Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСТАНСКАЯ СЕМЬИ
Веревкин А.В., Лифанова Т.Ю.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ВЕРЕВКИН А.В.

кандидат социологических наук,

КазНУ им.аль-Фараби

ЛИФАНОВА Т.Ю.

кандидат философских наук,

КазНУ им. аль-Фараби

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСТАНСКАЯ СЕМЬИ

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. В тоже время отдельные проблемы семьи предмет не только теоретических изысканий, но и организационно-практических мероприятий. В качестве примера можно привести социально-значимый проект Министерства культуры РК, направленный на повышение роли отцовства в семейном воспитании [1]. В рамках данного проекта было проведено социологическое исследование, направленное на рассмотрение основных тенденций развития казахстанской семьи1.

В программе исследования было выделено несколько тематических блоков, один из которых – видоизменение экономических отношений в семье. Предваряя анализ результатов эмпирического анализа необходимо подчеркнуть, что отцовство, как отмечает И.С. Кон - универсальный и одновременно наиболее изменчивый и проблематичный аспект маскулинности [2]. Это касается и социального института отцовства, и конкретных отцовских практик, и мужской идентичности, включающей образ Я. Судя по историко-этнографическим данным, отцовство, т.е. наличие детей, всегда считалось обязательным показателем «мужской силы» и компонентом мужской идентичности.

В современное время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.

Для анализа проблем отцовства в современном казахстанском обществе большее значение имеет исследование корреляционных зависимостей между распределением социально-экономических и гендерных ролей в семье и результативностью и качеством семейного воспитания.

С точки зрения психоанализа ослабление отцовской власти в семье представляется значительной социальной проблемой, поскольку вместе с ней в процессе социализации могут быть подорваны все внешние и внутренние структуры власти, дисциплина, самообладание и стремление к совершенству.

Первая проблема, которую показывают все социологические исследования, - нереалистические социальные ожидания, которым реальные отцовские практики не соответствуют, и соответствовать не могут. Многие женщины традиционно ожидают, и общество в целом это принимает, что мужчины должны нести главную ответственность по материальному обеспечению семьи. В то же время от отцов ждут активного участия в решении бытовых вопросов и воспитании детей. Противоречивое сочетание традиционалистских и эгалитарных установок приводит к спорам и взаимным обвинениям между мужчинами и женщинами, поэтому ответить на вопрос как эти противоречия преломляются в общественном самосознании, стало одной из задач исследования.

Специалисты часто подчеркивают, что нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные, однако необходимо указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, что приводит к выделению специфических и неспецифических функций семьи. К специфическим функциям семьи относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации) и остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи связанны с накоплением и передачей собственности и статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению. Экономическая функция будучи неспецифической функцией семьи занимала ведущее положение в течении нескольких столетий, поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах.

Исторически разделение труда между мужчиной и женщиной, определялось критериями близости к дому и социально обусловленной ролью, связанной с уходом за маленькими детьми, с одной стороны, и хозяйственным значением самой работы - с другой. Не в последнюю очередь оно отражало отношение власти и подчинения между мужем и женой.

В рамках исследования рассматривался вопрос, косвенно демонстрирующий, что если в традиционном, аграрном обществе экономическая функция женщины в семье будучи значительной по объему, по значимости отходила на второй план. По сравнению с мужчиной, который будучи охотником, войном, крестьянином, наконец, наемным рабочим чаще всего вынужден был отсутствовать, женщина трудилась в доме или около семейного очага, совмещая в своем труде множество функций, в том числе и заботу о детях.

В современном мире, женщина, принимая участие в обеспечении экономического благосостояния семьи, работает не на семейном подворье, а условно говоря «вне дома».

Респондентам было задано два взаимосвязанных вопроса о средней продолжительности рабочего дня: (1) Какова длительность вашего рабочего дня? и (2) Какова длительность рабочего дня вашего супруга (супруги) (если женат/замужем)?

Полученные данные показали, что для большинства работающих казахстанцев, как мужчин, так и женщин длительность рабочего дня составляет 8 часов – 39%. Интересно также отметить, что вторым по частоте ответом на данный вопрос, является вариант – «Ненормированный рабочий день» (16,3%) опрошенных (См. таблицу 1).

