Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Многомерность как свойство средового подхода
Шевченко З.Я.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

3. Я. Шевченко, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 115», Заслуженный учитель РФ, руководитель- исследователь.

Многомерность как свойство средового подхода.

Воспитание - нестабильный процесс. Поэтому и средства воспитания в современном мире недостаточно стабильны. К таким нестабильным педагогическим средствам можно отнести и' «среду». В последние годы понятие «среда» достаточно часто встречается в педагогической печати, используется педагогами-практиками. Будучи многомерной, вариативной, нелинейной «среда» соотносится с такими философскими категориями, как «личность», «свобода», «выбор» и другими, трудно поддающимися определению. Глубинный смысл понятия «среда» открывается в процессе погружения в идеи средового подхода, который представляет собой «теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности» (Ю. С. Мануйлов)

В традиционной педагогике существуют различные элементарные представления о среде как жизненном ареале, окружении, о том, что противопоставляется школе и т. д. В средовом подходе среда выполняет принципиально иную - инструментальную функцию.

Являясь новой педагогической реальностью, средовой подход уходит своими корнями в историю педагогики. П. Ф. Каптерев писал: «Главная воспитательная сила школы не в здании, не в директоре, не в учителях, не в программах и планах, а в самих детях, их взаимоотношениях, в среде, существующей в ней».

Актуальны и слова выдающегося педагога начала XX века С. Т. Шацкого о том, что «школа должна не только отражать особенности окружающей среды, но и уметь выстраивать свою тактику в борьбе за ребёнка». Думается, что именно освоение теории и технологии средового подхода позволяет определить не только тактику, но и стратегию процесса воспитания.

К числу базовых относится такое понятие как «личность», которая черпает свои ресурсы в среде и обогащает себя через среду. Интересен взгляд автора на личность как субъект обладания определёнными ценностями. Обозначение целей в терминах, «иметь» и «уметь» сегодня особенно актуально, т. к. позволяет выйти на осмысление понятия «ключевые компетенции».

Размышление над образом жизни ребёнка, рассматриваемом в качестве способа достижения целей, позволяется сосредоточиться на «доминантах бытия» любого человеческого сообщества (школы, педагогического коллектива, класса, семьи и т. д.). Определение основных способов жизнедеятельности с помощью слов с приставкой «со-» показывает, что сегодня феномен воспитания расположен не на полюсе воспитателя, а «между», т. е. в среде. Подлинный воспитатель не играет роль, не выполняет функции, он бытийствует в среде вместе с ребёнком, поэтому речь идёт о «событии бытия».

Особую ценность для учителя и руководителя представляет чёткая система управленческих действий (диагностических, проектировочных, преобразовательных), которая позволяет удерживать целостность воспитательного процесса в своём сознании и осуществляемых действиях. Предложенный алгоритм свидетельствует о возможности некой устойчивости нестабильного процесса воспитания. Можно говорить о прозрачности, т. е. понятности данной системы для всех субъектов управления. Обеспечивается принцип концентрации, т. е. объединения усилий всех участников образовательного процесса для достижения поставленных целей. Одновременная реализация нескольких управленческих действий согласуется с принципом параллельности. Особое место занимает принцип резонансного воздействия, который позволяет обеспечить подлинное «событие бытия».

Являясь своеобразной путеводной нитью, данная управленческая система помогает учителю подняться над суетой повседневных дел, остановиться и поразмышлять над оптимальностью собственной педагогической деятельности.

Осмысливая явления школьной жизни, задумываешься над вопросами: во имя чего осуществляется то или иное педагогическое действие? В чём его подлинная суть? Насколько оно эффективно для достижения цели? В праксиологии используется термин «исправное действие». Осмысление этого понятия предоставляет педагогу-исследователю возможность задуматься над проблемой «действия-воздействия».

В соответствии с известным высказыванием великого педагога Песталлоцци о «ложном образовании и ложном воспитании» рефлексия управленческой деятельности с позиций средового подхода позволяет увидеть «тональ» и «нагваль» школьного сообщества. Диагностические методики, предложенные автором, предоставляют возможность не только достаточно гибко и тонко анализировать школьную среду, но и, что особенно важно, пытаться понять личность, живущую в этой среде, её «трансцендентную» сущность.

Особое место в деятельности педагога-исследователя занимает освоение тезауруса средового подхода. В эпоху «понятийной катастрофы в педагогике» (В. Слободчиков) принципиально важно бережное отношение к слову, стремление понять его глубинный смысл. Осмысление современных педагогических понятий «ниша», «стихия», «трофика», «меченые» и т. д. обращает к постижению идей психологической лингвистики и герменевтики, позволяет структурировать педагогическое мышление.

В силу специфики и сложности такого педагогического феномена как «среда» данный подход носит в значительной степени вероятностный характер, открывая перед учителем «мудрость неопределённости», возможность использования в педагогике сослагательного наклонения. Освоение средового подхода учит видеть процесс воспитания по-другому, отражая его в неизвестном до этого ракурсе. Учит управлять исподволь, управлять, не управляя. Соприкосновение с новой системой измерений школьной жизни позволяет перейти от рецептурной модели профессионального поведения к построению собственной педагогической концепции, ограждает от внешнего манипулирования, учит не оценивать и обобщать, а сомневаться и размышлять, т.е., как писал выдающийся философ И.Кант, «учит не мыслям, а мыслить».

Библиографическая ссылка

Шевченко З.Я. Многомерность как свойство средового подхода // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7702 (дата обращения: 19.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка