Заочные электронные конференции
 
     
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Винокурова Н.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ

НАВЫКОВ ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Винокурова Н.В.

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»

г.Саранск

В процессе изучения различных единиц языка принято рассматривать их в структуре тех или иных конструкций: словосочетаний, предложений, групп предложений, текста. Использование последних в качестве языкового материала упражнений является очевидным. Основным же видом практического языкового материала в современной методической системе принято считать текст или фрагменты образцовой речи, поскольку все анализируемые языковые явления интересны и значимы не только сами по себе как факты как языка. Тем не менее, все они обслуживают процесс общения, являются компонентами любого текста, который создается или воспринимается в ходе коммуникации.

Общеизвестно, что формирование навыков правописания основывается на усвоении правил, которые регулируют отдельные написания. Эти правила выводятся из законов фонетики и морфологии на основе анализа соответствующего языкового материала. Также с помощью языкового материала орфографических упражнений делаются обобщения и выводы, отрабатываются определённые умения и навыки. Таким образом, языковой материал является частью процесса формирования орфографических навыков.

Тем не менее, только лишь участие языкового материала в работе над определённым написанием не является гарантом прочности усвоения орфографического навыка. Необходимо использование языкового материала определённого характера, отвечающего соответствующим требованиям. Выбор языкового материала, с помощью которого решаются поставленные учебные задачи, обусловлен целью обучения.

В настоящее время орфографическая грамотность рассматривается большинством методистов как «составная часть языковой культуры, как залог точности выражения мысли и взаимоотношения в процессе общения» [3,3], соответственно орфографические умения и навыки - это составная часть речевых умений и навыков, языкового развития в целом. Поэтому основной целью обучения орфографии следует признать развитие у учащихся потребности писать грамотно при создании собственных высказываний. Из этого вытекает необходимость использования адекватного языкового материала. По мнению методистов, им должен стать текст. Текст как единица общения позволяет увидеть все языковые явления в естественной ситуации. Очень важно открыть ученику орфографические нормы с точки зрения функционирования их в речевой деятельности. Только в этом случае ребенок поймет целесообразность соблюдения этих норм.

Необходимо отметить, что при отборе языкового материала нужно учитывать специфику орфограмм. В русском правописании есть немало орфограмм, написание которых может быть выяснено и закреплено только с помощью примеров, состоящих из специально подобранных языковых единиц. Из этого следует, что и отдельные слова, словосочетания, предложения также целесообразно использовать в качестве языкового материала орфографических занятий. Но и в этом случае языковой материал, прежде всего, должен отвечать целям речевого развития школьников. Соответствующие рекомендации находим в методических исследованиях прошлого.

Методисты (К.Д.Ушинский, Н.Ф.Бунаков, В.А.Воскресенский, Г.Дьяченко, Д.И.Тихомиров и другие) видели основную задачу обучения грамматике и орфографии в «изучении живого языка». Орфографические упражнения должны привести к «расширению, очищению и уяснению детского словаря, к пониманию того, что читают дети, к облегчению их попыток к самостоятельному изложению мыслей» [1, 61]. Использование «методически необработанного» языкового материала они считали одной из основных ошибок в преподавании орфографии. По их мнению, орфографические занятия должны помогать учащимся развивать мысль и речь. Очевидно, что успехи в правописании, будут зависеть от сознательного отношения учащихся к общему значению слов, к общему смыслу речи. «Привычка вникать в смысл речи избавит ученика от многих ошибок,- пишет Д.И.Тихомиров.- Для этого учитель при выполнении любого письменного упражнения должен обращать внимание учащихся на смысл и значение отдельных слов и целой речи и требовать объяснения написанного не с орфографической только стороны, но и со стороны смысловой» [5, 233]. Нужно использовать адекватный языковой материал, который позволил бы изучать «не одну внешнюю сторону слова - безынтересную для него, но в тесной связи с внутренней - смыслом слова» [2,39].

М.А.Тростников в своей работе «Обучение письму (чистописанию и правописанию)» пишет о том, что «разумно выбранный материал должен скрасить отрицательные стороны плохих методов обучения правописанию и усугубить значение положительных сторон хороших методов» [6, 42]. Н.С.Поздняков в своем пособии «Методика обучения орфографии в начальной школе» обращает внимание на трудности в обучении правописанию, которые зависят от языкового материала. Его мысль о том, что «закономерности в правописании нужно изучать в связи с речью» [4, 28], поскольку любое орфографическое «правило, оторванное от речи, мертво» [там же], мы считаем должна быть лейтмотивом в обучении орфографии младших школьников.

Как видно из сказанного, видные русские педагоги проявили живейший интерес к проблеме формирования орфографического навыка как речевого. В их трудах мы находим указание на то, что на уроках русского языка предметом обучения должен быть, прежде всего, язык, а главной задачей обучения, в том числе и на орфографических занятиях, является обучение ребенка полноценному общению. Непременным условием достижения этой цели является использование определенного языкового материала.

Таким образом, вопрос о роли языкового материала в процессе формирования орфографических навыков был поставлен давно и особенно актуален в настоящее время. Несмотря на то, что всегда известные методисты и педагоги уделяли большое внимание отбору языкового материала, его роли в процессе становления орфографических навыков, по-прежнему языковой материал является всего лишь фоном, на котором учащиеся формируют определенные грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Поэтому теряется мотив и практический интерес к занятиям по орфографии.

Проявляя непростительное безразличие к отбору языкового материала, мы тем самым способствуем возникновению опасности формализма в преподавании языка.

Литература

1. Воскресенский , В.А. О преподавании русского языка в начальных училищах / В.А. Воскресенский. - Спб.,1913, - 80 с.

2. Дьяченко, Г. Методика обучения правописанию / Г.Дьяченко.- М., 1881. – 216 с.

3. Львов, М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе /М.Р. Львов - М.: Прометей, 1988. - 90 с.

4. Поздняков, Н.С. Методика обучения орфографии в начальной школе. Пособие для учителей / Н.С. Поздняков. - М.: Гос.Уч-Пед.Изд. Наркомпроса РСФСР, 1944. – 184 с.

5. Тихомиров, Д.И. Азбука правописания / Д.И. Тихомиров. - М.,1885. – 102 с.

6. Тростников, М.А. Обучение письму (чистописанию и правописанию) / М.А. Тростников. - Спб.,1902. – 67 с.

4

Библиографическая ссылка

Винокурова Н.В. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Теория и практика оптимизации процесса обучения".
URL: http://econf.rae.ru/article/6451 (дата обращения: 26.04.2024).



Сертификат Получить сертификат