Заочные электронные конференции
 
     
МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Агаджанов Г.Г., Найденко В.С., Тоискин В.С.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Агаджанов Г.Г., Найденко В.С., Тоискин В.С.

Ставропольский колледж связи им. В.А. Петрова

Управление качеством образования в колледже предполагает наличие рационально построенной и эффек­тивно функционирующей системы отслеживания качествен­ных и количественных характеристик результативности образовательной деятельности. Это предполагает разработки фонда оценочных средств и про­ведения на их основе педагогического мониторинга.

Без специального отслеживания результативности деятельности педагогов и студентов по единой методике трудно представить эффективность и коррект­ность действий конкретного педагога в сравнении с другими, а также ус­пешность освоения учебной программы студентами. Традиционная оценочная система не дает возможности объективно оценить деятельность как педагога, так и студента.

Под педагогическим мониторингом понимаем систему организации сбора, хранения, обра­ботки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывную диагностику, оценку и прогнозирование состояния педагогического процесса, т.е. его хода, результатов, перспектив, развития.

Внедрение мониторинга в практику ФГОБУ СПО Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова было обусловлено работой педагогического коллектива по проблеме «Управление качеством образо­вательного процесса». В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Обычной ситуацией является неполнота соответствия конечных целей и целей заданных, планируемых. Эти отклонения вызываются влиянием на педагогическую систему различных внешних и внутренних факторов., таких как изменения в целях образовательного учреждения, в образовательных и учебных программах, планах, несовпадение личных целей участников образовательного процесса с целями образовательного учреждения, опережающее развитие науки, формирующей учебные курсы, переход к новым методикам и технологиям обучения, объемное изменение состава обучающихся и педагогического персонала в процессе достижения цели.

В связи с этим актуальной является задача оценки степени, направления и причин отклонения и реализация на этой основе предупреждающих действий. Именно мониторинг связан с выявлением и регулированием воздействий факторов внешней среды и внутренних факторов самой педагогической системы.

Заметим, что в реальном образовательном процессе мониторинг тесным образом связан со всеми элементами системы менеджмента качества, поэтому его существенные характеристики могут быть полно рассмотрены только в соотнесении с другими звеньями процесса управления образовательным процессом

Основные требования к мониторингу и оценке его результатов могут быть сформулированы следующим образом:

- при реализации мониторинга применяются стандарты и нормы, которые должны быть качественно и количественно определены и пригодны для практического использования;

- принципиальная возможность реализации стандартов и норм, их согласованность с возможностями школы и составных элементов системы менеджмента качества;

- необходимость учета взаимозависимости нормативов и внешних условий, что предполагает не только выявление отклонений от стандартов и норм, но и основу для их пересмотра; т.е. мониторинг рассматривается не только как средство минимизации отклонений, но и как путь выявления ошибок, некорректностей в целях, планах, нормах, установленных в образовательном учреждении, как механизм корректировки целей и путей их достижения;

- соблюдение стандартов и нормативов предполагает наличие аппарата мониторинга, т.е. отдельных лиц или коллективного органа, отвечающих за выявление отклонений и адекватную их оценку;

- практически мониторинг должен осуществляется на всех структурных образовательного учреждения;

- нормативы должны строиться на основе прошлого опыта и опираться на анализ текущего состояния образовательного процесса;

- требуется избегать абсолютизации и преувеличения роли различных нормативных требований в ущерб творчеству, креативности;

Аналитическая схема мониторинга представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Обобщенная схема мониторинга

В ФГОБУ СПО Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова педагогический мониторинг представляет комплексную анали­тическую систему по следующим направлениям:

- диагностика качества обученности студентов;

- диагностика уровня профессионального мастерства педагогов колледжа.

- медицинская диагностика;

- анализ деятельности элементов организационной структуры управления;

- анализ социальных условий;

- анализ учебных программ;

- удовлетворенность потребителей образовательных услуг качеством образовательного процесса;

- удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников;

- психодиагностика;

- анализ содержания образования (учебных программ и их выполнения);

- анализ педагогических , воспитательных, управленческих технологий;

- уровни сформированности компетенций;

- диагностика ресурсов (кадры, материально-техническое обеспечение;.

- изучение составляющей организационной структуры.

Многомерноость системы мониторинга обуславливает необходимость разработки концептуального подхода к формированию единого информационного пространства (ЕИП) системы образования. Понятие «единое информационное пространство» выводится по следующей цепочке: образовательная среда – образовательное производство – образовательное пространство – информационное пространство – единое образовательное пространство – единое информационное пространство [1].

Совокупность всех типов социальных взаимодействий участников образовательного процесса, всех опосредующих эти взаимодействия материальных и знаково-орудийных средств, всей нормативно-правовой базы представляет образовательную среду, формируемую процессом специальным образом организованного общения.

В образовательной среде разворачиваются два взаимно противополагающих процесса: оформление надиндивидуальных структур, регламентирующих деятельность индивида, и создание индивидуальных средств выхода за пределы этих структур. Это единство противоположностей образует образовательное производство.

Образовательное производство определяет образовательное пространство, как форму сосуществования (жизнедеятельности) субъектов образовательной практики в конкретный период времени.

Материальным механизмом (и в этом аспекте - основой) объективации образовательного пространства является информационное пространство. Единое информационное пространство является средством формирования общего информационного ресурса.

Единое образовательное пространство характеризуется:

единым пониманием предназначения, целей, задач образовательного пространства всеми субъектами образовательной практики;

едиными деятельностными нормами;

едиными требованиями к продукту системы образования и образовательному производству.

унификацией средств обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий;

открытостью и совместимостью с возможно другими информационными системами

многообразием средств работы с единой информацией различных субъектов образовательной политики;

дублированием основных информационных блоков по всей управленческой вертикали.

Разработка и внедрение широкомасштабной системы мониторинга в рамках образовательного учреждения является многоэтоапной задачей, решаемой на основе методологии проектирования информационных систем.

Литература

1. Виноградова Е. А. Создание единого информационно - образовательного пространства в образовательном учреждении. ИКТ – новая технология управления в образовательном учреждении. URL http://festival.1september.ru/articles/538755/

Библиографическая ссылка

Агаджанов Г.Г., Найденко В.С., Тоискин В.С. МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7507 (дата обращения: 26.04.2024).



Сертификат Получить сертификат