Заочные электронные конференции
 
     
Педагогические условия патриотического воспитания современных школьников.
Михайлова Е.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Михайлова Елена Владимировна,

к.п.н., доцент МГПУ

Педагогические условия патриотического воспитания современных школьников.

В современной модернизации образования в России гражданско-патриотическое направление в воспитании стало одним из приоритетных. Данный факт свидетельствует о попытке на государственном уровне приостановить процесс «размывания» гражданской идентичности россиян, сохранить культурную самобытность и, теперь уже заново, сформировать национальную преданность и ответственность у подрастающего поколения за страну в условиях всеобщей глобализации.

В определениях патриотизма существуют разные акценты. Для нас стало неожиданность, что не только в определениях советского периода, но и во многих современных подчеркивается готовность гражданина и патриота подчинять свои интересы интересам страны. Казалось, что в современном мире в логике развития социальных ценностей тема подчинения личностью своих интересов общим должна звучать мягче, а верное служение Отечеству и его интересам осталось требованием, характерным, скорее, для армии, но встречаем: патриотизм – «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» [2], «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [6]. Сравним с давним определением: «Патриотизм, чувство любви к Родине, воплощен в служении ее интересам . Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, он есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбы Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинять интересы каждого интересам всех» (Рогачев П.М., Свердлин М.А. Патриотизм и общественный прогресс. – М.: Политиздат, 1974. – 161 с.).

Современное понимание патриотизма может опираться на идеи свободной искренней любви и заинтересованности в совершенствовании условий жизни народа, населяющего Родину, вере в его духовные возможности с опорой на сильные положительные ментальные черты и на те духовные основы, которые не разделяют, а объединяют людей и народы, на основе которых возможен культурный диалог. И предполагает, скорее, не подчинение интересов, а ощущение единства с окружающими, желание сохранить (защитить), приумножить ресурсы своей Родины: природные, культурные, исторические и т.д.

Наиболее полной (из известных нам точек зрения на сущность патриотизма), освещающей разные грани отношения человека к своей Родине, является мысль, высказанная С.Д. Лихачевым: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала» [1: с. 137]. Данная точка зрения потрясает своей простотой и точностью, одновременно она задает содержание воспитания и указывает на условия (в частности, его патриотического направления).

Современный взгляд на сущность патриотического воспитания предполагает, что оно «должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях» [4: с. 191]. В ключе рассмотрения проблемы патриотизма как направления воспитания подрастающего поколения важно, по нашему мнению, прояснить суть понятия «Родина» и создать условия для наполнения его содержанием, для развития субъективного смысла данного понятия, потому что не может быть патриотизма без оформившегося позитивного образа Родины в сознании личности. Такого образа, который вызывал бы эмоциональный отклик в душе человека. Выявлению образа Родины мы посвятили маленькое исследование, его результаты приведем ниже.

Ро́дина (ближайшее по значению слово – Отечество; происходит от праслав. «род»; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения», сербохорв. родѝна — «обилие плодов», чешск., словацк. rodina — «семья», польск. rodzina — семья) [5: с. 491]. Синонимам «Родины» - словам «Отечество» и «Отчизна» - в древнерусском языке придавали несколько значений: отец, предок, род, избранная земля, земля отцов [3: с. 423].

Если в словаре С.И. Ожегова сущность Родины передана кратко: «Отечество, родная страна», то в советском энциклопедическом словаре данное понятие определено широко и емко: «Отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов».

Можно заключить, что Родина означает место, где родился человек, а также страну, в которой он родился и к судьбе которой ощущает своюдуховнуюсопричастность.

В эмпирическом исследовании, проведенном нами среди студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» в ИППО, была предпринята попытка выявить общие тенденции в субъективных представлениях современных молодых людей о Родине. В нем приняли участие 55 человек (53 девушки и 2 юноши). Вопросы и анализ результатов анкетирования свидетельствуют в целом о широком разбросе мнений на данную тему. В то же время было замечено, что, если образ Родины у студентов очень субъективен (это затрудняло выявление общих тенденций в его характеристике), то понятие патриотизма в целом было объяснено в едином смысле: «любовь, преданность Родине», который существует и в современных словарях.

В результате анализа собранных данных по первому вопросу «Какой смысл вы вкладываете в понятие «Родина»?» мы смогли объединить ответы в группы по упомянутым студентами характеристикам. Была определена соотнесенность образа Родины:

    • с местом рождения (в широком смысле: страна, край) – 30 %;

    • с местом рождения (в узком смысле: город, дом, семья, свое место в доме, комната) – 25 %;

    • с местом рождения, народом, воспитанием, культурой – 5 %;

    • с местом рождения и развития, семьей, близкими людьми,

друзьями – 25 %;

    • соотнесенность с состоянием душевного комфорта – 32 %;

    • с природой – 7 %.

В большом количестве случаев ответы были эмоционально окрашены: «родное место, где уютно, тепло, комфортно, теплые воспоминания». Были как лаконичные высказывания «Место, где я родилась», так и более полные, включающие в себя несколько характеристик. Немногие студенты соотносили образ Родины с природой (7 %) и с культурой (5 %), но данные точки зрения привлекли наше внимание, например: «Родина – место, где живет тот народ, к которому человек себя относит; место, в котором сложилась и развивалась та культура, которую человеку прививали с детства». На наш взгляд в приведенном примере показана содержательная связь человека и «земли его отцов».

Анализ ответов на задание «Назовите свою Родину» побуждает предположить, что в современных условиях позитивный образ Родины в большинстве случаев связан с родными местами, наиболее знакомыми и близкими – тем, что называется «малой Родиной» (более того, есть ответы, ограничивающие понятие Родины домом, семьей, близкими и друзьями):

  • указали одну «большую Родину» (страну) – 27 %;

  • 2 родины (2 страны) – 4 %;

  • указали «большую Родину» (страна) и «малую Родину» (город, район, семья) – 25 %;

  • указали только «малую Родину» - 39 %;

  • не ответили – 5 %.

В результате анализа ответов на вопрос «Что значит «быть патриотом»?» мы пришли к выводу о том, что 94 % опрашиваемых студентов понимают сущность патриотизма, среди них 16 % высказали дополнительно опасения относительно «фанатичного патриотизма» (национализма), напоминая об этике и культуре взаимоотношений народов.

В самооценке студентов по пятибалльной шкале относительно вопроса «Насколько вы ощущаете себя патриотом? «Гражданином мира»?» преобладают данные (56 %), свидетельствующие о внутренней позиции«Гражданин мира», им уступает «Патриот» (36 %); равнозначное ощущение двух позиций – 7 % ответов. Представляется, что ответы закономерны для современной социальной ситуации и образования. Тенденции глобализации, интернет, возможности активного взаимодействия с людьми и культурой разных стран, ориентация в воспитании на общечеловеческие ценности, а также социальные, экономические и экологические проблемы, существующие сегодня в нашей стране, способствуют развитию у подрастающего поколения широкого взгляда на мировые процессы и собственную жизнь.

Большой спектр неформальных, в ряде случаев очень эмоционально высказанных, мненийбыл получен относительно вопроса «Что Вам необходимо для того, чтобы чувствовать свою Родину, любить ее?»

  • Смена власти – 18 %;

  • Человечность, уважение и взаимопонимание между людьми – 16 %;

  • Единство народа, сплоченность и преодоление его «рабской психологии» - 13 %;

  • Круг близких людей, их поддержка – 11 %;

  • Уверенность в «завтрашнем дне» - 11 %;

  • Дорожить своей самобытной культурой, развивать ее – 9 %;

  • Все для этого есть – 7 %;

  • Внутреннее ощущение комфорта (без конкретизации) – 5 %;

  • Видеть родные пейзажи – 4%.

Анализ результатов опроса по последнему вопросу свидетельствует о переживании молодыми людьми социальных проблем, характерных в настоящее время для нашей страны. В то же время, среди ответов встретились те, который обращены к российской ментальности, выражающие в целом положительное отношение к некоторым особенностям нашего народа. В качестве иллюстрации приведем оптимистичное мнение, вызывающее улыбку, и лично нам поднимающее настроение: «Ничего не нужно. Уже есть знание о том, что ни в какой другой стране нет таких сильных «упертых» людей, с сильной волей и железным духом!» (интересно, что когда-то В.О. Ключевский, высказываясь о российском народе, подчеркнул, что именно «умение встать с колен после падения», характеризует истинно сильный народ). У нас есть позитивные черты, традиции и те особенности, включая уникальную природу, из которых мог бы формироваться позитивный образ Родины. Именно он должен быть центральным, системообразующим звеном в содержании патриотического воспитания. Это наше глубокое убеждение. Сегодня формирование позитивного образа Родины осложнено особенностями микро-, мезо- и макросреды, в которой они находятся, например, жители мегаполисов. Информация, получаемая ими аудиально и визуально становится препятствием в решении ряда воспитательных задач. Нужны реальные позитивные тенденции в общественной жизни, реальное взаимодействие с прекрасными сторонами России, например, с ее природой.

Патриотическое воспитание, таким образом, может быть эффективным, если реализуется в условиях, обеспечивающих формирование позитивного образа Родины, таких, например, как:

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с природой России, побуждение к участию в ее сохранении и совершенствовании;

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;

- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;

- формирование социально-активной позиции через участие в добровольных социальных проектах, направленных на совершенствование условий жизни;

- выбор содержания образования (элементы истории, литературы, этики, отечественной культуры, математики, физики, русского языка и т.д.), которое бы служило решению задач патриотического воспитания.

Литература

  1. Лихачев Д.С. Патриотизм и национализм. Малые народы /Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре /Сост. Д.Н. Бакун. – М.: Российский Фонд Культуры, 2006. – 336 с.

  2. Психолого-педагогический словарь /Под ред. А.П. Астахова. – М.: Современная школа, 2010. – 928 с.

  3. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. – М.: ЮНВЕС, 2005. – 704 с.

  4. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Педагогическая этика (словарь-справочник). – М.: Экон-информ, 2012. – 309 с.

  5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. / Перевод с нем. и дополнения О.Н. Трубачёва. Т. 3. — М.: Астрель-АСТ, 2004. - 830 с.

  6. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблевой, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2003. – 576 с.

Библиографическая ссылка

Михайлова Е.В. Педагогические условия патриотического воспитания современных школьников. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7042 (дата обращения: 26.04.2024).



Сертификат Получить сертификат