Таблица 1. Анализ длительности рабочего дня респондентов

Варианты ответа

%

1. 6 часов

11,1%

2. 8 часов

39,0%

3. 10 часов

11,7%

4. 12 часов и более

7,3%

5. Ненормированный рабочий день

16,3%

6. В настоящее время я не работаю

12,2%

Более подробный анализ ответов на данный вопрос показал, что рабочий день женщин не на много меньше чем, у мужчин. Среди респондентов указавших, что их рабочий день длится 8 часов женщин на 14,5% больше, чем респондентов-мужчин. То есть почти половина опрошенных женщин (матерей) находится вне дома наравне с мужчинами приблизительно с 8.30 до 18.30 (с учетом среднего времени на дорогу).

Таблица 2. Ответы респондентов, состоящих в браке на вопрос о длительности рабочего дня супруга (супруги) (в % процентах от числа мужчин и женщин, состоящих в официальном или гражданском браке)

Варианты ответа

Ответы мужчин

%

Ответы женщин

%

в % от общего числа респондентов

1. 6 часов

10,8%

8,6%

9,7%

2. 8 часов

32,6%

20,9%

26,8%

3. 10 часов

15,2%

19,7%

17,5%

4. 12 часов и более

4,3%

22,2%

13,3%

5. Ненормированный рабочий день

8,6%

14,8%

11,7%

6. В настоящее время она (он) не работают

28,2%

13,5%

20,9%

Ответы на вопрос о длительности рабочего дня супруга (супруги) респондентов приведены в таблице 2. Представленные данные в целом подтверждают результат описанный выше. Можно также отметить, что сравнивая ответы респондентов мы выявили, что в 1/3 казахстанских семей муж и жена работают одинаковое количество времени.

По этому поводу можно говорить о гендерных ролях, о тенденциях в развитии современной семьи, но нам бы хотелось подчеркнуть, что в этой ситуации наиболее уязвимую позицию занимают дети, воспитанием которых занимаются дошкольные детские учреждения, школа, медиа-культура, наконец «улица». Все эти, компоненты социализации, не менее важны и позитивны, однако полностью заменить семейное воспитание не способны.

Возвращаясь к вопросу об экономической функции семьи возможно отметить, что работа это и способ самореализации, и творчество и карьерный рост, но все же даже при совпадении всех этих условий – это еще и «зарплата», то есть обеспечение экономического благосостояния, а иногда и выживания семьи (или личности) в современных сложных экономических условиях.

По результатам опроса 39,7% казахстанцев утверждают, что их доходов хватает только на самое необходимое, а еще 5,5% ответили «Наши доходы ниже прожиточного минимума» (См. таблицу 3).

Можно отметить, что данный показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 6,3%. [3, с. 92]. Кроме того практически на 10% возрос процент тех, кто считает свои доходы достаточными - с 18% в 2009 г. - 2008 г. до 29,8% в 2010 г. [4, с. 185] Этот показатель говорит в пользу незначительной стабилизации экономического развития регионов.

В контексте основной темы статьи можно, таким образом, предположить, что в современном обществе для большинства женщин работа (условно назовем ее работой «вне дома») также необходима, как и для мужчин, даже если гипотетически исключить все прочие факторы – карьеру, самовыражение, призвание и прочее, хотя конечно в реальности их роль также достаточно высока.

Таблица 3. Оценка респондентами уровня заработной платы

Варианты ответов

2010 г.

2009 г.

2008 г.

Нашего дохода хватает только на самое необходимое

39,7%

46%

43,7%

Периодически можем позволить себе дорогие приобретения, путешествия и т.д.

20,9%

25,4%

24,2%

Мои доходы ниже прожиточного минимума

5,5%

10,6%

13,2%

Могу считать себя полностью обеспеченным человеком

29,8%

18%

18,7%

В различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются. Изменения происходят в отношениях мужчин и женщин в семье. Теперь трудно выделить «кто главнее в семье». Изменяется сам тип зависимостей людей друг от друга. Специалисты говорят, что мужские и женские роли тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Специалисты отмечают тот факт, что семья особенно чувствительна к социальным и экономическим изменениям (безработица, рост цен и др.). Социальные потрясения сказываются, например, на увеличении количества разводов, которые в свою очередь негативно влияют на воспитание детей.

Таблица 4. Сравнительный доход респондентов (в % процентах от числа мужчин и женщин, состоящих в официальном или гражданском браке)

Вы зарабатываете …

Ответы

мужчин

%

Ответы

женщин

%

1. Больше супруги (супруга)

56,6%

16,4%

2. Меньше супруги (супруга)

15,0%

48,3%

3. Примерно одинаково

11,3%

19,7%

4. Иное

15,1%

13,1%

5 Нет ответа

2%

2,5%

Респонденты, участвовавшие в анкетировании, отвечали на вопрос, кто из супругов зарабатывает больше. Анализ анкет (см. таблицу 4) показал, что однозначной позиции по данному вопросу уже быть не может, хотя все еще наблюдается некоторый приоритет мужчины в качестве финансовой опоры, кормильца семьи.

Приблизительно половина опрошенных отметили, что мужчина зарабатывает больше супруги, а именно 48,3% женщин и 56,6% мужчин. При этом практически одинаковое количество респондентов – как мужчин, так и женщин ответили, что женщина зарабатывает больше - соответственно 15% мужчин и 16,4% женщин. 1/5 опрошенных замужних жительниц различных регионов Казахстана также отметила, что вклад в семейный бюджет в денежном эквиваленте у обоих супругов одинаков.

Основной вывод по данному компоненту исследования основывается на утверждении того, что экономические роли в современном обществе действительно изменились, что, конечно, не означает, совершенно диаметральных преобразований, полной трансформации статусов. Это не просто не нужно, но было бы в корне неправильным. Однако некоторая корректировка все-таки требуется. С одной стороны, мужчины и женщины, то есть отцы и матери в современных условиях если работают, то работают «вне дома», то есть степень контактов обоих родителей с детьми относительно одинаковая. Иными словами можно говорить, в первую очередь, о снижении доли контактов матери с детьми приблизительно школьного возраста и старше.

С другой стороны, если не акцентировать внимание на частных межкультурных различиях, то можно утверждать, что в традиционной патриархальной семье отец выступает как а) кормилец, б) персонификация власти и высший дисциплинатор и в) пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности. В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено «пьедестала», и пространственная разобщенность труда ибыта.Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. По мере того как «невидимый родитель», как часто называют отца, становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, заметно снижается.

В такой ситуации семейное воспитание как атрибутивная социальная функция семьи претерпевает внутренние структурные изменения, и требует к себе пристального внимания со стороны гражданского общества. Наибольшие изменения современная семья уже претерпела в процессе появления такой ее формы как нуклеарная семья – основной для общества конца ХХ - начала ХХI века. Нуклеарная семья - семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении и несостоящих в браке. В нуклеарной семье на первый план выдвигаются отношения мужа и жены, а не кровнородственные связи.

Констатацию объективного факта изменения экономического поведения супругов составляющих нуклеарную семью необходимо дополнить анализом отражения этих процессов в общественном сознании казахстанцев. В процессе анкетирования респондентам были заданы следующие вопросы: (1) Считаете ли Вы, что муж, и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства? - Таблица 5; (2) Считаете ли Вы, что современная женщина должна в равной мере участвовать в финансовом обеспечении семьи? - Таблица 6.

Таблица 5. Считаете ли Вы, что муж, и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства (в % процентах от числа опрошенных мужчин и женщин)

Варианты ответа

Мужчины

%

Женщины

%

в % от общего числа респондентов

1.Да, полностью согласен

51,6%

56,7%

54,2%

2.Нет, это абсолютно не верно

11,2%

5,1%

8,2%

3.Частично, все зависит от обстоятельств

27,4%

26,2%

26,8%

4.В современном мире это не имеет существенного значения

8,1%

8,4%

8,3%

5. Нет ответа

1,6%

3,3%

2,5%

Полученные результаты показали, что представления о гендерных и социальных ролях также изменились, по сравнению с традиционными. Таким образом, как видно из таблицы 6, более половины опрошенных полностью согласны с тем, что в ведении домашнего хозяйства должны принимать участие и муж, и жена. Число тех, кто считает это абсолютно неприемлемым лишь 8,2% казахстанцев: 11,2% мужчин и 5,2% женщин.

