Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Форсайт как технология антикризисного прогнозирования
Анисимов А.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Форсайт как технология антикризисного прогнозирования

Анисимов А.В., студент 5 курса

Российский университет дружбы народов

Москва, Россия

Foresight as technology of crisis management

Anisimov A.V., student of 5th courses

Peoples’ Friendship University of Russia

Moscow, Russia

В самом общем виде форсайт представляет собой систему предвидения; в переводе с английского это слово (foresight) так и означает – «взгляд в будущее».

Наиболее цитируемым является определение форсайта, данное американским экспертом фундаментальном двухтомнике ЮНИДО Мартином Б.: «Форсайт – систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды»1.

Но в статье мы возьмем за основу определение, которое представил известный российский ученый и исследователь в области форсайта, д.э.н., проф. Третьяк В.П.: «Форсайт представляет собой созидательную технологию воздействия на формирующееся будущее с помощью согласования партикулярных интересов различных слоев гражданского общества и посредством стимулирования их активности в сфере использования ключевых технологий»2.

Относительно новизны и времени зарождения форсайта специалисты высказывают две точки зрения. Первая: форсайт появился еще в 50-хх гг. прошлого века в компании RAND Corporation, которая разработала метод Дельфи и применила его для целей прогнозирования. Эта точка зрения, которая фактически отождествляет термины Forecast – «прогноз» и Foresight – «предвидение», излагается в некоторых иностранных источниках и иногда репродуцируется в отечественных публикациях.

Второй подход состоит в том, что форсайт как система предвидения оформился лишь в конце 80-х гг. XX века. Разница в оценке времени возникновения форсайта не очень существенна, и автору представляется более важным отметить различия.

Форсайт представляет собой определенную методологию, суть которой состоит не только в прогнозировании будущего (что обозначается термином Forecasting), но и в согласованной выработке решений по поводу будущего в выбранной для форсайта сфере. Фактически он решает проблему достижения консенсуса по поводу будущего через согласование партикулярных интересов различных социальных слоев гражданского общества3, порождая тем самым общественную активность. В такой целостной форме – как социогуманитарная технология – форсайт формируется лишь к концу прошлого столетия, и этот процесс еще не завершен.

В 1990-х гг. форсайт начали активно использовать правительства США, Великобритании, Германии, Японии и Австралии; в начале 2000-х гг. число стран превысило 30. В настоящее время эта методика взята на вооружение не только в Западной Европе, США и Японии, но и в ряде развивающихся стран и стран с переходной экономикой – в новых членах ЕС, в частности, в Венгрии, Чехии, Польше»3.

В марте 2000 г. в Европейском Союзе была принята так называемая Лиссабонская стратегия, в которой высказано предложение всем странам ЕС шире использовать инновационный инструмент – форсайт. А в ЮНИДО был создан отдел Technology Foresight.

Рамки возникновения форсайта в России видятся специалистам также по-разному. Например, имеется мнение о том, что у нас уже были «полноценные форсайты», осуществленные 10 и более лет назад, и первым полноценным форсайтом в России была оценка состояния и перспектив развития критических технологий, осуществленная в 1997- 1998 г.г., в которой применялся Дельфи-опрос. По-существу, вариантом этой позиции можно считать мнение о том, что проводимые в нашей стране прогнозные работы в 1950-х гг. де-факто также представляли собой форсайт.

В этой связи, по мнению автора статьи, важно понимание того, что форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование или стратегическое планирование (ниже см. табл.).

Основными отличительными и дополнительными чертами форсайта являются следующие характеристики: 1) форсайт нацелен именно на выявление технологических и инновационных прорывов; 2) прогнозы и стратегии, как правило, формируются узким кругом экспертов, в то время как форсайт предполагает разработку совместного видения будущего всеми группами населения, включая науку, бизнес, государство, широкую общественность; 3) в рамках форсайта идет речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определенных средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества. То есть форсайт предполагает управление событиями, для чего разрабатываются и практические меры по приближению выбранных ориентиров. В отличие от форсайта, прогноз в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями, малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). Стратегия, в этом отношении более близка к форсайту, т.к. предполагает разработку плана по управлению событиями, для достижения намеченного результата – стратегической цели; 4) форсайт всегда подразумевает анализ долгосрочных перспектив развития (20-30 лет), в то время как прогноз может быть построен для любого промежутка времени, а стратегия – на среднесрочную перспективу.

 

Прогноз

Стратегия

Форсайт

Цель

Исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса.

Разработка плана какой-либо деятельности по достижению сложной цели, являющейся главной для управленца на данный момент.

Выбор направлений социально- экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов

Горизонт планирования

  • Краткосрочный

  • Среднесрочный

  • Долгосрочный

  • Среднесрочный

  • Долгосрочный

Методы

  • Статистические методы

  • Экстраполяция трендов

  • Математическое моделирование

  • Экспертные оценки

  • SWOT-анализ

  • PEST- анализ

  • Типовые стратегии

  • Анализ ключевых компетенций

  • Экспертные оценки

  • Критические технологии

  • Разработка сценариев

  • Технологическая дорожная карта

Участники процесса

Ученые

Односторонний выбор разработчиков стратегии.

Ученые, представители органов управления, бизнеса и общественности.

Разработка практических мер по достижению выбранных ориентиров

Нет

Да

Да

Форсайт отличается и используемой методологией. В этом вопросе основной отличительной чертой форсайта является активное и целенаправленное использование знаний экспертов, в том числе представителей науки, бизнеса и власти. Так, в японских долгосрочных прогнозах научно-технологического развития, проводимых каждые пять лет, участвует более 2 тыс. экспертов, которые представляют все важнейшие направления развития науки, технологий и техники, а в последнем корейском проекте участвовали более 10 тыс. экспертов.

Другой, не менее важной, отличительной чертой методологии форсайта является комбинация нескольких методов: форсайт вобрал в себя десятки как традиционных, так и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приемов и процедур. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация экспертных панелей, Дельфи метода, SWOT- анализа, мозгового штурма, построения сценариев, технологических дорожных карт, деревьев релевантности, анализа взаимного влияния и др.

Методы и инструменты, используемые в форсайте, достаточно многообразны.

Наиболее широко используемыми методами форсайта, вне сомнения, являются литературное прогнозирование, экспертные панели, построение сценариев. Данные методы носят общенаучный характер и используются не только при разработке форсайта, но и в любых типах исследований.

Следующая группа довольно часто используемых методов: мастерские (мастер-классы), мозговой штурм, экстраполяция трендов, интервью, опросы, дельфи-метод, анализ мегатрендов, СВОТ-анализ, выявление критических технологий.

Реже, но в явно растущем тренде используются метод построения технологических дорожных карт, сканирование среды, моделирование и симуляция, эссе. Отметим, что в использовании метода создания дорожных карт максимально активны представители стран Северной Америки.

К явно редко используемым инструментам относятся создание карт стейкхолдеров, разработка панелей граждан, структурный анализ, анализ взаимного влияния, библиометрики, морфологический анализ, использование дерева релевантности.

Все богатое множество методов форсайта можно представить в виде треугольника (рис.1):

Как видим, на одном полюсе сосредоточены попытки количественно оценить существующие тенденции и их последствия с использованием специально разработанных моделей и компьютерных средств. Другая достаточно большая группа методов основывается на знаниях экспертов, на разработке специальных процедур и приемов работы с экспертами. В практике же разработки форсайта чаще всего используется сочетание методов.

В последнее время наряду с критериями креативности, экспертизы и взаимодействия все большую роль начинает играть доказательность, а статистике и количественным исследованиям уделяется особое внимание. Ромб методов форсайта имеет следующий вид (рис. 2).

Основные результаты форсайта:

  • разработанные обоснованные рекомендаций для правительства по реализации инновационной политики;

  • анализ трендов и драйверов технологического развития,

  • разработанные сценарии развития;

  • выделенные приоритеты в развитии технологий и исследований.

Главный результат форсайта состоит в построении согласованной, обоснованной и взаимоприемлемой картины будущего в 2020, 2030, 2050 году. Эта картина будущего является надежной основой для разработки стратегий и долгосрочных программ развития.

Форсайт – эффективный метод определения долгосрочных целей и приоритетов инновационного развития. Он позволяет в полной мере учесть все интересы заинтересованных групп и субъектов инновационной деятельности. Кроме этого, форсайт предполагает активное управление событиями и разработку практических мер по приближению выбранных ориентиров. В настоящее время проекты форсайта в России находятся на начальной стадии: во-первых, общепринятая методология форсайта еще не в полной мере используется учеными в России, во-вторых, в данный момент выявлены и определены основные ориентиры и направления технологического развития, но не проработаны программы и методы достижения этих ориентиров.

Основой для достижения российской экономикой установленных целей является эффективная современная национальная инновационная система. Это означает практическую реализацию комплексного подхода к формированию, как самих субъектов, так и механизмов их взаимодействия.

В настоящее время в РФ функционирует инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной и новой инновационной системы, характерной для рыночных экономик. Её основными проблемами являются: отсутствие критической массы инновационных предприятий и необходимой инновационной инфраструктуры, отсутствие кооперационных связей между ними.

Итак, сегодня форсайт во всем мире является популярным средством прогнозирования будущего. Его применяют в различных сферах, начиная от высоких технологий, заканчивая сельским хозяйством и культурой. Форсайты проводятся на разных уровнях власти, ими занимаются министерства, фабрики мысли, академические структуры и корпорации. Форсайт используется в качестве инструмента в экспериментальных школьных программах: считается, что он стимулирует мышление у детей, при этом придавая ему направленность на конкретные вещи. Компании часто используют форсайт для разработки новых перспективных продуктов, а правительство – для создания программ развития.

1 Unido Technology Foresight Manual. United Nations Industrial Development Organization.Vienna, 2005. Vol.1Р. 8.

2 Третьяк В.П. Структура форсайта // Отраслевые рынки. 2007.№ 1–2 (13).

3 Шелюбская Н.Н. Форсайт» - новый механизм определения приоритетов государственной научно-технической политики // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2. С. 6.

Библиографическая ссылка

Анисимов А.В. Форсайт как технология антикризисного прогнозирования // I Международная научно-практическая конференция "Новые подходы в антикризисном управлении".
URL: http://econf.rae.ru/article/7399 (дата обращения: 27.05.2020).



Сертификат Получить сертификат