Заочные электронные конференции
 
     
Инновации в сфере образования
Сахарова М.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Сегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладывают два понятия. Инновация – это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство – новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.

Было бы большим лукавством утверждать, что инновационная деятельность, как таковая, зародилась недавно. Если мы так назвали эту деятельность сравнительно недавно, то это не означает, что она не существовала и не приносила свои плоды - нововведения, которые мы и называем инновациями. Колесо и другие механизмы (актуальные и сегодня) были изобретены до нашей эры. Не считать это инновациями на тот период развития человечества было бы очень некорректно.

Подобным образом дела обстоят и в образовании. Так, классно-урочная форма организации учебно-воспитательного процесса (Я. А. Коменский), система Вальдорфской педагогики (Р. Штейнер), букварь и азбука в России (И. Фёдоров и позже - Л. Зизаний, В. Ф. Бурцов-Протопопов) и многое другое глупо было бы не назвать инновациями на тот период времени. Но ведь немало заметных нововведений в образовании было осуществлено и значительно раньше. Достаточно сказать о работах Л. С. Выготского, открывшего многие направления в психолого-педагогической науке, о теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, теории деятельности А. Н. Леонтьева. Работы И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной, Ю. К. Бабанского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. Г. Разумовского, А. В. Усовой, Н. М. Шахмаева и многих других исследователей, безусловно, были инновационными.

Инновации и их классификация в сфере образования

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“.

Под инновациями в широком смысле слова понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукций и услуг, организационно- технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Нашей задачей является рассмотреть инновации в сфере образования. В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, С.Френе и т.д.

По области распространения инновации могут быть разделены на инновации:

- в обучении;

- в воспитании;

- в управлении;

- в переподготовке кадров.

На основании этой типологии можно описать инновационное поле отечественного образования, а, следовательно, определить и вид предлагаемой инновации, решив, по крайней мере, вопрос о ее подлинности.

Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)

- создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;

- создание профильных классов;

- методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;

- игровые методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

- метод проектов,

- школа – парк,

- создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).

- индивидуальные образовательные траектории;

- тьютерство.

2. Представление и передача содержания образования

- опорные сигналы;

- организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

- построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;

- создание компьютеризированных курсов;

- технологии созданные на основе принципа полного усвоения;

- метод погружения;

- выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;

- программное обучение;

- проблемное обучение;

- организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.

3. Методы оценивания образовательного результата:

- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

- рейтинговая оценка;

- создание портфолио.

Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:

- создание различных вариантов школы полного дня;

- создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;

- создание гувернерской службы внутри школы;

- создание детско-родительских объединений вокруг школы;

- создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;

- создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.

Под инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности:

- маркетинговые исследования в практике школ;

- создание систем автоматизации школьного управления;

- создание проблемных групп и кафедр внутри школы;

- создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями;

- создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ (как правило, на селе);

- введение ваучеров в системе повышения квалификации.

Следует также констатировать, что большинство инноваций, которые сегодня широко реализуются Министерством образования, относились в большей степени не к содержанию образовательному процесса, а принципам его управления. К таким инновациям можно отнести:

- нормативно-подушевое финансирование;

- перевод образовательный учреждений в статус АНО;

- реформирование системы оплаты труда.

Инновационная деятельность в научно-образовательной сфере

Современный этап исторического развития мирового сообщества характеризуется ускорением научно-технического и социального прогресса, широкомасштабным распространением новых идей и технологий, поэтому воспроизводство знания, осуществляемое на инновационной основе, оказывает все большее влияние на темпы экономического роста. Задаваемая высшим руководством страны инновационная динамика российской экономики в значительной степени определяется формированием ее новой структуры, все более значимое место в составе которой занимает научно-образовательная сфера, что во многом обусловливается укреплением позиций ее наиболее действенных институтов – высших учебных заведений.

Для формирования стратегии развития, ориентированной уже не на восстановительную, а на расширительную динамику, уРоссии не может быть иного пути, чем формирование экономики, основанной на знаниях, экономики инновационного типа. Данное обстоятельство, в сочетании с обеспечивающим инновации в экономике потенциалом научно-образовательной сферы, обусловливает особое позиционирование данной социально-экономической системы в макроэкономической системе страны: чтобы производить необходимые инновации для экономической системы, сама научно-образовательная сфера объективно должна интегрировать в свою деятельность современные инновационные и информационные технологии. Последнее напрямую связано с совершенствованием методов, технологий, механизмов управления инновационным развитием научно-образовательной сферы.

Это в полной мере подтверждается мировым опытом, активно свидетельствующим о том, что модернизация системы образования на основе инноваций невозможна без предварительного определения главных приоритетов государственной экономической политики, задающих магистральное направление вектора управляющих воздействий на образовательную среду. Не вызывает сомнения тот факт, что научно-образовательная сфера вообще и высшая школа в частности, в силу своего особого положения в обществе, являются не столько целью осуществления инноваций, сколько условием устойчивого инновационного развития экономики любой страны.

Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Успехи наукоемкого производства, научно-технический и социальный прогресс во все большей степени детерминируются качественными характеристиками национальной системы образования, адекватностью подготовки ученых и специалистов высокой квалификации требованиям формирующейся неоэкономики. К сфере образования сегодня обращено внимание многих ученых и политиков. В контексте глобализации только страны, располагающие высокоэффективной, отвечающей современным требованиям инновационного развития экономики системой образования, могут войти в число развитых государств современного мира. Практически во всех развивающихся странах, демонстрирующих высокие темпы экономического роста, приоритетными сферами государственной поддержки являются образование и повышение уровня грамотности населения, подготовка высокопрофессиональных специалистов, развитие наукоемких производств, основанных на высоких технологиях.

В высококонкурентной рыночной, существенной модернизирующейся экономике (становящейся все более характерной для современной России) научно-образовательная сфера, реализуя социально-экономические функции в становлении личности и прогрессивном развитии материального производства, представлена субъектами конкурентно-предпринимательских отношений, нацеленными на генерирование не только социального, но и экономического эффекта.

Складывающаяся в последние годы положительная динамика располагаемых доходов населения формирует устойчивый платежеспособный спрос на образовательные услуги. Кроме того, возросла популярность высшего образования как в среде молодежи, так и в других возрастных группах.

Поэтому исследования такой направленности приобретают сейчас значение как в теоретическом, так и в практическом аспекте − с целью систематизации принципов и методов управления инновационной деятельности в системе образования, а также путей совершенствования хозяйственного механизма воспроизводства образовательных услуг, поскольку именно недооценка при переходе к рыночной экономике в России важности разработки научно обоснованной и практически апробированной национальной концепции стратегического управления развитием научно-образовательной сферы вылилась в подмену анализа, прогноза и корректировки курса реформирования этого сектора экономики «точечной» модернизацией и зачастую механической компиляцией зарубежного опыта.

Вопросы стратегического управления системой высшего образования, объективно включающие управление инновациями в данной сфере, – это проблема, широко обсуждаемая в мире. Многообразие концепций и практических подходов к управлению модернизацией сферы образования в России и зарубежных странах, базирующейся на инновациях, обусловлено существенными различиями в организационных структурах систем образования, в их правовых основах, а также сложившимися в каждой стране традициями и действующей парадигмой управления экономикой в целом.

Ретроспективный срез тенденций развития научно-образовательной сферы в России показал, что современное состояние этого сектора экономики страны уже характеризуется развивающимися процессами модернизации, включая внедрение новых идей и научно-образовательных технологий, в ходе которых вносятся изменения в структуру и функции системы образования, в содержание и технологии процесса обучения и научных исследований. Рассматриваемая с очерченных позиций проблема свидетельствует о необходимости совершенствования методов системного управления процессами взаимоувязанной и взаимосогласованной с макроэкономическими детерминантами динамики научно-образовательной сферы как социально-экономической системы в направлении стимулирования ее созидательных функций.

Противоречия и проблемы как внутри системы образования, так и в макроэкономике в целом инициируют повышенный интерес исследователей к анализу процессов функционирования и развития как отдельных сегментов этой сферы (в частности, в разрезе отдельных регионов (территорий (что связано с регионализацией экономической жизни), отдельных образовательных учреждений и их комплексов, региональных кластеров, в состав которых входят научно-образовательные учреждения и т.д.), так и целых ее функциональных подсистем (например, систем непрерывного образования). В соответствии с обозначенной логикой исследования представляется актуальным уточнение системных функций инновационного потенциала научно-образовательной сферы в системе национальной и региональной экономики. В составе этих функций необходимо, прежде всего, выделить специфическую системо- и структурообразующую функцию. Данная системная функция проявляется одновременно в нескольких плоскостях, полноценное развитие которых и обеспечивает достижение целей макро- и мезоэкономической системы.

Во-первых, инновационный потенциал системы образования является, с одной стороны, частью инновационного потенциала экономики страны в целом, что делает его взаимоувязанным с макроэкономическими детерминантами (в том числе с инновационной стратегией российской экономики), с другой – интегрирует в себе потенциальные возможности «инновационного обеспечения» субъектов экономической деятельности, что, в силу их функционирования в качестве элементов одной системы (в границах региона либо экономический системы страны в целом), проявляется в синергетическом эффекте от внедрения инноваций в границах последней.