Мнения респондентов по вопросу о возможности или необходимости участия современной женщины в финансовом обеспечении семьи еще более отчетливо демонстрируют обозначенную позицию. Так, 66,1% мужчин и 77,9% женщин полностью согласны с указанным утверждением. Можно в определенном смысле назвать данную семейно-экономическую позицию женщины деятельностной.

Деятельностная же позиция отца в семье, должна проявляться в активном проникновении в мир ребенка, и зависит от ценностной значимости семьи для мужчины, желания увидеть результаты воспитания своего ребенка. Активная отцовская позиция говорит о принятии им ответственности за воспитание ребенка и семью в целом.

Подводя итог, предположим, что история пока не дала полноценной альтернативы семье. Незыблемость института семьи большинство исследователей не подвергает сомнению. Опросы общественного мнения в целом показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи.

Таблица 6. Общественное мнение о перспективах развития семьи

Варианты ответов

%

1. Необходимо всячески поддерживать и развивать традиционные формы моногамной семьи с 2 и более детьми

55,0%

2. Традиционный брак постепенно изживает себя

11,1%

3. Будет нарастать тенденция к появлению и существования неполных семей (одна мать (отец) и ребенок)

11,6%

4. Все чаще встречаются бездетные браки.

6,6%

5. Преобладающей формой семьи является семья с одним ребенком

8,8%

6. Будет развиваться многоженство

5,0%

7. Для казахстанского общества характерна патриархальная семья и она будет развиваться

7,7%

8. В мире существует тенденция к полигамии

1,1%

9. Иное

3,8%

По результатам исследования можно утверждать, что в казахстанском общественном мнении относительно оценки тенденций развития семьи преобладает точка зрения «Необходимо всячески поддерживать и развивать традиционные формы моногамной семьи с 2 и более детьми». В это убеждены более половины опрошенных, и нам лично хотелось бы присоединиться к данному мнению.

Использованная литература

  1. Ахметова Л.С., Веревкин А.В., Лифанова Т.Ю. и др. Отцы и дети: проблемы и перспективы. – Алматы, 2010

  2. Кон И.С. Этнография родительства. – М., 2000.

  3. Защита прав наемных работников в г. Алматы . – Алматы, 2009; Трехстороннее соглашение по социальному партнерству /рук. проекта –Л.С. Ахметова -Алматы, 2010

  4. Ахметова Л.С., Баранова Д.С., Веревкин А.В., Лифанова Т.Ю. и др. Наихудшие формы детского труда в Республике Казахстан: оценка ситуации и предпринятых в стране мер». – Алматы, 2008.

1 Исследование проводилось в г. Алматы и г. Астана, а также в следующих областях Казахстана: Восточно-Казахстанской, Алматинской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Южно-Казахстанской, Атыраусской, Карагандинской. Общее число опрошенных – 1380 респондента во всех перечисленных регионах (Ахметова Л.С., Веревкин А.В., Лифанова Т.Ю. и др. Отцы и дети: проблемы и перспективы. – Алматы, 2010. – С. 103)

8

Библиографическая ссылка

Веревкин А.В., Лифанова Т.Ю. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСТАНСКАЯ СЕМЬИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7623 (дата обращения: 26.03.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 1

PoXY
15:16, 21 декабря 2014

Милые девушки, пока на свете есть такие честные ворожеи, как Фатима Евглевская, все в нашей жизни поправимо. Вот меня бросил муж, и я осталась одна с маленьким ребенком. Что делать? К счастью, зашла в интернете на сайт Фатимы: http://fatimagiya.ru/ . Поговорив с Фатимой, решила, что обращусь к ней за услугой, тем более, что она брала оплату по результату, так что ничего я не теряла. И не потеряла, а приобрела. Муж все Понял, как ошибался, все хорошо у нас, а наш сыночек растет в полноценной семье.

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка