолерантности. Перспективными видятся исследования в плане прогнозирования угроз социального развития и разработке вопросов по профилактике и коррекции отклонений в социальном развитии детей с ОВЗ.
Список литературы.
Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский – СПб, 2003.
Библиографическая ссылка
Денисова О.А., Леханова О.Л. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья: угрозы и перспективы решения в региональном контексте
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6388 (дата обращения: 27.12.2024).