Заочные электронные конференции
 
     
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ У ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
Бабич Е.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Е. А. Бабич

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ У ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Аннотация: в статье представлена методика различных способов развития внимания у детей на уроках математики в 5 классе. Исследования были проведены на основе педагогической практики.

Ключевые слова: развитие внимания, внимание на уроках математики, дети с ослабленным здоровьем.

Внимание – это одно из условий развития познавательных процессов, при помощи которых дети познают окружающий их мир. Без достаточно хорошо развитого внимания успех в какой-либо деятельности, конечно же, невозможен. Давно известно, что от внимания зависит и успешность обучения. Если учитель не может привлечь внимание ученика, то он, конечно, вряд ли добьется успеха в своей профессиональной деятельности. Плохое запоминание учебного материала, а то и вовсе его непонимание, ошибки при выполнении различного рода заданий – все это последствия развития низкого уровня внимания учеников или его отсутствия совсем.

В период прохождения педагогической практики мы столкнулись с такой проблемой. Наша педагогическая практика проходила в 5 классе. За время пассивной практики мы успели заметить, что математика вызывала интерес и была понятна лишь 11 человекам из класса. Они отличались повышенной активностью, работоспособностью и быстротой реакции. Остальные же ребята были менее активны на уроках, практически не участвовали в решениях и обсуждениях задач, почти не проявляли интереса к предмету, а порой вообще никак не проявляли себя и старались не привлекать к себе внимание. Мы обратили внимание, на то, что низкий уровень внимания наблюдается в большей степени у тех учеников, которые имеют проблемы со здоровьем. Плохое состояние здоровья ведет к тому, что у ребенка понижается способность к сосредоточенному умственному труду. Рассеянность ученика зависит от его физического состояния. Постоянные неудачи, связанные с невниманием, вызывают невротические реакции, а те лишают ученика способности быть внимательным. Как известно, слабым ученикам просто необходимо давать передышку, они не могут сосредотачивать свое внимание на протяжении длительного времени, в нашем случае на протяжении урока. На этот случай мы использовали разминки для глаз, на внимание, а также физ. минутки с использованием компьютерных технологий, что вызывало у ребят массу положительных эмоций и заряд энергии на дальнейшую работу. На некоторое время может отвлечься даже целая группа учащихся. Но работа остальных ребят часто заставляет отвлекшихся вновь включиться в общую деятельность. Мы пытались привлечь внимание детей с ослабленным здоровьем различными приемами. Например, мы давали различные занимательные задачи. Особенно любимыми для детей стали задачи со счетными палочками. Например, как из шести счетных палочек составить четыре равносторонних треугольника? За задачи подобного рода очень охотно берутся все дети без исключения, решают долго и упорно. На нашем опыте, решение часто отыскивает ученик, который испытывает определенные трудности в изучении математики. Для того, чтобы настроить учащихся к более позитивному восприятию нового материала, мы использовали дидактические материалы по математике на печатной основе, в которых представлены задания для обучения и развития учащихся. Большинство таких заданий имеет занимательную форму. Получив результат решений, ученик делает маленькое открытие, что помогает сосредоточить его внимание на дальнейшую работу и новый успех. Следующий прием, который мы применяли – это математическая сказка. Этот прием очень эффективен при изучении нового материала. Даже сложное понятие учащиеся понимают и запоминают гораздо лучше, если обсуждаемую проблему преподнесут как сказку. Ребята нашего класса так заинтересовались этим, что даже сами изъявили желание написать свои математические сказки. Мы, конечно же, поощрили эту инициативу, предоставив это задание на дом. Но, как известно, не так сложно привлечь внимание ребенка, как удержать его. Для того чтобы удержать внимание учащихся на этапе закрепления нового материала, мы решали задачи, связанные с реальной жизнью. Например, при правильном питании в неделю школьник съедает минимум три яйца. Сколько яиц съест за год пятиклассник, если будет заботиться о своем здоровье? Или, например, в пятом «В» классе число учащихся, любящих чипсы, в три раза больше числа учащихся, не любящих чипсы. Сколько в классе «разумных» учащихся, если всего их 32 человека? Следующий прием, который мы применяли так называемая «закрытая» доска. Учащимся предлагается выполнить задание – решить задачу или пример. Каждый ученик выполняет задание самостоятельно, при этом один или более учеников работают на тыльной стороне дополнительных досок. При использовании такого приема каждый ученик в классе должен хотя бы начать выполнять работу, а это уже не мало. Кроме того, по окончанию работы у всех учеников есть возможность сравнить ее с образцов. Следует отметить, что операция сопоставления, сравнения – один из основных способов обучения вниманию, развития самоконтроля. Чтобы проверить домашнее задание, мы использовали следующий метод. Учащимся предлагалось составление задач по данному алгоритму. Например, рассчитать какую часть заработной платы составляет покупка формы в школе? Или какую часть от площади всей квартиры составляет площадь моей комнаты? Такие практические задачи привлекли внимание учащихся. Ребятам понравилось придумывать задачи и красиво оформлять их.

Для педагога важно заинтересовать всех учащихся в классе. Но эта задача значительно усложняется, если дело касается детей с ослабленным здоровьем. Перечисленные нами методы помогли нам привлечь и заинтересовать всех детей в классе, в том числе и детей с ослабленным здоровьем.

Библиографическая ссылка

Бабич Е.А. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ У ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7888 (дата обращения: 26.04.2024).



Сертификат Получить сертификат