ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЙ С МЯЧОМ У САРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Макарова О.А.
Научный руководитель: Жукова Е.А.
преподаватель педагогике и методике физического воспитания
ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж»
Среди спортивных игр баскетбол является одним из популярных видов двигательной активности детей, но в теории физического воспитания детей дошкольного возраста методика обучения элементам игры в баскетбол является одной из наименее изучаемой.
Поэтому выбор данной темы обусловлен рядом причин:
1. Дополнительная квалификация руководитель физического воспитания вызвала интерес к этой теме.
2. Современные ученые и специалисты практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребенка на постоянное и максимально полное физическое развитие.
3. Вызвать у дошкольников профессиональное желание к баскетболу, которые достойно будут представлять Российский баскетбол на международной арене.
4. Обращение президента Медведева Д.А. к стране о том, что воспитывать спортсменов нужно начинать уже с дошкольного возраста.
Движение – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
В процессе физического воспитания осуществляется одновременно обучение и воспитание. Они взаимосвязаны между собой: в результате формирования двигательных навыков происходит изменение форм и функций организма, так как у детей укрепляется здоровье, совершенствуется телосложение и воспитываются физические качества (ловкость, быстрота, сила и др.) одновременно осуществляется нравственное и умственное воспитание.
Исследования по вопросам развития двигательных способностей и качеств детей Е. Н. Вавиловой, Н. А. Ноткиной, М. А. Руновой, В. Р. Кучмы, М. И. Степаненковой свидетельствуют, что при поступлении в детский сад значительное место детей имеют низкие и ниже среднего возростно-половые показатели развития основных двигательных качеств.
Современное общество тесно связано с предпринимательской деятельностью, в которой одним из важнейших условий успешной реализации является тесно сплоченный коллектив. Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целой, что, безусловно, позитивно влияет на объединение коллектива детей.
Дети дошкольного возраста плохо владеют качеством выполнения действий с мячом и имеют низкий уровень освоения двигательных навыков и физических качеств. Поэтому имеет место следующее противоречие: в методике физического воспитания много внимания уделяется развитию действий с мячом у детей старшего дошкольного возраста, но, к сожалению, работники дошкольных образовательных учреждений при организации воспитательно-образовательной работы не уделяют должного внимания совершенствованию действий мячом, не используя эффективные средства, в частности игры с элементами баскетбола.
Отмеченные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в научном обосновании и разработке методики физкультурных занятий на основе использования элементов игры в баскетбол с детьми 5-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях.
В результате этого была поставлена цель работы и выдвинута гипотеза, которую можно увидеть на слайде.
Исследование проводилось в четыре этапа.
На первом этапе (сентябрь, октябрь, ноябрь 2010) осуществлялся анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования. Изучалась возможность внедрения новых форм организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Второй этап был направлен на диагностику физического развития детей (декабрь 2010).
Третий этап (январь-октябрь 2011) был посвящен педагогическому эксперименту на базе МДОУ «Детский сад № 28».
На четвертом этапе (ноябрь 2011) поводились обработка и анализ полученных результатов, оценка эффективности методики.
На констатирующем этапе для выявления эффективности использования элементов игры в баскетбол была использована диагностика физической подготовленности дошкольников, которая проходила в виде тестов: физическая подготовленность определялась уровнем сформированности психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость) и оценивались основные виды деятельности при игре в баскетбол. В результате этого исследования контрольная и экспериментальная группа показали одинаковые результаты.
На формирующем этапе для наиболее целенаправленного и дифференцированного подхода в проведении эксперимента мы попытались создать структурно-функциональную модель обучения элементам игры в баскетбол. Методологической ее основой является:
- исходный принцип отечественной педагогики и психологии, основанный на утверждениях Э.И. Адашкявичене, Н.А. Бернштейна, В.И. Усакова, согласно которым игра является основным средством развития дошкольника;
- положения П.Ф. Лесгафта, Е.А. Аркина, Л.С. Выгодского, основанные на идее о том, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Модель состоит из следующих элементов:
1. Диагностика физической подготовленности:
2. Задачи обучения;
3. Условия дифференцированного подхода к обучению;
4. Содержание обучения;
а) общефизическая подготовка и специально-физическая подготовка;
б) технико-тактическая подготовка;
в) теоретическая подготовка;
г) нравственно-волевая подготовка.
5. Домашнее задание;
6. Повторная диагностика.
Занятия с детьми экспериментальной и контрольной групп проводились комплексно, рационально чередовались учебная деятельность активным отдыхом, имело место физкультурно-оздоровительное направление.
На контрольном этапе по результатам повторного исследования уровня психофизического развития детей выяснили, что качество выполняемых детьми элементов баскетбола повысилось в среднем по экспериментальной группе на 12 %. Это говорит не только о повышении навыков в движении, но и о развитии интереса и желании заниматься спортивными играми.
Таким образом, анализ исследований свидетельствует о том, что использование упражнений с элементами спортивной игры баскетбол в процессе воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях оказывает положительное влияние на повышение уровня физической подготовленности, физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, а внедрение в воспитательно-образовательный процесс структурно-функциональной модели обучения элементам игры в баскетбол соответственно повышает качество действий с мячом у детей старшего дошкольного возраста. Разработана методика физкультурных занятий на основе использования элементов игры в баскетбол для детей 5-7 лет, которая основывается на подборе доступных возрастным особенностям способов и приемов выполнения детьми ударов и ведений мяча, подборе упражнения, обеспечивающих координацию движений для выполнения двигательных действий баскетболиста.
Физическое воспитание есть огромный, прекрасный, но таинственный Космос, через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью!
Библиографическая ссылка
студентки 4 курса ГАОУ СПО "Чистопольский педагогический колледж" Макаровой О.А. Научный руководитель Жукова Е.А. Использование элементов игры в баскетбол как средство развития действий с мячом у старших дошкольников // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6603 (дата обращения: 21.11.2024).