Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Мое представление о современном высшем образовании
Красноярцев А.О.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Мое представление о современном высшем образовании

(Цели и ценности современного образования)

В 2003 году Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу, цель которого – унифицировать национальные высшие школы стран Европы, чтобы выпускники европейских вузов могли трудоустраиваться по специальности в любой стране Евросоюза. В 2001–2008 годах в порядке эксперимента некоторые принципы Болонской системы образования были внедрены в вузах ряда городов России (Москва, Петербург, Астрахань, Новосибирск и т.д.). С 2010 года страна полностью перешла на двухступенчатую (бакалавр-магистр) Болонскую систему.

По мере того как эксперименты по переходу на Болонскую систему расширялись, все острее становилась дискуссия по поводу этого нововведения. Общество раскололось на два неравноценных лагеря: сторонников вхождения России в Болонский процесс и его противников.

Сторонники вхождения России в Болонский процесс и реформирования российской высшей школы считают, что в целом эта реформа направлена на повышение эффективности высшего образования, приближение его в европейским стандартам. Очень часто можно услышать такие доводы как:

– реформа приведет к тому, что российские студенты смогут обучаться за границей;

– выпускники российских вузов смогут трудоустраиваться в странах Европы;

– подготовка специалистов станет более эффективной и менее дорогой.

Противники реформы выдвигают следующие аргументы:

– сокращение срока учебы в бакалавриате до 4 лет и упразднение общих и вводных дисциплин снизит уровень подготовленности выпускников, в результате чего большинство из них будут не востребованы на отечественном рынке труда;

– конкурсный отбор при поступлении в магистратуру и тем более введение платы за нее лишит большое число студентов возможности получить полноценное образование;

– в результате реформы российское высшее образование утеряет свое национальное лицо, произойдет разрыв с отечественной университетской традицией.

Противники реформирования российской высшей школы по Болонскому образцу делают отсюда вывод, что цель реформы – разрушение отечественной системы образования и ослабление России. Этот вывод вписывается в популярные среди оппозиционеров «теории заговора», представляющие политическое руководство РФ как марионетку в руках западных держав.

В целом после детального рассмотрения доводов обоих сторон трудно не согласиться с утверждениями противников реформы. В частности, мнение о том, что реформа позволит нашим студентам учиться на западе, оказывается маловероятным, так как реформа российских вузов не предусматривает дополнительного финансирования пребывания студентов за границей.

Что же касается трудоустройства выпускников в Европе, то в странах Евросоюза констатируется стабильная (от 5 до 10%) безработица, даже выпускники европейских вузов не могут найти себе место, вряд ли при этом работодатели будут отдавать предпочтение выпускникам из России.

Кроме того, переход на подготовку бакалавров, связанный с сокращением учебных программ и сроков обучения, приведет к понижению уровня подготовки выпускников. Бакалавр педагогики или агрономии, безусловно, будет уступать в профессиональной квалифицированности дипломированному специалисту, учившемуся пять лет по стандартной программе.

Более того, если бакалавриат столь эффективен, то государство было бы заинтересовано в том, чтобы ввести его в вузах, которые готовят специалистов жизненно важных, приоритетных для государства областей – защиты от внешних врагов, поддержания внутреннего порядка. Однако Министерство образования и руководство России не пожелало вводить «эффективный» бакалавриат в вузах Минобороны, ФСБ, МВД и сохранило в них «устаревший», «затратный» специалитет.

Таким образом, доводы противников образовательной реформы оказывается более аргументированными и социологические опросы доказывают, что в настоящее время людей воспринимающих данную реформу негативно больше, чем ее сторонников.

Библиографическая ссылка

Красноярцев А.О. Мое представление о современном высшем образовании // Цели и ценности современого образования.
URL: http://econf.rae.ru/article/7040 (дата обращения: 21.05.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 3

Ларина Елена
19:50, 31 октября 2012
Очень интересное замечание об отсутствии нововедений в вузах Минобороны... Нужно об этом подумать...
Егорова Ю.А.
21:47, 5 декабря 2012
Отечественную систему образования нельзя разрушить. Её нет. Есть система получения диплома.
М. Турганова
14:27, 9 декабря 2012
Уменьшение или увеличение срока обучения само по себе не особенно влияет на качество обучения. Можно за 1 день научиться болшему, чем за месяц бесполезного просиживания на лекциях.

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка