Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Оздоровительное антикризисное регулирование и проблемы его эффективности
Барыльник Е.С.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Барыльник Е.С., студентка 4 курса

Российский университет дружбы народов

Москва, Россия

REVITALIZING CRISIS MANAGEMENT AND PROBLEMS OF ITS EFFECTIVENESS

Barylnik Y., student of 4th courses

Peoples’ Friendship University of Russia

Moscow, Russia

Инструмент финансового оздоровления в Российской Федерации существует уже более десяти лет. Но, несмотря на довольно длительный срок своего существования, он не пользуется большим спросом в стране. То есть предприниматели сами, по собственному желанию, практически никогда не обращаются к инструменту финансового оздоровления. Вероятно, это происходит по определенным причинам, которые будут рассмотрены в данной работе. При этом стоит отметить тот факт, в каком положении в нашей стране сейчас находится большинство хозяйствующих субъектов. Учитывая тот факт, что мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 г.г. не прошел мимо России, многие предприятия столкнулись с рядом трудностей в данный период. И сейчас, уже три года спустя, если взглянуть на ситуацию в нашей стране, можно сказать, что многие хозяйствующие субъекты до сих пор не оправились от кризиса. Для экономики России текущего периода характерна массовая несостоятельность предприятий. В данной работе будут рассмотрены меры, применяемые к предприятиям, находящимся в кризисе. А также будет рассмотрена статистика финансового оздоровления предприятий в Российской Федерации.

Меры, применяемые к предприятиям, находящимся в кризисе, - это оздоровительные действия (санация) в отношении несостоятельных предприятий, законодательно разрешенные государством.

Санация состояния предприятия может быть: внесудебной, досудебной и арбитражной (судебной). Внесудебная санация - это санация предприятия, проводимая без участия арбитражного суда и соответственно без официального объявления банкротства. Досудебная санация - это санация предприятия, предполагающая предварительное, до открытия производства по делу о банкротстве, оздоровление. Арбитражная (судебная) санация - это санация, осуществляемая по решению арбитражного суда в соответствии с действующим законодательством1.

Разнообразие применяемых в процессе антикризисного регулирования мер позволяет их объединить в рамках той или иной политики в этой области. Очевидно, что профилактические меры применяются в ходе проведения политики предупреждения кризиса, внесудебная или досудебная санация - в результате реализации политики преодоления последствий кризиса в щадящем для предприятия режиме, арбитражная санация - при политике преодоления кризиса на основе жесткого следования нормам законодательства.

Для российской экономики текущего периода характерна массовая несостоятельность предприятий. В соответствии с действующим законодательством о банкротстве большинство из них полагалось бы ликвидировать. Однако многие предприятия выполняют социально и экономически важные функции в народном хозяйстве (например, предприятия транспорта, коммунальные службы и т.п.). Их функционирование нельзя не только прекратить, но и приостановить. Поэтому органы, компетентные осуществлять антикризисное регулирование, не следуют принципу автоматического выполнения законодательства, как это делается в Германии или Англии. Категоричный подход уместен в условиях здоровой экономики. Россия пребывает в состоянии затяжного глубокого кризиса. В этой ситуации наибольшую актуальность и эффективность приобретают профилактические меры и внесудебная санация состояния предприятий.

Популярными профилактическими мерами по антикризисному регулированию являются:

• консультирование предпринимателей и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве;

• создание специализированных компаний по антикризисному управлению;

• обеспечение условий для инновационной деятельности предприятий, а именно: осуществление институциональных преобразований, разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения, развитие инфраструктуры инновационного процесса, защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере, вовлечение ее в оборот, создание доступного информационного банка о достижениях научно-технического прогресса, обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, продажа или передача на взаимовыгодных условиях пустующих объектов и объектов незавершенного строительства, стимулирование спроса у отечественных производителей на конкурентоспособные технологии, лоббирование возможностей экспорта результатов инновационной деятельности, формирование региональных фондов перспективных проектов;

