Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Налоговая безопасность и налоговое администрирование в системе мер экономической безопасности
МИШЕНИНА М.С., МАКСИМОВА Л.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Мишенина М.С., ст. преподаватель кафедры

учета и налогообложения

Максимова Л.В., студент ЭФ,

ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»

Конец двадцатого века был ознаменован большим интересом, как зарубежных, так и отечественных авторов к проблемам экономической безопасности страны. Понятие экономической безопасности вошло в нормативные документы и заняло прочное место в дискуссиях по экономическим вопросам. В 1996 году была принята Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Экономическая проблематика заняла ведущее место в Концепции национальной безопасности России и одобрена Правительством России в 2000 году [4, c. 78]. Экономическая безопасность России представляет собой многофакторный комплекс финансово-кредитной и бюджетно-налоговой систем безопасности, которые являются гарантом стабильного развития экономики России (рис.1). Жизненно-важной компонентой экономической безопасности является система налоговой безопасности, так как финансовые ресурсы страны и денежное наполнение ее бюджетов предопределяют уровень налоговой безопасности. Критическая налоговая ситуация сложилась в России в постсоветское время. Постсоветская налоговая система была сформирована при слабом развитии налоговых отношений и требовала строго учета и контроля при налогообложении. Она внедрялась в условиях нестабильной экономики и высоких темпов инфляции, низкой правовой и налоговой грамотности населения, а также недостаточной подготовленности налоговых структур и непрерывных изменениях законодательства. Проблема повышения эффективности системы налоговых поступлений в государственный бюджет не теряет своей актуальности много веков. Данная

проблема в условиях рыночной экономики связана с безопасностью и эффективностью налоговой системы. Сущность налоговой безопасности можно определить как состояние системы налогообложения, обеспечивающее гарантированно-стабильное пополнение государственного бюджета, с целью направленного социально-экономического развития. Сущность налоговой безопасности реализуется в системе ее критериев и показателей. Критерий налоговой безопасности представляет собой оценку состояния налогообложения с точки зрения выполнения основных функций налогов и налогообложения. Основным критерием системы налоговой безопасности является сочетание стабильности и максимума налоговых поступлений в бюджет государства [3, c.257]. Экономическая безопасность напрямую связана с безопасностью налоговой системы, являющейся ее важнейшей составляющей и несоблюдение которой приводят к экономическим и социальным угрозам: это прежде всего вывоз капитала, наличие «теневой» и «серой», не дополучение налогов, так называемые налоговые недоимки. Понятие налоговой безопасности следует определять через категории «стабильности» и «устойчивости» системы налогообложения России. Стабильность предполагает эволюционное реформирование налоговой системы, направленное на обеспечение гарантированного максимума налоговых поступлений при соблюдении законных экономических, социальных и иных интересов и прав всех субъектов налоговых отношений. Устойчивость системы налогообложения России, как способность налоговой системы в достаточной степени автономно поддерживать неизменность налоговых процессов, ее развитие, чувствительность и безопасность предусматривает создание надежных условий и гарантий успешного выполнения заданий по сбору налогов, сдерживание угроз, способных дестабилизировать налоговую систему, а также создание благоприятного климата при взаимодействии с налогоплательщиками [1, c.13]. Устойчивость системы налогообложения характеризует надежность составляющих ее элементов, внутренних и внешних связей, способных противостоять возмущениям. Она позволяет оценить достаточность защищенности налоговой системы (способность противостоять политическим, экономическим, налоговым, информационным, криминальным и др. угрозам внутреннего и внешнего характера), а также является универсальным инструментом для анализа проблем налоговой безопасности на макроэкономическом уровне. Исходя из выше сказанного, очевидно, что налоговая среда требует формирования институтов, обеспечивающих рост бюджетных доходов и регулирование экономических процессов. При этом налоговая безопасность предполагает не только борьбу с уклонением от уплаты налогов и вывод экономики из тени, но и повышение качества налогового управления. Управление налогообложением – это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления. В терминологическом понятии к данной категории относится налоговое администрирование. Налоговое администрирование – это, во-первых, приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования. И, во-вторых, это совокупность процедур, обеспечивающих государственное управление в области налогообложения, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе [2]. Таким образом, следует отметить, что налоговая безопасность неразрывно связана с процессом управления налогообложением, то есть, чем выше уровень эффективности налогового администрирования, тем ниже у государства угроз в связи с недополучением финансовых ресурсов. Следовательно, налоговую безопасность государства необходимо рассматривать и оценивать через призму качества налогового администрирования, которое в целом характеризует состояние налоговой системы, ее эффективности. Поэтому, как налоговая безопасность, так и налоговое администрирование занимают ведущее место в системе мер экономической безопасности страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование [Текст]: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Л.И. Гончаренко. – М.: КНОРУС. – 2009. – 448 с. 2. Мишустин М.В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования [Электронный ресурс] / М.В. Мишустин // Российский налоговый курьер. – Режим доступа: http://gaap.ru/articles/50109/ 3. Понамарева А.И. Актуальные проблемы налогового администрирования [Текст]: учебное пособие / кол. авторов; под ред. А.И. Понамаревой. – Ростов на Дону: Мини Тайп. – 2011. – 304 с.

4. Тимофеева И.Ю. Налоговая безопасность в системе экономических отношений: научно-теоретические подходы [Текст]: монография / Тимофеева И.Ю. – Смоленск: Универсум. – 2008. – 160 с.

Библиографическая ссылка

МИШЕНИНА М.С., МАКСИМОВА Л.В. Налоговая безопасность и налоговое администрирование в системе мер экономической безопасности // III Всероссийская заочная электронная научная конференция "Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения".
URL: http://econf.rae.ru/article/6664 (дата обращения: 05.12.2020).



Сертификат Получить сертификат