Заочные электронные конференции
 
     
ДУХОВНОСТЬ, ДУХОВНОЕ РАСКРЫТИЕ ЛИЧНОСТИ И ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Карпова Н.К.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Духовность, духовное раскрытие личности и идеология современного образования

Карпова Н.К.

Педагогический институт Южного федерального университета

Ростов-на-Дону, Россия

В нашем сложном и противоречивом мире особую актуальность приобретает осмысление категории «духовность». Сущностное содержание духовности определяется контекстом, характеризующим конкретную личность. При этом разумная энергия духовности, энергия духовного сознания является показателем, определяющим потенциал деятельностных проявлений человека. Энергия духовного сознания универсальна, заданна изначально и в качестве результата предполагает актуализацию мыслительной деятельности человека в формах образа, символа и концепта.

Личностные образы и символы вариативны, темпорально обусловлены и соотносимы с контекстом культуры. При этом образно-символический контекст личности характеризуется репродуктивным и креативным, творческим, аспектами. Репродуктивный паттерн функционирует в «режиме» воссоздания. Целеполагание творческого – создание артефактов культуры, представленных в различных сферах духовной деятельности человека: конкретно-научной, художественной, социальной и др. Репродуктивный и творческий аспекты взаимосвязаны: репродуктивный обеспечивается атрибутивным потенциалом культуры, творческий – направленностью на использование кросскультурных универсалий для создания и как следствие пополнения различных модулей, организующих потенциал современной культуры.

Духовность есть некий знак, которым «отмечен» человек. Определение, описание и интерпретация смысла знака «духовность» обусловливают необходимость обращения к понятию концепт. Концепт (от лат. conceptus – мысль, понятие, знак, смысловое значение знака).

Целеориентация духовного сознания личности на результирующее оформление концепта есть суть развития личности. Вектор развития характеризуется наличием универсального и, одновременно, уникального. Универсальность определяется сложившимся культурным генотипом, уникальность – раскрытием, самораскрытием и совершенствованием различных проекций образа, образца культурного генотипа посредством творческой деятельности.

Стержень, основа духовности, сложившейся на протяжении тысячелетий, - культурный генотип, первоистоки которого универсальны и сокрыты иконическим кодами – призыв, просьба, игра и медитация.

Раскрытие духовности суть развитие культуры. Смысловые характеристики названных процессов обусловлены коннотацией иконических кодов. Эволюционное развитие культуры потенцируемое раскрытием личностной духовности многих, наращивает коннотативный фон иконических кодов, дифференцируя их на уровне тенденций, стилей, видов искусств, жанров, координат пространства (географической трансмиссии) и времени.

Дифференциация кодов в зависимости от координат пространства (географической трансмиссии) и времени определяет особенности культур и этносов их составляющих. Географическая трансмиссия характеризует, прежде всего, темпоральные особенности осуществляемой человеком и обществом в целом деятельности. Привлечение в культурные регионы творчески ориентированных людей из разных географических областей, их средоточие в одной «точке» (например, Римская империя, Россия начала XVIII века) динамизирует культурные процессы, придавая им колоссальное темпоральное ускорение, способствуя тем самым формированию коннотивного фона иконических кодов, как высших ценностей, способствуя, как следствие, обновлению культурного генотипа человека в аспекте приближения его к высшему образцу совершенства.

Прообраз, проекция культурного генотипа заложена в человеке изначально, однако раскрытие, совершенствование его возможно только в творческой деятельности, только лишь посредством творчества. Образ, образец культурного генотипа творческой личности отражен в создаваемых человеком артефактах культуры. Артефакт суть посредник, проецирующий образец генотипа вовне, отражая его как зеркало. Люди, заглядывая и вглядываясь в образ – зеркало артефакта культуры – невольно видят себя, свое отражение, а это отражение и есть человек, генотип которого аккумулировал проекцию образца. Он является частью личности вне зависимости от желания человека принять или не принять отраженное.

Проекция отражения происходит на сознательном и бессознательном уровнях присвоения. Сознательное присвоение актуализирует динамизацию творческой деятельности, бессознательное – выполняет функцию «хранения» с возможной проекцией в достаточно отдаленном будущем, посредством отражения в детях, внуках, правнуках и т.д. Экстремальные ситуации (войны, революции) способствуют переводу культурного генотипа в «режим хранения». Происходит темпоральный (временной) «сбой». Такой же «сбой» можно наблюдать в ситуациях, соотносимых с частной жизнью личности в связи со стрессовыми ситуациями, неблагоприятным эмоциональным фоном в семье, на работе и т.д.

Иконические коды рассматриваются мною как высшие ценности, организующие аксиологический вектор структуры духовности. Коннотативный фон иконических кодов образует вектор содержания духовности, интегрируя универсальные и личностные проекции образов культурного генотипа, отраженных в артефактах культуры.

Процесс наращивания коннотативного фона предопределяет изменение, обновление культурного генотипа. Векторная направленность обновления – приближение к высшему образцу совершенства, то есть включения в универсалии кода творчество. Код творчество открывает каждому человеку дорогу в бесконечность, к достижению вышей духовности, приближению к высшему разуму. Таким образом, творчество характеризует вектор раскрытия духовности.

Культурный генотип, определяемый векторами пространства, времени, ценностей, артефактов культуры, иконических кодов, творчества как раскрытия духовности, - живой организм, процессуально определяемый понятиями отражение, деятельность, сохранение. Отражение и сохранение культурного генотипа суть раскрытие иконических кодов. Деятельность, в том числе творческая, - открытие. Отражение – сохранение – открытие составляют бесконечно повторяющуюся процессуальную линию, характеризуя суть бытия человека.

Иконические коды определяются мною как базисные формы древнейших архетипов, лежащих в основе универсального словаря смыслов.

В современной социокультурной ситуации иконические коды переведены в ракурс компьютерных технологий, которые, с одной стороны, облегчают доступ к их открытию, с другой, - затрудняют. Облегчают в плане отражения огромного числа образцов, затрудняют – наличием информационной загруженности. Возникает необходимость дифференцировать информационные потоки, и, как следствие, закрывать иконические коды, переходить в режим хранения. Однако в этой проекции иконические коды открываются вовне, трансформируясь в форму коммуникативных архетипов, зафиксированных в генетической памяти человечества. Иконические коды (коммуникативные архетипы) рассматриваются как формы коммуникации. Человек вступает в диалог с природой, миром, другими, повинуясь инстинкту, проявленному в явлении коммуникативного влечения.

Человек обречен на коммуникацию, он бессилен ей противостоять. Коммуникация – суть бытия человека. Коммуникация – процесс, обеспечивающий контакт людей как существ, априори наделенных духовностью и способностью к взаимодействию, контакту, в ходе которого происходит соприкосновение, эмпатическое взаимопроникновение многомерного, глубинного контекста жизненного мира человека с иными мирами. Эти миры образуют мощное энергетическое поле, обладающее пространственно-временными векторами. Но это поле обладает способностью сохранения проекции духовной сущности феноменов, явлений и атрибутов жизни человека. Коммуникация обеспечивает духовное единение людей, изначально наделенных духовностью и способностью к взаимодействию. Единение образует эффект энергетического поля как положительного, так и отрицательного плана. Необходимы волевые усилия каждого, направленные на преодоление негатива и усиление позитивной динамики деятельностных проявлений личности с целью сохранения Духовности как сущностной основы бытия человека. Отсюда духовность как знак определяется понятиями противостояние, борьба. Человек суть целостная кибернетическая система социобиологического, третьего порядка центрирован феноменом Духовности. При этом центробежные векторы постоянно нарушают структуру, динамизируют ее за счет развития культуры, цивилизации. Однако высшие ценности, определяющие структурно-содержательные характеристики духовности, обусловливают самонастраивание, самокоррекцию, самосовершенствование системы. Кибернетический подход выступает методологией, обеспечивающей духовное раскрытие личности.

Весьма необычно звучит определение феномена «кибернетическая система духовности». Структура системы обусловлена векторной направленностью, содержание – ценностно ориентировано контекстом культуры, динамика развития определена факторами самонастраивания, самокоррекции и самосовершенствования, функционирование обеспечено деятельностными и деятельностно-творческими проявлениями личности.

Базовыми принципами, обеспечивающими существование, функционирование и развитие феномена кибернетической системы духовности является:

  • принцип дивергентности, обусловленный существованием иконических кодов;

  • принцип ценностной ориентации, характеризуемый коннотативным фоном культуры;

  • принцип творческой организации деятельности человека, определяющий синергетический характер системы.

Алгоритм функционирования системы – суть духовной деятельности человека заключен в бесконечно повторяющейся цепочке взаимосвязанных и взаимообусловленных осмысливаемых человеком понятий: противостояние – борьба – выход вовне – единение, представленных на уровне внутреннего диалога с самим собой.

Наличие противостояния, противоречий, борьбы – это способ бытия субъектности в мире социальной духовности. Без волевых усилий человека, направленных на преодоление негатива, привлечение многих на свою сторону, невозможно сохранить Духовность как истинное начало человека.

Итак, духовность, как знак, определяется понятием «борьба». Иконическому коду «призыв» в результате противостояния придается динамическое ускорение, хотя смысловое содержание категории остается неизменным. Наличие противостояния, противоречий, «борьбы», в том числе с самим собой – это способ бытия человека в мире духовности.

«Противостояние – борьба – выход вовне – единение» - вот алгоритм духовной деятельности человека, вне зависимости от возраста. Он предопределен, заключен в человеке, как социобиологической, кибернетической и организованной системе третьего порядка, ядром которой является Духовность. Духовность суть фактор, обеспечивающий интегративную целостность системы. Центробежные векторы постоянно нарушают структуру, динамизируют ее, актуализируя самонастраивание, самокоррекцию, самосовершенствование. Да, именно самосовершенствование, так как даже самые малые влияния извне несут положительный заряд за счет динамики развития цивилизации, культуры.

Человек вступает в диалог с природой, миром, другими, повинуясь инстинкту, проявленному в явлении – коммуникативные влечения, определяя тем самым необходимость осмысления понятия «социальная духовность».

Социальная духовность суть энергетическое поле, обладающее способностью сохранять проекции духовной сущности феноменов, явлений и атрибутов жизни человека. Каждый из нас создает свой жизненный, но, в то же время, абстрактный одухотворенный мир. Энергетическое поле социальной духовности образует множество миров, соприкасаясь с ними мы входим в контекст духовности Другого, многих других, обогащая, часто даже не осознавая этого, свое духовное «Я».

Энергетическое поле социальной духовности актуализировано эпохой, культурой, реалиями жизни людей, живущих в конкретно-историческом времени. Но в то же время оно способно «включить» в себя духовные проекции, соотносимые со многими эпохами, культурами, реалиями жизни. Это происходит в моменты опосредованной коммуникации человека с создателями философских учений, теорий, художественных произведений, что позволяет определить энергетическое поле социальной духовности как пространство бесконечности, объединяющее духовные проекции (сущности) людей, их истинные начала.

Это энергетическое поле невидимо. Это пласт глубинного внутреннего мира человека, но поступки, деятельность каждого человека и общества в целом позволяют оценить Духовность реального социума. Итак, есть реальный человек, есть его духовная сущность. Внутренний диалог человека реального и духовного образует микропространство энергетического поля. Коммуникация с Другим, Другими расширяет взаимодействующие пространства реального и духовного. Это – макропространство, опосредованная, вневременная коммуникация с Другими, - метакоммуникация. В метакоммуникации есть человек реальный и его духовная проекция, духовная сущность, вступающее в эмпатическое взаимодействие с духовными проекциями, или жизненными мирами людей, реально уже не существующих. То есть энергетическое поле социальной духовности образует два уровня: нижний – духовные проекции, верхний – реалии современного мира. Нижний духовный уровень изначально обладает большим энергетическим потенциалом в силу того, что духовность есть знак, истинное начало человека. Верхний уровень критериален, это мера духовности общества, характеризуемая понятиями отношение, добро, милосердие, сострадание, любовь и т.п. Полное раскрытие духовного Я человека на уровне «позитива», позволяет гармонизировать выделенные мною уровни. В достижении равновесия есть путь восхождения к высшей Духовности. Этот путь бесконечен: меняются поколения и путь начинается сначала, но каждое новое поколение уже начинает свой путь в «точке» большего роста, чем существующее. Это закон развития, он незыблем, непоколебим. Другое, что динамика роста различна. Если созданы условия для духовного раскрытия личности, то наблюдается процесс динамизации вектора духовного развития общества. Динамика обеспечивается в том случае, если:

  • педагогическая наука и практика целеориентированы на концептуализацию феномена раскрытие духовности личности и разработку педагогических технологий, позволяющих каждому открыть себя в духовной проекции, понять, осмыслить и принять факт существования реального мира и мира духовного, осознать, что жизненный реальный мир, создаваемый каждым, суть отражение духовного;

  • методология светской и духовной педагогики определит «доминанты» интеграции концепций и теорий теологии и педагогики, философии, социологии;

  • методологической характеристикой, определяющей концептуальный и прикладной аспекты проектирования выступит феномен духовного раскрытия личности, обусловливая тем самым актуализацию процесса «раскрытие», формирование во многом нового понятийного аппарата;

  • воспитание будет рассматриваться как процесс духовного раскрытия личности, характеризуемый процедурами открытия иконических кодов в разноплановой деятельности, осуществляемой в глубинном плане реального и духовного начал личности.

В плане концептуализации феномена раскрытия духовности, мне представляется необходимым обоснование нового вектора педагогической науки – герменевтика духовного опыта. Иконические коды «медитация», «просьба» и «игра» составляют, концептуализируют феномен. Код «медитация» на этапе раскрытия актуализирует процесс самопознания, осуществляемый в процедурах обращения к Духовному Я, к Другому, интерпретации и понимании духовного Я Другого, Других. Иконический код «медитация» в процессе открытия каждым человеком трансформируется в форму коммуникативных архетипов, создавая энергетическое поле личностных духовных проекций. Человек одновременно создает собственную духовную проекцию и входит в понимание контекстов Духовности других людей. Интерпретация и понимание глубинной сущности контекстов Духовности Других, Другого обогащает собственное духовное Я. Раскрытие иконического кода «медитация» обусловлено смысловой динамикой процессов интерпретации, понимания, принятия (непринятия).

Противоречивая сущность духовности допускает и факт неприятия. Но взаимообмен в контексте многомерного поля Духовности все равно состоится. Раскрытие кода медитация суть самоуглубленное переживание, созерцание, освобождение от обыденной суеты и слияние с природой, миром, Вселенной. Медитация – это приобщение к высшему началу, высшей духовности, как средоточия высших ценностей. В процессе раскрытия кода «медитация» стирается грань между «говорящими» и «слушающими»: это ситуация реального безмолвия и духовного единения на «линии» высшей частоты и бесконечности.

Раскрытие иконического кода «просьба» предопределено трансформацией в коммуникативный архетип и соотносимо с этическим отношением друг к другу коммуникантов. Концептуализация кода «просьба» определяется категориями уважительность, сердечность, открытость. Это код этикета духовного общения людей.

Раскрытие иконического кода «игра» суть вхождение человека в смысловое поле контекста подсознания. Игроками на этом поле выступают образы. Сфера подсознания человека хранит все, что им было воспринято: аналоги (образы) воспринятого как понятного, то есть известного, так и непонятного, то есть неизвестного. Раскрытие иконического кода игры заключается в открытии вариативов известного с целью осмысления неизвестного, непонятного в существующем личностном смысловом контексте. Смысловое поле личности не ограничено пространственно-временными рамками, оно взаимодействует со смысловыми полями других людей. При этом осуществляется необходимая корректировка образов: одни уходят, другие приходят, движение на игровом поле структурируется, либо осуществляется декомпозиция системы. Именно на этом глубинном смысловом уровне и осуществим процесс развития личности. Эта игра бесконечна, сложность и вариативность ее обеспечивается новыми впечатлениями, отражающими образную форму представления и сохраняемыми в сфере подсознания личности.

Образно-интерпретационный подход может быть рассмотрен методологической основой герменевтики духовного опыта, базовыми принципами которой выступают:

  • движение личностного смысла к созданию нового образа, «новых игроков»;

  • принцип отбора объектно-смыслового ряда феноменов, соотносимых со сферой духовности для осуществления процедур интерпретации;

  • принцип структурирования объективированного информационно-коммуникативного пространства, используя ресурсы глобальной сети Интернет.

Алгоритм, актуализирующий создание нового образа, по сути, является показателем направленности смыслового развития духовности и представлен следующей последовательностью шагов: восприятие объекта (перевод внешнего во внутреннее), образное представление объекта (внешний аспект), интерпретация (понимание), трансформация образа, новый образ. Образное представление объекта (внешний аспект) – это реальная проекция, новый образ – духовная проекция.

Внутреннее движение смысла, в этом случае, следующее: восприятие – представление - интерпретация/понимание через известное неизвестного - идентификация представления (образа) - включение полученного в итоге трансформации образа в ряд собственных смыслообразных представлений. Итак, их схема подсознательных действий личности обеспечена последовательностью шагов: объект – образ – представление – интерпретация/понимание – трансформация образа – новый образ. Именно этот, по сути, новый образ, созданный личностью есть новый «игрок», показатель направленности смыслового развития личности.

Весьма значимым, а, скорее всего, главным, является подбор и предъявление объектов. Информационный поток современного общества хаотичен и практически безмерен, благодаря созданному глобальному сетевому пространству. Актуализируется проблема структурирования информационно-коммуникативного пространства в аспекте отбора объектно-смыслового ряда феноменов, явлений, событий, соотносимых со сферой духовности, необходимых для осуществления процедур интерпретации. Объектно-смысловой ряд, представляющий собой гипертекстовую медийную энциклопедию, может быть создан только лишь совместными усилиями методологов светской и духовной педагогики. В качестве необходимого условия выдвигается совмещение научной деятельности и работы в светских и духовных образовательных учреждениях, готовящих кадры высокой квалификации.