• разработка Минэкономразвития РФ совместно с администрациями регионов и консультационной фирмой «Проинвест Консалтинг» при участии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ Программы подготовки предприятий регионов к привлечению инвестиций и содействия в мобилизации капитала. Цель ее видится в вовлечении в инвестиционный процесс руководителей предприятий в тесном взаимодействии с органами местной власти регионов. Программа призвана активизировать инвестиционные процессы и повысить инвестиционную привлекательность регионов. Это один из этапов более масштабной и комплексной Программы повышения конкурентоспособности и реформирования промышленности регионов;2

• формирование библиотеки инвестиционных проектов региона, предназначенной для посещаемых регион инвесторов, создание имиджа благополучного в финансово-экономическом отношении региона, повышение инвестиционной привлекательности региона, подготовка предприятий к взаимодействию с потенциальными инвесторами;

• льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики;

• совершенствование законодательства и усиление контроля за его выполнением;

• предоставление гарантий при финансировании, а также прямое бюджетное финансирование проектов;

• приоритетное предоставление недвижимой собственности и земельных участков в пользование предпринимателям;

• анализ рыночной конъюнктуры на перспективу;

• создание условий для добросовестной конкуренции;

• целевая переподготовка персонала с целью воспитания профессиональных управленцев на всех уровнях хозяйствования; обучение собственников, руководителей, специалистов, менеджеров; социальная дифференциация кадров;

• формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;

• выделение и стимулирование приоритетных видов деятельности;

• налоговые льготы, упрощение порядка расчетов по налогам для малых предприятий;

• предоставление права первоочередного выкупа арендуемых объектов.

Структурная перестройка предприятия может осуществляться путем его реорганизации и создания нового юридического лица для выполнения определенных функций. Существуют перечни объектов, реструктуризация которых осуществляется по решению органов исполнительной власти, администрации, кредиторов, инвесторов, определяется порядок взаимодействия с органами местной власти входе выполнения программы, предлагаются критерии принятия решений о реструктуризации, устанавливается система стимулирования выполнения программы, разрабатываются меры по социальной защите работников; реструктуризация имущества предприятия, т.е. изменение структуры предприятия таким образом, чтобы его функционирование в целом обеспечило достаточный уровень рентабельности.

Такая реструктуризация производится по следующей технологии. Объектом ее являются все активы предприятия. Определяется объем выпуска продукции каждого вида по рыночным ценам. Затем выявляется часть имущественного комплекса, обеспечившего выпуск продукции каждого вида. Далее выявляются центры ответственности за эффективное использование каждой части имущественного комплекса и разрабатываются соответствующие стратегии. И наконец, проводится распродажа излишнего и неэффективно используемого имущества.

Существуют различные приемы проведения реструктуризации имущества предприятия по рассмотренной технологии. Это может быть разделение имущественного комплекса на отдельные предприятия, продажа, приобретение, сдача в аренду, передача части имущества в залог, освоение новых технологий, предусматривающих дополнительное введение производственных мощностей, образование или вхождение предприятия частью имущества в финансово-промышленные группы, освобождение от объектов социальной сферы;

В соответствии с концепцией управления собственностью, утвержденной Президентом РФ, будет продолжено реформирование государственных унитарных предприятий, кроме тех, что обеспечивают решение стратегических программ. Будет также активизировано реформирование действующих убыточных предприятий. На эти цели в федеральном бюджете выделяются средства по статье «Социально-экономическое развитие региона»;3 приватизация несостоятельных предприятий; коммерциализация на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности. В данном случае нанимается менеджер на контрактной основе. Перед ним ставится задача антикризисного управления предприятием на таких условиях, что если дело пойдет успешно, то ему будет бесплатно передано 12% акций этого предприятия; оказание помощи в осуществлении социально значимой деятельности нерентабельным и убыточным предприятиям.

Все меры антикризисного регулирования деятельности предприятий должны быть соотнесены с государственными программами по содействию занятости населения, реализации миграционной политики, решению экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Опыт работы последних лет показал, что профилактическое и внесудебное антикризисное регулирование, проводимое межведомственными балансовыми комиссиями и коллегиями уполномоченных государственных представителей, с точки зрения объемов поступлений в бюджет является более эффективным, чем применение судебных процедур.

Таким образом, существуют четко обозначенные направления принятия мер антикризисного регулирования деятельности предприятий, составляющие разные варианты антикризисной политики: предупреждение кризиса, преодоление его последствий в щадящем режиме и жесткое следование нормам законодательства. Их избирают в зависимости от сложившихся обстоятельств. Каждый вариант антикризисной политики позволяет, во-первых, продвинуть развитие предприятий в желаемом направлении, во-вторых, защитить от разорения социально значимые предприятия, в-третьих, цивилизованным путем обеспечить развязку отношений вокруг несостоятельности предприятий.

Меры, применяемые к предприятиям, находящимся в кризисе, - это оздоровительные действия в отношении несостоятельных предприятий, которые законодательно разрешены государством. Данные меры, применяемые по отношению к хозяйствующему субъекту, называются санацией. Санация (от лат. sanatio - лечение, оздоровление) - система государственных и банковских мер по предотвращению банкротства предприятий, фирм, улучшению их финансового состояния посредством кредитования, реорганизации, изменения вида выпускаемой продукции или иным образом.4

Специалисты в отрасли банкротства М. О. Кизим и В.А. Забродский в своей монографии предлагают такое законодательное определение санации: санация - это оздоровление несостоятельного должника, предоставления ему со стороны владельца имущества, кредиторов и других юридических и физических лиц (в том числе зарубежных) финансовой помощи, направленной на поддержку деятельности должника и предупреждения его банкротства.5 По мнению Н. Здравомыслова, Б. Бекенферде, М. Гелинга, санация – это система финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правовых и социальных мероприятий, направленных на достижение или возобновление платежеспособности, ликвидности, прибыльности и конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде. Иначе говоря, санация - это совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести предприятие к финансовому оздоровлению.6

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Санация состояния предприятия может быть: внесудебной, досудебной и арбитражной (судебной). Внесудебная санация - это санация предприятия, проводимая без участия арбитражного суда и соответственно без официального объявления банкротства. Досудебная санация - это санация предприятия, предполагающая предварительное, до открытия производства по делу о банкротстве, оздоровление. Арбитражная (судебная) санация – это санация, осуществляемая по решению арбитражного суда в соответствии с действующим законодательством.

Если посмотреть на статистику рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) в 2009-2011 гг. и в первом полугодии 2011-2012 гг. можно увидеть следующие данные, поступило заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами). В 2009 г. - 39 570, в 2010 г. - 40 243, в 2011 г. - 33385, I п/годии 2012 г. - 19 472. Из этих данный можно сделать следующий вывод: в 2010 г. поступило на 1, 7% больше заявлений, по сравнению с 2009 г.. В 2011 г. можно наблюдать обратную тенденцию, количество заявлений уменьшилось на 17% по отношению к 2010 г.. Это говорит о том, что экономика страны немного оправилась от кризиса 2009 г.. Но уже в I п/годии 2012 г. можно наблюдать увеличение количества заявлений на 15,5% по отношению к I п/годию 2011 г. ( I п/годие 2011 г. – 16 853; I п/годие 2012 г. – 19 472). Из всех этих заявлений было принято к производству: в 2009 г. - 35 545, в 2010 г. - 33 270, в 2011 г. - 27422, в I п/годии 2012 г. - 15 853. В период с 2009 по 2011 гг. можно заметить уменьшение количества дел, принятых к производству (в 2010 г. меньше на 6,4% чем в 2009 г., в 2011 г. меньше на 17,6%, чем в 2010 г.) , но если сравнить количество дел, принятых к производству в первом полугодии 2011 г. и первом полугодии 2012 г., можно наблюдать увеличение на 13, 7% (I п/годие 2011 г. – 13 938; I п/годие 2012 г. – 15 853). Таким образом, можно говорить, что в настоящее время, в 2012 г., наблюдается увеличение количества дел о несостоятельности (банкротстве), а также увеличение дел, принятых к производству, по сравнению с предыдущими годами (2010 г., 2011 г.). Данные показатели в 2012 г. находятся примерно на таком же уровне, на каком они находились в кризисном 2009 г.. См. рис. 1. На основании данных предыдущих лет мною был сделан прогноз на 2012 г.. Таким образом, предположительно, количество поступивших заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) в 2012 г. составит 38600, что на 5215 дел больше, чем в 2011 г.. Прогнозируемое количество дел, принятых к производству в 2012 г. составит 31 400, что также больше количества принятых к производству дел в 2011 г. на 3 978. Подобная тенденция роста количества заявлений о признаний должников банкротам свидетельствует о том, что новая волна кризиса неминуема, и она уже рядом. По мнению автора работы, иначе не объяснишь тот факт, что количество заявлений находится на уровне кризисного 2009 г..

