Заочные электронные конференции
 
     
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ГЕОЛОГОВ (КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ) В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Иванисова О.Ю.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Иванисова О.Ю.

студентка V курса

факультет психологии

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ГЕОЛОГОВ (КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ) В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: активность, субъектность, мотивация, учебно-профессиональная деятельность.

Субъектность – это интегративное личностное качество, которое отражает активность человека в постановке и достижении жизненных целей, осознанность его мотивов и потенциалов, внутреннюю свободу и творческое начало и обеспечивает процессы самоопределения в выборе жизненной траектории, самопреобразования в личностно-профессиональном росте и самореализации в деятельности, а также становления целостности человека.

Субъектность является уровневой характеристикой человека. Субъектные свойства появляются только на определенном уровне развития и определяются балансом процессов экстериоризации и интериоризации, континуумом внешнего и внутреннего.

Исследования по развитию субъектности в онтогенезе (Е.Н. Волкова, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман) показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания с возрастом субъектности и преодоления "объектности", т.е. тотальной зависимости человека от внешних условий; субъектность выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в отношении к людям (С.Л. Рубинштейн); субъектность – высший уровень активности, целостности, автономности человека; целостность субъекта означает единство, интегративность не только деятельности, но и вообще всех видов его активности (А.В. Брушлинский); природа субъектности раскрывается через совокупность отношений к миру, стратегию жизни (К.А. Абульханова).

Понятие «субъектность» – особые качества человека, связанные с активно-преобразующими свойствами и способностями. Признается приоритетное влияние субъектности как на развитие человека в разные периоды его жизни, так и на его профессиональное становление.

Изучая процесс становления субъектности студентов в вузе, необходимо обращать внимание на то, что раскрытие и реализация обучающимися своих потенциальных возможностей является фактором их личностно-профессионального развития.

Развитие субъектности студентов в вузе может рассматриваться как детерминированный, вероятностный, управляемый и саморазвивающийся процесс. При этом он может быть более или менее управляемым в зависимости от решаемых задач, содержания, методов и средств, а также потребностей, мотивов и возможностей субъектов этого процесса.

Мотивы относятся к системообразующим факторам личности; мотивация же, является глубоко личностным образованием (Б.Ф.Ломов). Как известно, мотив является неотъемлемым структурным компонентом деятельности, по этому, для определения условий развития субъектности студентов особый интерес для нас представляет изучение мотивации в учебно-профессиональной деятельности.

В работе обобщены результаты изучения особенностей субъектности студентов III курса геолого-географического факультета БелГУ. Общий объем выборки составил 36 респондентов (средний возраст – 19 лет).

Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан, В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой).

Таблица 1

Показатели учебной мотивации студентов

Мотив

Ме

σ

1.Коммуникативный

3,75

0,72

2. Избегания

3,1

1,04

3. Престижа

3,5

0,82

4. Профессиональный

4

0,7

5. Творческой самореализации

3,25

1,13

6. Учебно-профессиональный

3,35

0,8

7. Социальный

3,8

0,7

Из таблицы мы видим, что преобладающие виды мотивов в данной выборке, связанные с учебно-профессиональной деятельностью (профессиональные, коммуникативные и социальные), выступают в качестве компонентов и условий развития субъектности студентов, т.к. предполагают наличие у студентов активности, самостоятельности и целеполагания.

Рассмотрим доминирующие мотивы.

Так осознанность выбора профессии характеризуется высокими показателями студентов при оценке профессиональных мотивов. Следует отметить, что мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, это свидетельствует об ориентации студентов-геологов на овладение новыми знаниями, учебными навыками и приемами самообучения (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, подготовка курсового проекта и т.п.), формируя при этом определенные качества, необходимые и для будущей профессиональной деятельности, с учетом востребованности и престижности профессии, возможного карьерного роста и конкурентоспособности. Возможно, такая тенденция возникла за счет того, что растет степень осознания и интеграции различных форм мотивов обучения. Профессиональные мотивы учения у студентов III курса, занимают ведущие позиции в иерархии мотивов и опосредуют процесс обучения в целом. Для студентов данной выборки характерна общая профессиональная направленность, поэтому профессиональные мотивы входят в группу ведущих мотивов учения у этой группы.

Социальный мотив, связан как с профессиональным, так и с коммуникативным мотивами, характеризуя при этом, входящие в них компоненты, оцененные студентами: престижность профессии, возможность карьерного роста, развитие навыков общения и внутригруппового взаимодействия за счет коллективной работы, связанной с разработкой проектов и других творческих заданий, желание достичь определенного уровня в будущей профессиональной деятельности и т.д.. Значимость для студентов этого мотива, может отражать стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими (преподаватели, одногруппники, однокурсники) и получить их одобрение.

Коммуникативный мотив рассматривается как способ проявления активности в межличностном общении, которым руководствуются студенты данной выборки. Выбор коммуникативного мотива, может быть связан с тем, что студенты активно начинают осваивать будущую профессиональную деятельность во время производственных и учебных практик, взаимодействуя со специалистами в конкретной области, а также пытаются себя реализовать как будущие профессионалы в ходе учебной деятельности.

С помощью корреляционного анализа мы обнаружили тесные взаимосвязи между мотивационными компонентами и на этой основе построили корреляционную плеяду.

Рис. 1. Корреляционная плеяда диагностики учебной мотивации студентов

Примечание: 1) коммуникативный мотив, 2) мотив избегания, 3) мотив престижа, 4) профессиональный мотив, 5) мотив творческой самореализации,

6) учебно-познавательный мотив, 7) социальный мотив

r>0, p< 0,01

Рассмотрим структуру мотивации у студентов-геологов на уровне p

Библиографическая ссылка

Иванисова О.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ГЕОЛОГОВ (КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ) В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7133 (дата обращения: 27.04.2024).



Сертификат Получить сертификат