Специфика инновационного потенциала научно-образовательной сферы как важнейшего фактора-ресурса экономики (национальной и региональной) формирует вторую плоскость проявления его системо- и структурообразующей роли, связанной с распространением новшеств на внутри-, межрегиональных и мировых рынках инноваций, что позволяет повышать конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность национальной (и региональных) экономики, развивать межрегиональные и межстрановые связи и отношения. Не менее важной системной функцией научно-образовательной сферы, реализующей и продуцирующей инновации, в региональной экономике является самоорганизация, характеризующаяся проявлением функциональной устойчивости в неравновесных состояниях. При этом необходимо учитывать, что неравновесие является таким же фундаментальным свойством экономических систем, как равновесие, позволяя детерминировать свободный выбор оптимизационного синтеза из целого спектра возможных направлений регионального развития. Если равновесное состояние является необходимым условием стационарного существования региона, то неравновесное состояние представляет собой существенный момент перехода в новое состояние, в котором мезоэкономическая система приобретает более высокий уровень организации и продуктивности. Именно в ситуации, когда экономическая система теряет функциональную устойчивость, возникают самоорганизационные процессы формирования новых эффективных структур, требующие инвестиционных вложений. Приобретая в новых условиях функционирования стабилизирующее положение, экономическая система, таким образом, проходит свои равновесные состояния как промежуточные этапы на траекториях неравновесной самоорганизации.

Иными словами, научно-образовательная сфера как социально-экономическая система, осуществляющая свои специфические функции в экономике (которые можно дифференцировать в две большие группы: образовательные и научно-инновационные), является особым «обеспечивающим» экономическое развитие в целом сектором, продуцентом которого являются новые знания, аккумулирующиеся в человеческом потенциале, и новшества, ориентированные на коммерциализацию или создание фундаментального научного потенциала страны. В таком контексте, как показывают исследования, система образования нашей страны не в полной мере отвечает потребностям модернизационного развития общества. Примером, в частности, может служить сфера гуманитарной подготовки специалистов: разрыв системных связей гуманитарной, естественно-научной, технико-технологической составляющих высшего образования во многом обусловливают не адекватный требованиям современного экономического развития уровень квалификации кадрового потенциала.

Проблемы высшей школы, обостренные и ярко высвеченные в России в силу необходимости и одновременно трудностей перехода экономики на инновационную траекторию развития, не являются уникальными национальными проблемами и в силу этого должны рассматриваться в общемировом контексте трансформирования институциональных основ инновационного развития научно-образовательной сферы (в частности, активного распространения идей Болонского процесса) в условиях информационного общества и глобализации политики и экономики.

С другой точки зрения, носящие глобальный характер изменения в обществе и экономике, связанные с необходимостью переориентации на инновационный путь развития, обусловливают необходимость разработки более эффективных методов организации и управления научно-образовательной сферы как важнейшей составной части макро- и мезоэкономики, функционирующей в рыночных условиях хозяйствования.

Основные макроэкономические детерминанты формирования новых механизмов и инструментов управления инновациями в научно-образовательной деятельности в основном определяются тем, что в условиях глобализации возникли принципиально новые сущности (такие как новая экономика, постиндустриальная экономика, сетевая экономика, глобальный рынок, глобальные инвестиционные операторы) и явления (глобальная конкуренция, глобальные сети и т.п.), определяющие позиции национальных государств, стратегию развития инновационных и инвестиционных институтов, акторов и макроэкономических агентов.

В контексте авторской гипотезы категориальный смысл понятия «новая экономика» в концентрированном виде аккумулирует в себе постиндустриальные отрасли экономики. К «новой экономике» относятся отрасли, которые, во-первых, обеспечивают инновативность экономики, производят, внедряют в индустриальный сектор новые технологии, во-вторых, модернизируют технологии формирования рынка, продвижение товара к покупателю, в-третьих, осваивают инвестиции в «человеческий фактор», прежде всего, в образование.

Можно привести большое количество аргументов в подтверждение тезиса о творческом, интеллектуальном потенциале как основной конкурентоспособной доминанте развития российского общества. Искажение фундаментальных закономерностей развития рано или поздно должно приводить и приводит к кризису. Это верно как для мира в целом, так и для России. Посткризисная ситуация в России осложняется фактором, затрудняющим формирование «новой экономики»: отсутствие в стране сложившейся корпорации элитных групп, менеджмента, видящего для себя резон в общественной самоорганизации и синергии – совместном обустройстве страны и государства исходя из долгосрочных целей социокультурного развития.

Актуальной альтернативой процессам социальной дезадаптации является представление российского общества как одного из центров складывающейся мировой кооперации и одновременно мировой творческой среды. Россия в этой кооперации может занять место одного из инновационных центров, стать в полном смысле этого слова инновационной страной. Данное утверждение имеет ряд веских оснований. Для российской истории и российской среды всегда была характерна атмосфера творчества и повышенная креативность.

Подобная специфика выражается как в привычных формах инновационной деятельности – научных исследованиях, изобретательстве и инженерных решениях, так и в создании новых социогуманитарных технологий, искусстве, культуре. В последние десятилетия существования СССР именно достижения в инновационной сфере начинали постепенно осознаваться как альтернативная основа легитимации советского режима.

В глобальной экономике эксперты говорят о «критических технологиях», определяя, что в «противном случае высокие трансакционные издержки (большая стоимость базовых инфраструктур, поддержки системы расселения и социального пакета, обеспечивающего качество человеческого капитала) всегда будут снижать конкурентоспособность России на мировых рынках – любых продуктов, создаваемых национальной производственной системой».

Сегодня, как и 100 лет назад, можно утверждать, что стратегический маршрут России вряд ли пролегает исключительно в сфере торговли сырьевыми ресурсами. Такое положение дел, несмотря на относительный рост спроса на сырье в новых индустриальных странах (регионах), чревато перманентной оперативной уязвимостью России на геоэкономической и геополитической арене. Сомнительна также стратегия освоения широкого спектра промышленного производства товаров и услуг массового спроса – на фоне взрывного роста экономик Китая, Индии, ряда стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Предкризисное состояние мировой экономики в целом благоприятствует старту инновационной стратегической инициативы. Ряд отраслей испытывает заметную нехватку фундаментальных инноваций. Это, прежде всего, крупные инфраструктуры (энергетика, транспорт, коммуникации), системы пространственного развития и расселения, системы капитализации человеческих ресурсов (продовольствие, экология, здравоохранение, фармацевтика, образование). Причем такой дефицит особенно отчетлив как раз не в области технологий и оптимизирующих нововведений, где позиции России не столь сильны, а именно в сфере фундаментальных инноваций. Застой фундаментального научно-технического прогресса становится все более очевидным фактом, являясь, по сути, стартовым механизмом глобального экономического кризиса.

Так, доля инновационной продукции в общем объеме производства российских предприятий существенно отстает от аналогичного показателя в сравнении со странами ОЭСР.

Об относительно низком уровне развития инноваций в России свидетельствует также доля страны на мировом рынке наукоемкой продукции (0,4 %, что в сравнении с оценками аналогичной доли США, Японии и Германии (составляющих, соответственно, 36, 30 и 17 %) незначительно) (рис. 1).

Рис. 1 - Доля России в мировых продажах наукоемкой продукции

Представленные на рис. 1 данные свидетельствуют о слабом уровне развития инновационной деятельности в различных секторах российской экономики, несмотря на декларируемую на высшем уровне управления государством стратегию перехода к инновационно-ориентированно-му типу экономики. Следует также учитывать, что из-за системного спада и отсутствия в стране эффективного инновационного механизма неэффективно используется и в целом деградирует доставшийся «в наследство» от СССР достаточно мощный научно-технический потенциал, а в сопряжении с тем, что значительная часть ученых и программистов мигрируют из России и других стран с переходной экономикой и стран с низким уровнем доходов в США и другие страны с высоким доходом, это в ещё большей степени усиливает тенденцию поляризации научного и изобретательского потенциала.

Этот вывод подтверждается данными, приведенными в табл. 1, в которой в сравнительном контексте представлен научно-инновационный потенциал России и развитых стран мира.

Таблица 1 - Параметры научно-инновационного потенциала России в сравнении с развитыми странами

Показатели

Россия

Развитые страны

Доля расходов на НИОКР в ВВП

1,3

>5

Абсолютная численность исследователей (тыс. чел.)

492

США – 1261

Япония – 676

Показатель ВВП на одного занятого (тыс. долл.)

9,2

США – 36

ЕС – 24

Численность исследователей

на 10 тыс. занятых (чел.)

69

Италия – 29

Англия – 55

Германия – 67

Доля высокотехнологического экспорта в общем товарном экспорте (%)

3,1

 8

научный образовательный сфера инновацонный

Таким образом, тенденции развития мировой экономики убедительно показывают, что у России не может быть иного пути развития, чем формирование экономики, основанной на знаниях, т.е. экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства уже в ближайшие годы может привести к тому, что Россия будет вытеснена с рынка высокотехнологичной продукции, а это в конечном счете не позволит поднять до современных стандартов уровень жизни населения и обеспечить конкурентоспособность экономических агентов и безопасность государства в целом. Вместе с тем, инновационная деятельность России еще не является основным фактором экономического роста.

В настоящее время назрела необходимость в пересмотре существующих методологических подходов к развитию инновационной и образовательной деятельности в России, адаптации известных, а при необходимости и разработке новых принципов и механизмов инновационного развития экономики исходя из существующих условий. Обновление методологии исследования моделей экономики в условиях глобализации обусловлено необходимостью учета вектора интеграции России в глобальные инновационные сети в условиях динамично меняющихся реалий окружающего мира.

Составными элементами национальной экономической системы являются государство, бизнес и население. Мотивация деятельности бизнеса складывается в направлении максимизации доходов при минимизации усилий (прежде всего, инвестиционных) и риска. Это имманентно природе бизнеса. Задачей государства является создание такой среды, в которой бизнес ориентирован на получение качественных доходов, т.е. доходов как вознаграждения за развитие, модернизацию, победу над конкурентом на мировом рынке и пр. Только в этом случае будет задействован единственно эффективный механизм реализации инновационной политики.

В России в настоящее время отсутствует как эффективный и качественный бизнес, так и эффективное и качественное государство. Меняться предстоит и бизнесу, и государству. Государство должна представлять высокопрофессиональная элита, способная управлять бизнесом, прежде всего, на региональном уровне и координировать свое взаимодействие в рамках поставленной задачи укрепления национальной экономической системы. Сегодня наиболее остро в системе государственного и корпоративного менеджмента стоит вопрос о формировании организационного и интеллектуального капитала, основанного на «экономике знаний».

Новая государственная элита должна не только хорошо ориентироваться в текущей ситуации, эффективно оценивать направления плавной трансформации системы в более устойчивое положение, но и обладать масштабным уровнем знаний (в том числе международного опыта). В этом случае формирование качественной среды в регионах создаст побуждение для бизнеса к поиску и внедрению новых технологий, к взаимодействию с региональными учеными и специалистами, к развитию «технологических альянсов».

Создание механизма рыночной «интеграции» технологий в экономику на основе институционального проектирования – это необходимый приоритет концентрации национальных интеллектуальных ресурсов для преодоления системных проблем, которые все с большей очевидностью возникают перед Россией, уводя ее на периферию мировой экономики и, более того, угрожая ее устойчивому развитию в самой ближайшей перспективе. Институциональный механизм развития экономики знаний, инновационной экономики, а в ее системе – научно-образовательной сферы, основанной на инновациях, зависит от качества и устойчивости системы национальных институтов.

Взаимное приспособление, взаимная адаптация в условиях глобализации экономики являются одним из основных направлений развития институтов, формирующих инновационную инфраструктуру образовательной деятельности. В этой связи актуальным является вопрос о том, следует ли придерживаться крайних позиций – создавать свои, специфически российские институты, заимствовать развитые институты из других стран, пытаться адаптировать к российским реалиям уже готовые институциональные формы или совмещать создание, заимствование, адаптацию на основе нескольких компонент с учетом уровня зрелости и состояния общества?

Ответы на эти вопросы позволят значительно продвинуться не только в направлении развития институциональной теории, но и понимания и исправления тех процессов, которые происходят в российской экономике. К проблеме формирования целостной институциональной теории тесно примыкает и проблема ее обогащения исследованием возникающих новых институтов. В данном контексте существенным методологическим потенциалом обладает выдвинутая Д.С. Львовым идея о необходимости развития института национального имущества как особого фактора стабилизации и создания предпосылок роста в переходной экономике России. Реализация его мощного социального, экономического и консолидирующего потенциала возможна, по мнению ученого, посредством введения в стране специфической формы дохода, интегрирующего институты национального имущества, государства и гражданства.

Задача состоит в том, чтобы обосновать эффективный механизм реализации этого института, направленного на утверждение необходимых стартовых, поддерживающих механизмов жизни человека в России в соответствии с идеалами концепций устойчивого развития. Субъектом института национального дивиденда выступают все граждане страны, которые должны получать определенную «выгоду» от участия в этом институте.

Сопричастность к единому общественному целому в территориальном, экономическом, культурно-историческом и духовно-ценностном пространствах должна быть материально осязаемой в условиях новой экономики. Граждане страны должны отождествлять интересы своей самореализации, интеллектуального развития с сохранением территориальной целостности России, с ростом общего, а не только индивидуального или группового благосостояния, они должны ощущать себя членами одного общества на деле. Реализация этого также возможна только посредством активной интеграции научно-образовательной сферы в макроэкономический вектор инновационного развития.

Такая интеграция, как было отмечено выше, возможна, как минимум, по двум направлениям: посредством подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных практикой, чья подготовка осуществлялась с использованием современных инновационных информационных технологий обучения; путем «выпуска» в экономическую систему новых знаний, технологий, новшеств, опытных образцов и т.п., формирующих инновационный базис национальной экономики.

«Моделирование образа Новой России в мировом сообществе как России инновационной, интеллектуальной перспективно также с точки зрения создания действенной альтернативы ее бессодержательному либо криминально-враждебному имиджу» − подчеркивает в своей работе Д.С. Львов. Автор отмечает, что инновационный мегапроект может помочь России остаться в клубе стран «первой лиги» и за счет этого сформировать новый контур геоэкономической кооперации со странами-лидерами, уже преодолевшими ключевые зависимости, характерные для индустриальной фазы развития. Не менее важно создание перспективной основы для нового социального контракта внутри страны, формулируемого не на основе достаточно дискредитированного образа «новых русских» или аморфного и призрачного «среднего слоя», но динамично развивающегося «нового класса». Этот класс может включить в себя инновационную элиту России, в том числе весь корпус лиц (так называемых «решающих специалистов»), готовящих решения. Инновационная деятельность в зависимости от масштабов может осуществляться на шести экономических уровнях (табл. 2).

Таблица 2 - Характеристика уровней инновационной деятельности

Экономический уровень

Основные характеристики

Нано

Инновационная деятельность на уровне конкретного человека. Здесь происходит основной этап получения знаний, а также инвестирования в наукоемкую сферу путем приобретения товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности и удовлетворения собственных потребностей

Микро

Инновационная деятельность предприятия, осуществляющего разработку или выпуск наукоемкой продукции, а также оказывающего услуги по обеспечению инновационного процесса (образование, финансы, информация и т.д.)

Мезо

Инновационная деятельность, осуществляемая группой предприятий на уровне сетевых или корпоративных структур преимущественно в пределах одного государства

Макро

Инновационная деятельность, осуществляемая в пределах одного государства или его части (земля, штат, регион), институциональную основу которой составляет национальная (государственная) инновационная система

Гипер

Инновационная деятельность, осуществляемая:

  • объединенными национальными (государственными) системами (США, ЕС, Россия);

  • транснациональными корпорациями

Глобальный

Получение и распространение новых знаний на уровне глобальных формализованных и неформализованных сетей. Примерами таких сетей являются фундаментальная наука (неформализованная сеть) и информационная сеть Интернет (формализованная сеть)

С учетом этого, разработка инновационной политики на каждом уровне должна строиться с учетом тенденций развития остальных. Современная научно-исследовательско-образовательная система (НИС) формируется исходя из общей государственной макроэкономической политики и нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию данной политики.

Основными элементами инновационной системы являются следующие подсистемы:

  • генерации знаний;

  • образования и профессиональной подготовки;

  • производство продукции и услуг;

  • инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение.

Будущее России зависит от того, как скоро научно-технологический сектор после трансформационного спада получит новый импульс для развития и обеспечит долгосрочное участие в глобальном инновационном процессе. Наметившийся в России реальный поворот в приоритетах экономического развития в сторону наукоемких и высокотехнологических производств в условиях «новой экономики» способен приносить стране не меньше доходов, чем экспорт невосполнимых природных ресурсов.

Таким образом, инновационные принципы управления системой высшего образования предполагают реализацию полного инновационного цикла от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках. Новые знания, получаемые в ходе выполнения фундаментальных и поисковых исследований, должны реализовываться в научной и образовательной сферах деятельности, поскольку от того, насколько эффективно используются полученные новые знания и накопленный интеллектуальный потенциал в учебной и научно-технической деятельности, зависит устойчивое развитие системы образования. При этом основными индикаторами успешного развития элементов научно-образовательной среды (вузов, ссузов, НИИ, КБ и др.) являются следующие: конкурентоспособность на рынках профессионального труда, наукоемкой продукции и образовательных услуг, качество образования и способность выполнять государственный заказ на подготовку специалистов и выполнение НИОКР. Для обеспечения конкурентоспособности необходимо доводить результаты научной и образовательной деятельности до конечного продукта, востребованного на профильных рынках.

При этом методологическими установками управленческой деятельности в системе высшего образования являются следующие:

  • обеспечение принципа «обучение через исследование» как основы академического высшего образования;

  • сохранение ориентации на развитие фундаментальных наук и поддержку научных школ;

  • участие ученых вузов в решении региональных проблем в промышленном секторе и социокультурной сфере;

  • создание условий для поддержки и повышения интеллектуального уровня талантливой молодежи;

  • привлечение в научно-образовательный процесс высококвалифицированных кадров и использование уникального оборудования и др.

Инновации в области профессионального образования

Государственная политика в сфере профессионального образования осуществляется в рамках текущей деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, его научных институтов, федеральных и ведомственных целевых программ и приоритетного национального проекта «Образование». В настоящее время из федерального бюджета финансируются следующие крупные проекты:

- Разработка стратегии и программ модернизации профессионального образования в целях реализации проекта «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»;

- Модернизация образовательных программ в сфере сервиса;

- Развитие системы опережающего профессионального обучения с учетом перспектив технологического развития экономики и повышения производительности труда;

- Разработка системы независимой оценки качества образовательной и научной деятельности в приоритетных отраслях экономики для обеспечения объективности и прозрачности результатов оценки для широкой общественности.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в субъектах Федерации были созданы около 300 инновационных ресурсных центров для реализации программы начального и среднего профобразования, обновлена материально-техническая база ведущих учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Не менее значимым результатом стало определение учреждений-лидеров, своеобразных «точек роста», которые способны поддержать формирование территориально-отраслевых экономических кластеров и модернизацию региональных систем профессионального образования. В рамках нацпроекта изучены вопросы стимулирования инноваций в образовании, поддержки усилий и инициатив образовательных и общественных организаций, объединений работодателей, органов местного самоуправления, субъектов Российской Федерации по обновлению и совершенствованию образовательного процесса и системы образования в целом в соответствии с задачами инновационной экономики.

В системе высшего образования создана сеть ведущих вузов (на сегодня – 36 университетов, в том числе 7 федеральных и 29 исследовательских).

Оставшаяся часть вузов в ближайшие пять лет также претерпит существенную модернизацию. Предстоит работа по развитию эффективной сети учреждений профессионального образования, способных стать центрами социально-экономического развития региона, созданию интегрированных профессиональных образовательных комплексов, объединяющих профессиональные образовательные учреждения различных уровней.

Расширяется спектр образовательных программ профессионального образования на основе дифференциации их целей и направленности (например, в экспериментальном режиме реализуются программы прикладного бакалавриата).

Отрабатываются механизмы обеспечения непрерывности профессионального образования на основе преемственных образовательных программ профессионального образования.

В настоящее время завершается подготовка и утверждение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основанных на модульно-компетентностном подходе.

Введены новые федеральные государственные стандарты высшего образования (154 стандарта бакалавриата, 163 – магистратуры). Для части направлений (107) сохранена непрерывная пятилетняя подготовка с учетом традиций российской системы высшего образования.

При этом с учетом традиций отечественного высшего образования по некоторым специальностям, имеющим особое значение для безопасности государства и сохранения здоровья граждан (инженеры, врачи, архитекторы и пр.), сохранена подготовка специалистов с непрерывным сроком обучения не менее пяти лет.

С 2011 г. вводятся новые ФГОС для 567 специальностей и профессий, по которым ведется подготовка в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Модернизационные процессы развития профессионального образования России требуют изменений в законодательной и нормативно-правовой базе образования. В связи с этим подготовлен проект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который в настоящее время опубликован на сайте Минобрнауки России и проходит широкое общественное обсуждение.

Одной из ведущих проблем является вовлеченность предприятий в процесс реализации политики в области профессионального образования и обучения, но определенные совместные шаги государства, бизнеса и системы образования в этом направлении предприняты, и движение к сотрудничеству продолжается.

Важнейшим элементом образовательного процесса является организация практики. В настоящее время работодатели далеко не всегда идут навстречу образовательным учреждениям в этом вопросе. Причиной является формальный подход в организации практики некоторыми образовательными учреждениями и, как следствие, выражение недоверия предприятия к тому качеству обучения, которое обеспечивает образовательное учреждение.

В последние годы были апробированы механизмы «институциализации» требований ведущих работодателей к образованию через разработку и утверждение профессиональных стандартов. В настоящее время разработаны и одобрены комиссией РСПП около 70 профессиональных стандартов в области ин-формационных технологий, авиастроения, индустрии гостеприимства, управления организацией Данные профессиональные стандарты использовались при разработке Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Еще около100 профессиональных стандартов находятся в разработке. Они охватывают нефтедобычу, газоснабжение, наноиндустрию, строительство, машиностроение, сервисные услуги, сестринское дело, управление персоналом.

Реализуются меры по реструктуризации системы учреждений начального и среднего профессионального образования, в частности:

  • создаются условия для взаимодействия предприятий и образовательных учреждений по организации и управлению учебным процессом, построенным на современной технологической базе (развитие социального и частно-государственного партнерства);

  • разграничиваются механизмы социальной поддержки обучающихся и получения ими образования или профессиональной подготовки;

- создаются организационные и правовые условия для развития интеграции образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования и включения их в систему непрерывного профессионального образования;

- сокращается число федеральных образовательных учреждений профессионального образования посредством их передачи на региональный уровень.

Опыт таких регионов, как Республика Татарстан, Красноярский край, Тверская область, Томская область и других позволяют сделать вывод о том, что складывается несколько различных эффективных моделей изменения сети учреждений профобразования. Если в регионе есть группы предприятий с устойчивым заказом на квалифицированные кадры, то оказывается успешным формирование отраслевых кластеров — групп учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования (ресурсных центров), ориентированных на эти группы предприятий или одно крупное предприятие. Создание в регионах таких ресурсных центров, как показал приоритетный национальный проект «Образование», способствует привлечению в систему профобразования средств работодателей и эффективности их участия в образовательном процессе.

Еще одна перспективная модель — многопрофильные территориальные колледжи, которые создаются там, где нет устойчивого спроса на одну или несколько специальностей. Такого рода решение позволяет приблизить образовательные услуги к населению, что особенно важно в малых городах и сельской местности. Пилотный проект, реализуемый в одном из районных центров Томской области, предполагает подготовку за один год 15 бизнес-команд, что должно обеспечить повышение самозанятости населения села на 10% и уровень трудоустройства выпускников на 20%. В обоих случая — и для многопрофильных колледжей, и для отраслевых кластеров — наиболее жизненной становится модель многоуровневого образовательного учреждения, где реализуются программы как начального, так и среднего профессионального образования.

Расширяются образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования (в том числе, развивается система обучения взрослых).

Пока что в недостаточной степени, но разрабатываются специализированные программы для организации профессиональной подготовки и дополнительного образования, а также трудоустройства мигрантов.

Заключение

В соответствии с вышеизложенным, концепция инновационной модернизации российской системы образования предусматривает как структурную, так и институциональную перестройку профессиональной подготовки кадров и производства инновационной продукции. В ходе реализации данной концепции следует определить пути интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, развития многоуровневого образования, что наиболее эффективно реализуется в региональных университетских комплексах, зоны ответственности которых определяются границами соответствующих территориально-экономических образований.

Сегодня инновации в профессиональном образовании славятся своими качественными технологиями, которые развиваются во всех программах российского образования. Это является важнейшим уровнем развития нашего многочисленного общества.

Поставленные цели, задачи и методы формируют у нас знания и умения эмоционально-ценностного отношения и информационно – технологической и экономической деятельности. Инновации в профессиональном образовании – это всегда новые образовательные программы и курсы, где будущее каждого обучающегося является его информационно-технологической культурой. В соответствии с поставленной целью подготовки определяются задачи для каждого учебного занятия. Конечно же, такое обучение не обходится без квалифицированных преподавателей. Вот, например, формируя, научные знания, связанные с будущей, профессией, преподаватель создает такую основу, как воспитания эмоционально-ценностного отношения к ней. Инновации в профессиональном образовании расширяют программу обучения с помощью нам уже известных образовательных технологий, которые позволяют правильно направить свои способности и возможности, они мотивируют потребность студентов в знаниях. Позволяют развить активные формы обучения. Вот, например, быстро развиваются формы информационных и коммуникационных технологий, которые входят в систему образования на основе широкого использования, они набирают быстрые обороты в процессе всего обучения, так как осваивается четверть предлагаемого материала. Инновации в профессиональном образовании это еще и обновление гуманитарных технологий, которые непосредственно формируются знаниями связанные с деятельностью в сфере межнациональных отношений. Это повышает способность выпускника и степень его адаптации в рыночных условиях жизни. Инновации в профессиональном образовании значительно индивидуализируют учебный процесс, так как студенты усиливают практическую направленность по качеству усвоения учебного материала. В Связи с этим в образовательную программу активно вводятся, элементы так называемых новых гуманитарных технологий, задачей которых является систематическое обучение и последовательное воплощения на практике.

Планируется, что в России будут разработаны и внедрены новые досуговые и образовательные программы на всех уровнях системы образования, а также новые информационные сервисы, системы и технологии обучения.

Согласно программе значительная часть государственных услуг в сфере образования будет предоставляться россиянам в электронном виде, будут внедрены процедуры независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов.

B стратегической перспективе образование рассматривается как важнейший фактор и ресурс развития экономики, общества и государства.

Список использованной литературы

1. Управление инновациями: учебник/В.П. Баранчеев, Н.П. Масаенников, В.М. Мишин. – М.: Высшее образование, Юрайт – издательтво, 2009. – 711с. – (Университеты России)

2. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. – М. ИНФРА – М, 2008. – VI, 826с.

3. Барышева А.В., Балдин К.В., Ищенко М.М., Передеряев И.И. Инновации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.- 382с.

4. Управление инновациями: учебник для бакалавров/В.П. Баранчеев, Н.П. Масленикова, В.М. Мишин. – 2-е издание, переработано и дополнено. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011ю – 711с. – Серия: Бакалавр.

5. Черных Е.А. Нанотехнологии и бизнес: трудный путь к успеху // Менеджмент качества. - 2009. - № 1. - 14 с.

6. Черных Е.А. Новые технологии, инновации и успех бизнеса // Менеджмент качества. - 2008. - № 1. - 12 с.

7. Стасев В.В., Забродин А.Ю., Черных Е.А. Инновации в России: иллюзии и реальность. - Тула: Гриф и К, 2006. - 330 с.

8. [Электронный ресурс] // Национальная экономическая энциклопедия. - Национальная экономическая энциклопедия, 2009 . - Режим доступа: http://vocable.ru/dictionary/640/word/%C1%E8%E7%ED%E5%F1-%EC%EE%E4%E5%EB%FC/.

9. [Электронный ресурс] // Открытые инновации - Avoimen Innovaation virallinen sivusto Suomessa. – 2006.- Режим доступа: http://www.openinnovation.fi/ru/avoininnovaatio.

10. [Электронный ресурс] // Государственный университет - Высшая школа экономики. - ГУ-ВШЭ, 1993-2010 - . - Режим: http://www.hse.ru/ic5/70.pdf.

Библиографическая ссылка

Сахарова М.А. Инновации в сфере образования // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6460 (дата обращения: 29.03.2024).



Сертификат Получить сертификат