Медийная энциклопедия создается, используя технологический инструментарий педагогического дизайна. Следующий шаг достаточно традиционен: оформление программы в печатном и медийном формате для всех ступеней светской системы образования современной России. Далее разработка телекоммуникационной обучающей системы, работающей в режиме сетевого интердискурса, организующего разноплановую деятельность обучающихся в индивидуальном формате, актуализируя ментальный мир личности.

Сетевой интердискурс – это конструкционная модель обучения, акцентирующая аспект создания возможности для обучающихся получать все более сложную информацию, развивая задатки и способности, и оценивать, как они применяют свои полученные и освоенные знания в реальных ситуациях. В рамках конструкционной модели обучения интегрируется декларативное знание – знание «что» (состояние, список, соответствие, описание и т.д.), и процедурное знание – знание «как» (возможность понимания реалий мира, функционирования различных его составляющих и понимание проблем, возникающих в процессе неправильного функционирования). Получение декларативного знания и развитие процедурного характеризует процесс формирования ментальной модели, актуализируя использование мультимедиа.

Ментальная модель (ментальный мир) суть сложная система, характеризующая индивидуальные особенности реинтеграции синтеза рассеянного знания, представленного формами декларативного и процедурного, с приоритетом последнего, формируемая в условиях телекоммуникационной среды обучения. При этом обучающая среда обеспечивает взаимодействие ментальных моделей (миров), обогащая тем самым массив знания, посредством организации разноплановой учебной деятельности, организуя в итоге сетевой интердискурс как прототип телекоммуникационной среды обучения, вбирающий в себя фонд дискурсов и моделирующий новые аналоговые модели.

То есть, по сути, сетевой интердискурс – это технология обучения, построенная на оформлении ментальных моделей и активизации ментальной работы в процессе коммуникативно-познавательной деятельности с целью их изменения в аспекте развития личности. При этом процедуры программной инженерии позволяют спроектировать электронные образовательные ресурсы, а технология системотехники призвана обеспечить управление системой обучения и учения, сохранив области слабой предсказуемости, то есть самостоятельности, которые способствуют повышению эффективности модели.

Сетевой интердискурс по сути аналог «игрового поля», адаптированного к условиям телекоммуникаций. Представленное выше – это технологическая медийная проекция, выводящая вовне и позволяющая реально увидеть «игровое поле» сферы подсознания личности в проекции сферы сознания.

Таким образом, ресурс информационных технологий обеспечивает движение глубинного внутреннего контекста личной духовности вовне. При этом яснее просматривается смысловой контекст, особенности регулятивов, атрибутивный аспект культуры, деятельностно-поведенческий репертуар, обусловливая определение критериального формата духовного.

Иконический код «медитация» позволяет человеку ощущать себя в двух проекциях: первая – размышление, сосредоточение, актуализация, движение пространственного образа к собственному Я, вторая – остановка движения,остановка мгновения бытия человека, подключение пространственного образа мысли к пространству без границ, к бесконечной Вселенной, высшему началу. Человек входит в среду темпорально организованной мысли. Это коммуникативная ситуация, в которой нет говорящего и слушающего, здесь есть приобщение к высшему началу, принятие высшей чистоты мысли, чувств, представлений. Человек входит в пространство высшей гармонии покоя.

Обретение духовности – процесс темпорально неравномерный, соотносимый с открытием личностью иконических кодов. Свершившись однажды, это открытие повторяется не единожды для многих, но не для всех. Необходимо огромное желание человека подниматься по лестнице к вершине, высшей Духовности, Высшему Разуму. Механизм творчества открывает дорогу в бесконечность, говоря нам: «Все возможно и все преодолимо – стремись к вершине!».

Энергетическое поле медитации объединяет светское и духовное начала, формируется новый коммуникативный архетип – «единение», открытие которого позволяет осмыслить феноменологию понятия «доброта». Однако доброта – это эмоциональный фон, эмоциональный контекст единения. Процесс актуализирует архетип «любовь». Любовь в разных проекциях и смыслах – основа единения. Без нее обретение высшей духовности невозможно. Это не любовь - привязанность, не любовь – страсть, это код огромного духовного совместного труда двух и многих людей. Бесконечный духовный труд и есть суть бытия человека, суть его духовности.

Коммуникативный архетип «единение» определяет фундамент формирующегося иконического кода «сеть», метафорически характеризующего организацию упорядоченных системных взаимодействий природных, культурных, социальных явлений, определяющих бытие каждого конкретного человека и человечества в целом. Открывается новый этап развития человечества – период комбинаций и перекомбинаций различных системных структур, с целью обретения все большей целостности, а именно создание единого синтезированного пространства. Оно устремлено в бесконечность, постоянно видоизменяется, избавляясь от лишнего ненужного, самонастраивается, самосовершенствуется, так как суть пространства - человек.

Представленный выше текст определяет контуры, абрис знака «духовность» как высшей ценности бытия. Природа духовности универсальна и, одновременно, уникальна. Универсальность актуализирует процедуру раскрытия, уникальность – самораскрытия. Вектор объединения – творчество.

Определение духовности как знака задает иной смысл, иную интерпретацию педагогической деятельности, ранее заключенной в словосочетании «духовное воспитание». Различная интерпретация понятия воспитания не отражает смысловой сущности духовности. Духовность может быть раскрыта. Суть духовного – раскрытие того, что уже есть в человеке изначально в форме прообраза, проекции культурного генотипа. Следовательно, понятийная формула «духовное воспитание» не способна осуществлять задачи восхождения каждого человека к проекции образа, как априорной части личности. Необходимо раскрыть этот образец в каждом.

Раскрытие духовного Я возможно в контексте взаимодействия человека с Другим, Другими. Необходима педагогика помощи и поддержки личности в ее движении к совершенствованию духовного Я. Педагогика является средством, инструментом достижения поставленной цели. Духовность рассматривается мною, как идеология современного образования.

Идеология (от греч. ιδεα – прообраз, идея, λογος – слово, разум, учение) – учение об идеях. Идеология есть совокупность типизированных идей, объединенных общей целью, правилами построения, характерными признаками которой являются структура, способы распространения, критерии оценки и другие. Содержательное значение понятия «идеология» различно. Так, Л.К. Дестют де Траси, который ввел в научный оборот этот термин, рассматривал идеологию как систему знаний первоистоков морали, политики, права.

Идеология по Л.К. Дестюту де Траси – это учение об общих закономерностях происхождения идей и содержании чувственного опыта. Идеология по К. Марксу – ложное сознание, выражающее специфические интересы определенного класса, выдающиеся за интересы всего общества [5, с. 25]. По К. Мангейму идеология – это искаженное отражение социальной действительности, выражающее интересы определенных групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей, противопоставляется утопии. Идеология по Ролану Барту – современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения и социализирующая их [6].

Функция идеологии – формирование сознания людей и управление ими путем воздействия на их сознание [4]. Идеология создает и внедряет в сознание людей определенные сознательные стереотипы, проявляющиеся в стереотипах поведения, используя науку как средство достижения поставленной цели. Мировые религии – пример идеологий глобального, эпохального масштаба. Однако религия, вера – это глубоко личное. Призыв «верить» обращен к человеку в отличии от идеологии, обращенной в пределе к классу, народу, человечеству. Возникает вопрос: возможно ли создание теории, которая объединяла бы частное, личное и всеобщее, общечеловеческое? В рамках какого понятийного аппарат возможно оформление учения? Какова роль теории в жизни государства, общества, человека?

Отвечу на первый вопрос утвердительно: создание такой теории возможно в контексте взаимодействия светской и духовной педагогики. Духовность, раскрытие духовности определяет содержание теории. Ответ на второй вопрос – педагогика. Ответ на третий вопрос уже скрыто присутствует в ответе на второй. Теория духовного раскрытия личности является идеологией, определяющей не только жизнедеятельность человека, общества, государства, но и мирового сообщества в целом. Это эпохальная идеология духовного взаимодействия людей, объединенных общими ценностными установками: смысл жизни есть жизнь; главная ценность – человек, жизнь человека; познание, деятельность, творчество – суть жизни человека...

Новая идеология суть теория духовного раскрытия личности – одно из базовых направлений педагогики, обретающей в этом случае иной статус. Педагогика, решая задачи раскрытия духовности личности как знака, которым изначально «отмечен» каждый человек, актуализирует развитие культуры. Смысловые характеристики названных процессов обусловлены коннотацией иконических кодов – призыв, просьба, игра, медитация, единение, сеть, характеризующих универсалии культурного генотипа, выступающего основой, стержнем духовности.

Педагогическая деятельность должна быть целеориентирована на раскрытие глубинного внутреннего мира человека на основе концептуализации герменевтики духовного опыта личности. Применение герменевтического подхода обусловливает формирование в сознании людей духовной идеологемы (духовных идеологем) на уровнях понимания, истолкования (интерпретации) и принятия как руководства к действию, деятельности.

Духовная идеологема определяется мною как идея, ценностно опредмеченная личными и высшими смыслами, составляющими нерасчлененное смысловое единство. Задача педагогики – определить, оформить и распространить идеологемы, а также, расширяя спектр технологий «понимающей» педагогики, обеспечить их личностное осмысление. Идеологема суть руководство практической деятельностью человека, это метаязык, своеобразная коннотативная система, призванная придать объектам непрямые значения, посредством субъективации и социализации реалий жизни.

Идеологема должна быть представлена на уровнях визуализации, озвученного текста и кинестетики. То есть, по сути, это образ, имеющий три проекции. Представление образа и «глубинная» работа с ним осуществляется человеком как в реальной жизни, так и в компьютерно-опосредованном пространстве глобальной сети Интернет. Цель педагогической деятельности заключается в разработке метаязыка идеологем, педагогическом дизайне их мультимедиа-представления, помощи и поддержке личности, организующей уникальный ментальный мир, включающий идеологемы. Необходимо также создание среды, обеспечивающей взаимодействие ментальных миров, обогащая тем самым метаязык разноплановыми субъективными проекциями идеологем.

Технологическая цепочка-схема работы с идеологемой следующая: оформление, трехуровневая проекция образа, понимание, интерпретация, трансформация (появление нового образа), оформление личностной идеологемы, взаимодействие с Другим (Другими), руководствуясь идеологемой и соприкасаясь с идеологемой Другого (Других), и далее процесс повторяется бесконечно. Задача педагога – «запустить», инициировать движение и корректировать по мере необходимости, имея при этом в виду, что он тоже включен в представленный выше алгоритм работы с идеологемой.

Лозунг «Образование через всю жизнь!» обусловливает необходимость определения и формулировки идеологем, начиная с периода детства и завершая периодом достижения человеком преклонного возраста. Идеологема – это, по сути, мультимедийные «книги жизни», созданные по законам морали, добра, справедливости. Каждый человек, открывая новые файлы, новые страницы собственной жизни реализует индивидуальную программу духовной жизни. Она есть в каждом, но нужно «запустить», придать ей ускорение, динамизировать. При этом светская и духовная педагогики должны быть объединены в работе по определению идеологем и созданию энциклопедии метаязыка в мультимедийном формате. Рассмотрим процедуру работы с идеологемой. Представляются три мультимедийные проекции образа, используя средства музыки, живописи, поэзии. Восприятие, понимание, интерпретация и далее трансформация образа, то есть субъективное представление идеологемы. Стала ли идеологема руководством к практической деятельности можно проверить в конкретной ситуации, которую моделирует педагог или создает жизнь.

Идеологемы – это, по сути, современный аналог библейской морали, высших непреходящих человеческих ценностей. Они должны быть поняты, интерпретированы и возвращены в мир жизненных реалий в процессе деятельности человека. Критерии принятия идеологемы – осуществленная деятельность человека, оценка ее с позиций высших ценностей.

Процесс «включения» человека в процесс понимания и интерпретации идеологем сложен и, одновременно, прост. Для детей – это игра, но игра компьютерная, для подростков – тоже игра, но с использованием технологий преобразования объектов, то есть усиление творческого начала, для взрослых – также игра, понимание интерпретация собственного Я как диалога Я реального и Я духовного. Для человека, вступившего в период так называемого третьего возраста – это игра-воспоминание проекций идеологем периодов детства, отрочества, юности, взрослости. Идеологемы повторяются, но расширяется и обогащается коннотативный фон, «поле проекций». Идеологемы должны проникнуть в жизнь человека с раннего детства, стать его необходимостью, сопровождать его по жизни, став смыслом и декором одновременно.

Идеологемы следует включить в содержание образования всех ступеней и уровней, но только лишь обогатить содержание идеологемами недостаточно. Необходима разработка педагогических технологий, центрированных на процедурах интерпретации, понимания. Это технологии понимающей педагогики, герменевтика духовного опыта. Необходима подготовка педагогов, способных реализовать освоение и интерпретацию идеологем в рамках асинхронного обучения. Следовательно, актуализируется разработка стандартов новой педагогической специальности с получением квалификации преподаватель идеологии духовности. При этом необходимо создание информационно-коммуникативного пространства, актуализирующего работу с идеологемами, как на уровне практического освоения, так и последующего теоретического осмысления.

В современной социокультурной ситуации идеологизация образования - насущная необходимость. «Пространство» духовного, идеологии духовного незаполнено, либо локально актуализируется нежизнеспособными идеями, обусловливая уход людей от реалий жизни в мир ирреально-мистический. Отмечу тот факт, что опыт внедрения идеолгии в сознание людей накоплен огромный. Необходим его тщательный анализ, отбор лучших технологий, тиражирование с целью объективации проблемы. В этом случае представляется весьма актуальным опыт, наработанный в сфере рекламы и PR. Следует учесть также особенности нового поколения, для которого «клик» компьютера рассматривается как сигнал к общению, а sms-переписка – форма выражения мыслей, эмоций, чувств. Но и эти «минусы» цивилизации необходимо обратить в «плюсы». Объектно-смысловой ряд феноменов, отобранных и образно представленных идеологем, соотносимых со сферой духовности, должен присутствовать в жизни ребенка, подростка, взрослых повсюду: на заставках сотовых телефонов, в рекламных буклетах, в телевизионной рекламе.

С точки зрения эстетики возвышенного – это низменно, но с точки зрения жизненной необходимости обратить человека к миру духовного такими методами – оправданно. Возвышенное, трансформируясь в облик низменного, сохраняя при этом высшую сущность, будет рядом с человеком. Мы, тем самым, предоставим каждому возможность «войти в контакт» с возвышенным в обычной, обыденной, наполненной мелкими проблемами жизни, актуализируя возможность понимания, интерпретации и возвращения «вовне» осмысленного, в которое уже включена частица духовного Я личности.

Следует учитывать тот факт, что обновление научного знания в современной социокультурной ситуации столь стремительно, что существование идеологем на темпоральном уровне не столь велико, а точнее кратковременно. Постоянно обновляющийся контекст жизненных, социальных и культурных реалий также динамизирует обновление идеологем. Таким образом, необходима постоянная работа над определением и образным воплощением постоянно обновляющихся идеологем как существующих, так и появляющихся в ответ на вызовы глобальной цивилизации.

Отметим, что работа с идеологемами позволит представить смысловое содержание понятий на обобщенном уровне, обеспечив систематизацию категориального аппарата педагогики, преодолеть «разброс» понятийного многообразия, существующий сегодня в контексте различных подходов, теорий и концепций. Интерпретация содержательной сущности идеологем на бытийном и теоретическом уровнях определяет особенность личной проекции герменевтики духовного опыта. Данный формат обеспечивает на уровне содержания направленность смыслового развития духовного Я человека.

Итак, духовность может быть рассмотрена в качестве идеологии современного образования, определяя его высшие смыслы, ценности, регулятивы функционирования и развития, обеспечивая устойчивый стандарт качества его содержания в условиях постоянно меняющейся реальности.

Литература:

  1. Горшенин А.Ю., Бутова Н.Ю. Шаблон для разработка прикладных программ образовательного назначения в среде MS Project 2003/Свидетельство об отраслевой регистрации разработки №6192 от 18.05.2006г. ОФАП.

  2. Гуд Г.-X., Макол Р.-Э., Системотехника. Введение в проектирование больших систем, пер. с англ. - М., 1962.

  3. Дружинин В.В. Системотехника / В.В. Дружинин, Д.С. Конторов. – М.: Радио и связь, 1985. – 200 с.

  4. Зиновьев А. Философия как часть идеологии // http://www.rags.ru/akadem/all/17-2002/17-2002-12.html

  5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. – М., 1955. – 698 с.

  6. Политология: системно-управленческий подход. – М.: И.П. Глущенко В.В., 2008. – 160 с.

  7. Ромизовский А.Ж. Разработка педагогических систем. Принятие решений в планировании курсов и учебных планов. – М.: Kogan Ltd, 1999.

  8. Тим О'Рейли. Что такое Веб 2.0? http://www.computerra.ru/think/234100/

  9. Baynton, M. Dimensions of "Control" in Distance Education: A Factor Analysis. The American Journal of Distance Education. -1992. - 6 (2). - 17-32.

  10. Garrison, D. R. Theoretical Challenges for Distance Education in the 21st century, a Shift from Structural to Transactional Issues. International Review of Research in Open and Distance Learning. – 2000. - 1(1). - 1-17.

  11. Moore, M. Theory of Transactional Distance. In Keegan, D. (Ed.) Theoretical Principles of Distance Education. - Routledge: New York, 1993.

  12. Perraton, H. Distance Education: An Economic and Educational Assessment of its Potential for Africa. World Bank. - Washington, DC, 1986.

  13. Saba, F. Evolution of Research in Distance Education: Challenges of the Online Distance Learning Environment. Second Conference on Research in Distance and Adult Learning in Asia. The Open University of Hong Kong. (2002).

22

Библиографическая ссылка

Карпова Н.К. ДУХОВНОСТЬ, ДУХОВНОЕ РАСКРЫТИЕ ЛИЧНОСТИ И ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Духовность и патриотизм как идеология современного образования.
URL: http://econf.rae.ru/article/6632 (дата обращения: 19.04.2024).



Сертификат Получить сертификат