Заочные электронные конференции
 
     
Инновационный потенциал информационно-образовательной среды вуза
Верхошенцева Л.Д.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Инновационный потенциал информационно-образовательной среды вуза

Верхошенцева Лилия Дамировна, к.б.н., доцент кафедры морфологии, физиологии и патологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»

Одной из важных задач современного высшего образования является формирование конкурентоспособности личности, соответствующей актуальным и перспективным потребностям общества и государства.

В отличие от экономического подхода, представители которого рассматривают конкурентоспособность как соперничество, приоритет, успешность, занятие лидерской позиции, современные педагоги-исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать «способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно».

Для реализации поставленных задач, современному образованию нужны такие методы обучения, которые бы облегчали и ускоряли передачу знаний учащимся, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с учебным материалом, повышали производительность учебного труда учащегося и педагога.

Инновационные технологии профессиональной подготовки можно классифицировать следующим образом [1]:

- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии и т.д.);

- технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии программированного обучения, компьютерные технологии обучения, технологии уровневой дифференциации и др.);

- технологии развивающего обучения (личностно ориентированное развивающее обучение, системы с направленностью на развитие творческих качеств личности и др.).

Мы хотим акцентировать внимание на применении в образовательном процессе информационных технологий.

Применение в образовательном процессе информационных технологий открывает следующие возможности обучения:

- совершенствование методологии отбора содержания профессиональной подготовки специалистов;

- улучшение планирования, организации, управления, контроля качества учебного процесса;

- повышение качества обучения, его индивидуализация;

- появление новых форм взаимодействия педагога и обучаемого в процессе обучения, приводящее к изменению содержания их деятельности.

Активное развитие информационных технологий в последние годы, их применение для решения разнообразных задач не могло не затронуть и образовательный процесс системы высшего профессионального образования. Современные информационные технологии стали одним из важнейших инструментов его модернизации.

Использование специальных программных средств информационно-образовательной среды учебного заведения позволит придать изучаемой информации такую форму, благодаря которой она быстрее и лучше воспринимается или делается более пригодной для использования в тех или иных конкретных образовательных целях.

Информационно-образовательная среда учреждений высшего профессионального образования – это многоаспектная реальность, включающая новейшие технологии обучения и программно-методические средства обучения, построенные на основе компьютерных информационных технологий, позволяющая повышать качество общетеоретической и профессиональной подготовки будущих специалистов, способствующая формированию информационной культуры студентов, формированию конкурентоспособной личности и успешной адаптации выпускников к жизни в информационном обществе. Такая среда поддерживает процесс самостоятельного поиска, постановки задач и нахождения путей их решения как для студентов, так и для преподавателей, а также предоставляет возможность непрерывного роста учащегося в общеобразовательном и профессиональном планах.

К настоящему времени накоплен определенный опыт использования информационных технологий как средства обновления образовательного процесса, отбора и проектирования содержания обучения, организации контроля над деятельностью обучаемых на теоретических и практических занятиях, в ходе профессионально направленного обучения. Вместе с тем, потенциал информационных технологий реализуется в образовательном процессе не в полной мере. Они носят вспомогательный характер, выступают в основном как средство передачи информации. В то время как освоение самих информационных технологий студентами определяет характер их когнитивного развития.

Рядом исследователей (Берулава М.Н., Берулава Г.А.) разрабатываются проблемы сетевого образования. Методологическая платформа сетевой образовательной стратегии базируется на том обстоятельстве, что если раньше Интернет-среда использовалась в большей степени как источник информации, то теперь все более используется пользователями для авторского наполнения. Сеть используется не только для расширения коммуникации, получения информации, но и для сотрудничества, получения опыта профессиональной деятельности.

Новая концепция базируется на учете выявленных преимуществ виртуального образовательного пространства: инициативность получения информации субъектом и соответственно ее высокая мотивированность к усвоению, психологический комфорт в получении информации, не связанный с отрицательными моментами коммуникационного взаимодействия в реальном образовательном пространстве, получение информации в соответствии с доминирующими у субъекта когнитивными, коммуникационными и аффективными стилями и стратегиями.

В частности, коммуникативные стратегии в виртуальной реальности студентов направлены на удовлетворение потребностей, которые не реализуются в необходимой степени в процессе реального общения: потребности в интересующей в данный момент информации (как временного, так и длительного пользования), потребности в профессиональной компетенции (потребность в компенсации дефицита общения по конкретным профессиональным темам), потребности в повышении своей компетенции в реальной жизнедеятельности, не связанной с профессиональной; потребности в компенсации отсутствия эмпатии в условиях учебного процесса, потребности в компенсации отсутствия возможностей для творческой самореализации, потребности в повышении своего социального статуса, в самопрезентации, потребности в более широкой коммуникации, потребности в игровой деятельности и другое.

Сетевая образовательная стратегия ориентирована на развитие способностей и мотивации к генерированию собственных научных идей. С позиций новой образовательной платформы обучение должно осуществляться в процессе собственных и совместных научных исследований. Обучение через научное исследование – таков ее основной тезис.

В образовании на смену системному подходу в обучении (когда принципом правильной подачи информации было ее системное структурирование) приходит проблемно-сетевой подход, для которого характерна «проблемность» в самостоятельном подборе информации, обеспечивающая решение конкретных индивидуальных проблем, стоящих пред обучаемым. Новая образовательная стратегия основывается на принципе обучения в кооперации и сотрудничестве в решении учебных и профессиональных проблем не только на аудиторных занятиях, но и в условиях взаимодействия в сети. .[2]

Таким образом, сетевая стратегия исходит из необходимости развития вербально-логического мышления, но в не меньшей степени практического, социального и образного мышления, которые являются основой компетентности, а также развития творческого потенциала и социальной эффективности личности.

Литература

  1. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом// Высшее профессиональное образование, 2007 г.

  2. Берулава М.Н., Берулава Г.А.Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества // Вестник университета РАО № 4, 2010 г. – С. 8-12.

Библиографическая ссылка

Верхошенцева Л.Д. Инновационный потенциал информационно-образовательной среды вуза // Международная научно-практическая конференция "Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты".
URL: http://econf.rae.ru/article/6448 (дата обращения: 24.04.2024).



Сертификат Получить сертификат