Рис. 1. Статистика дел о признании должников банкротами в период с 2009 по 2012 гг.

Источник: ВАС РФ: [сайт].- URL: http://www.arbitr.ru/_upimg/B5FB58F6E9D4222C50B8522890303D4D_3.pdf

Если рассмотреть данные о количестве дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления, можно сказать следующее: в 2009 г. было принято 53 дела, в 2010 г. - 91, в 2011 г. - 94, в 1 п/годии 2012 г. - 79. Таким образом, с 2009 по 2012 гг. можно наблюдать тенденцию к увеличению количества дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления. В 2010 г. наблюдается увеличение на 71,7% по сравнению с 2009 г., в 2011 г. также увеличивается на 3,3% по сравнению с 2010 г., и в I п/годии 2012 г. увеличивается количество дел по отношению к I п/годию 2011 г. на 3,9% (I п/годие 2011 г. - 76; I п/годие 2012 г. - 79). Таким образом можно сделать вывод, что мы наблюдаем большое увеличение дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления после кризиса 2009 г..

Если обратить внимание на количество дел, по которым прекращено производство в связи с погашением задолженности, мы столкнемся с достаточно пессимистическими показателями. А именно, в 2009 г. было прекращено всего 2 дела в связи с погашением задолженности, что составляет всего 3,8% от общего количества дел в 2009 г.; в 2010 г. было прекращено 6 дел, что составляет 6,6% от общего количества дел в 2010 г.; в 2011 г. было прекращено 7 дел, что состаляет 7,4% от общего количества дел в 2011 г.; в I п/годии 2012 г. было прекращено всего 2 дела, что составляет 2,5% от общего количества дел. См. рис. 2.

Смотря на такие показатели, можно говорить об огромной проблеме эффективности оздоровительного антикризисного регулирования в Российской Федерации. То количество хозяйствующих субъектов, которые были оздоровлены, ничтожно мало по сравнению с общим количеством дел. К сожалению, реальных примеров финансового оздоровления найти не удалось, остается в дальнейшем надеяться на увеличение количества прекращенных дел в связи с восстановлением платежеспособности предприятий.

По данному показателю на основании данных предыдущих лет мною также был составлен прогноз на 2012 г.: количество дел, по которым будет проводиться процедура финансового оздоровления достигнет 98; количество прекращенных дел в связи с погашением задолженности будет равняться всего 3; рост количества дел, по которым проводится процедура финансового оздоровления в 2012 г. также говорит нам о том, что следующая волна кризиса все ближе, и она неминуема. То количество дел, которое было прекращено в связи с погашением задолженности свидетельствует о том, что оздоровительное антикризисные меры, применяемые по отношению к предприятиям в нашей стране неэффективны.

Рис. 2. Статистика дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления в 2009-2012 гг.

Источник: ВАС РФ: [сайт].- URL: http://www.arbitr.ru/_upimg/B5FB58F6E9D4222C50B8522890303D4D_3.pdf

Хотелось бы также затронуть проблемы антикризисного регулирования в сфере деятельности кредитных организаций. В 2008 г. был принят федеральный закон N 175-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года". Согласно первой редакции ФЗ действовал только на период кризиса, до 31 декабря 2011 г., но позже срок его действия продлили до конца 2014 г.. Согласно данному НПА, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) получило право осуществлять меры по предупреждению банкротства банков, если выявляет ситуации, угрожающие стабильности банковской системы или законным интересам вкладчиков и кредиторов. Как отмечают в Министерстве финансов, за время действия закона было санировано 19 банков. В 16 случаях АСВ так или иначе помогало банкам напрямую - денежными средствами, а в трех случаях использовался механизм передачи активов проблемных кредитных организаций их более устойчивым коллегам. Сейчас агентство принимает участие в финансовом оздоровлении шести кредитных организаций - это «Банк Москвы», «Башинвестбанк», «КИТ Финанс», «Открытие», «Российский капитал» и «Союз». По состоянию на 1 октября 2012 г. общий размер финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению банков с учетом погашения основного долга (в том числе по активам, приобретенным АСВ или полученным в счет погашения предоставленных займов) составляет 487 млрд руб., из которых за счет средств Центрального банка профинансировано 340 млрд руб., за счет имущественного взноса Российской Федерации в агентство - 147 млрд руб. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, «закрепленные в законе механизмы эффективно зарекомендовали себя на практике и поэтому должны рассматривать не как временная мера по ликвидации последствий кризиса 2008 г., а как инструмент постоянной готовности». На следующий год, согласно проекту федерального бюджета, на докапитализацию потенциальных проблемных банков за счет облигаций федерального займа предусмотрено 150 млрд руб. 17 октября 2012 г. Минфином было предложено сделать данный закон постоянным (бессрочным), содержащиеся в нем антикризисные меры - это инструмент «постоянной готовности», который нужно иметь на случай неожиданного ухудшения финансового состояния как отдельных банков, так и всей банковской системы.7 Также существует федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», который был принят Государственной Думой 20 июня 2002 г. и одобрен Советом Федерации 26 июня 2002 г..

Если данный закон в банковской сфере так хорошо зарекомендовал себя, возникает вопрос, почему бы не продумать законопроект, предполагающий подобные законы и в других сферах, а не только банковской и сельскохозяйственной? Например, законопроект, который будет вставать на защиту предприятий, выполняющих социально и экономически важные функции в народном хозяйстве (например, предприятия транспорта, коммунальные службы). Функционирование которых нельзя не только прекратить, но и приостановить. От функционирования и успешной деятельность подобных предприятий зависит уровень жизни населения.

Финансовое оздоровление - отличный инструмент, который может быть использован, и должен обязательно использоваться предприятиями, находящимися в кризисном состоянии. К сожалению, как видно из статистики, приведенной в работе, очень небольшое количество предприятий в Российской Федерации используют этот инструмент. Ежегодно не более ста предприятий, находящихся в кризисном состоянии, подают на проведение по отношению к ним процедуры финансового оздоровления. А количество дел, которые были прекращены в связи с погашением задолженности не превышает семи. И если обратить внимание на сделанные мною прогнозы, можно увидеть, что показатели далеко не утешительные. А именно, ожидается, что количество дел, по которым будет проводиться процедура финансового оздоровления в 2012 г. достигнет 98, и только 3 из них будут прекращены в связи с погашением задолженности. Это очень низкие показатели. Необходимо прививать предпринимателям и развивать использование инструмента финансового оздоровления в нашей стране.

Список использованных источников.

  1. Захаров В. Я., Блинов А.О., Хавин Д.В. «Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  2. Гарина Е. П., Медведева О. В., Шпилевская Е. В. Антикризисное управление. - М.: Феникс, 2011.

  3. Жарковская Е. П., Бродский Б. Е., Бродский И. Б. Антикризисное управление. - М.: Омега-Л, 2011

  4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006.

  5. Забродский В.А., Кизим Н.А. Оценка финансовой устойчивости производственно-экономических систем. - Харьков.: Бизнес Информ, 2000.

  6. Крыжановский В.Г., Лапенков В.И., Лютер В.И. Антикризисное управление: Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2000.

1 Захаров В. Я., Блинов А.О., Хавин Д.В. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2 Гарина Е. П., Медведева О. В., Шпилевская Е. В. Антикризисное управление. - М.: Феникс, 2011.

3 Жарковская Е. П., Бродский Б. Е., Бродский И. Б. Антикризисное управление. - М.: Омега-Л, 2011.

4 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006.

5 Забродский В.А., Кизим Н.А. Оценка финансовой устойчивости производственно-экономических систем. - Харьков.: Бизнес Информ, 2000.

6 Крыжановский В.Г., Лапенков В.И., Лютер В.И. Антикризисное управление: Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2000.

7 Источник: Коммерсантъ.- URL: http://www.kommersant.ru/doc/2045575?isSearch=True

Библиографическая ссылка

Барыльник Е.С. Оздоровительное антикризисное регулирование и проблемы его эффективности // I Международная научно-практическая конференция "Новые подходы в антикризисном управлении".
URL: http://econf.rae.ru/article/7422 (дата обращения: 25.05.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка