Заочные электронные конференции
 
     
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ЭВТАНАЗИИ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИЯ – СТРАНЕ-ЧЛЕНЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Манчева П.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ЭВТАНАЗИИ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИЯ – СТРАНЕ-ЧЛЕНЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Параскева Манчева

Медицинский университет им. Проф. Параскева Стоянова – Варна (Болгария), Факультет Общественного здравоохранения, Кафедра Общей медицины и клинической лаборатории

Резюме: Вопрос о легализации эвтаназии в Болгарии имеет разнородное содержание, касающееся уровня развития системы здравоохранения, национальной психологии народа, его морали и ценностной системы. В странах-членах Европейского союза нет общей позиции по вопросу эвтаназии, но дебаты среди них уже начались, хотя на первый взгляд выработка единой позиции выглядит невозможной на данном этапе. В некоторых государствах, среди которых Российская Федерация и Болгария, не существует единого правового распоряжения, касающегося эвтаназии, в то время как в Голландии, Бельгии и Люксембурге безболезненное умертвление узаконено и осуществляется официально. Сложность дебатов об эвтаназии, которые в Болгарии только сейчас начинаются серьезно, связаны с вопросом о праве общества лишить отдельно взятого человека возможности оценки и выбора одного из специальных его субъективных прав. Несмотря на то что разногласия остаются, в целом преобладает осторожность по отношению к скользкой тропе, на которую вывело бы разрешение на практике эвтаназии и препятствия по отношению поиска более гибких законодательных решений.

Ключевые слова: эвтаназия, легализация, Европейский

союз, Российская Федерация, Республика Болгария.

LEGALAIZING EUTHANASIA IN THE REPUBLIC OF BULGARIA, AS AN EUROPEAN UNION MEMBER STATE, AND THE RUSSIAN REPUBLIC – REALITY AND PERSPECTIVES

Paraskeva Mancheva

Assistant, Faculty of Public Health, Department of Family Medicine, Medical University “Prof.Dr Paraskev Stoyanov”, Varna, Bulgaria

Abstract: Euthanasia legalization issue in Bulgaria displays a heterogeneous contents, related to the healthcare level of advance, social psychology, morality and values. European member states lack a common position on euthanasia, but the debate is already begun, though it seems a common position is impossible for the time being. In some countries, like the Russian federation and Bulgaria, there is no uniform legislation on euthanasia, while in Holland, Belgium and Luxemburg the painless mortification is legitimized and officially performed. Complexity of the euthanasia debate, that has seriously just begun in our country, is related to the problem of society right to deprive someone of the opportunity for assessment and choice on a very special individual subjective right. Though differences of opinion remain, as a whole cautiousness is needed because of the ‘slippery terrain’ we may face with the admission of euthanasia as a practice as well as hindrance to seek more flexible legislative solutions.

Key words: euthanasia, legalization, European Union, Russian Federation, Republic of Bulgaria

Введение

В 2004 г. впервые в болгарском парламенте был поставлен для дискуссии вопрос, касающийся проблемы эвтаназии с учетом права пациента на достоинство, в частности и права на достойную смерть. Законопроект от 2011 г. и последующие за ним дебаты, были серьезным доказательством социальной активности граждан и изменения их понимания миссии медицины. В 2007 г. в Российской Федерации тоже был обсужден законопроект, разрешающий эвтаназию в исключительных случаях, который не нашел общественной поддержки.

Тема в Болгарии порождает сильное сопротивление в связи с пониманием обязанностей врача и диапазоном деятельности медицины [2, 14]. Аргументы, связанные с опасением злоупотреблений, имеют очень большую тяжесть против легализации эвтаназии в Болгарии. Многие авторы допускают ее отожествление с убийством и самоубийством, что вносит дополнительную путаницу в дебаты „за” или „против” эвтаназии в Болгарии.

1. Нормативное распоряжение эвтаназии в Республике Болгария (РБ)

Эвтаназия в Болгарии могла бы осуществиться путем бездействия со стороны медиков и рассматриваться в одной плоскости с компрометацией по ст. 138 Уголовного кодекса [6,7]. Однако компрометация формально является преступлением [8] и будет налицо только, если смерть не наступила.

Теория и практика категоричны, что возможно состояние здоровья, в котором находится больной, быть причиной его беспомощности. Это наводит на мысль, что эвтаназию можно классифицировать как убийство по ст. 116, §1, п. 5, в связи со ст. 115 Уголовного кодекса [6]. Хотя и возможно, умысел эвтаназии не всегда мог бы быть предварительным.

Другой момент, на который следует обратить внимание, значение, которое уделяет уголовное право согласию и воле, выраженным пациентом. Воля титулярного лица на право исключает преступный характер поведения третьего лица, когда распоряжение данного блага допустимо законом, но остается проблемным способ объективизации воли лица.

27 мая 2004 г. тридцать девятое Народное собрание во время своего триста шестьдесят третьего заседания предусмотрело в распорядке дня дебаты об эвтаназии. В мае 2005 г. в Софии в рамках провоцированных Институтом Открытого общества конституционных дебатов эта проблема снова была рассмотрена [11]. Из дискуссий стало ясно, что эвтаназия является проблемой с неясными измерениями, с неуточненным обхватом и с трудно предсказуемыми негативными последствиями ее легализации.

По отношению к активной добровольной эвтаназии были выражены мнения разного толка.Возражения, связанные с христианской позицией, высказали Калин Янакиев и Никола Михайлов. Их аргументы были направлены прежде всего против активной эвтаназии и риска популяризации современной гедонистической культуры, которая объявляет страдание злом и только злом и стремится любой ценой избежать его, защищая крайний индивидуализм.

В 2006 г. в Народном собрании последовали новые дебаты, в результате которых в первом чтении депутаты голосовали „за” пассивной эвтаназии и не приняли ее во втором чтении из-за бурной негативной общественной реакции.

Попытку освободить эвтаназию от криминального элемента сделал Л. Корнезов в законопроекте Закона об эвтаназии в РБ, внесенном на рассмотрение 27.06.2011 г. и в последствии не принятый Народным собранием. Этот законопроект имел целью урегулировать процедуру по ее приложению, судебный контроль с возможностью решения комиссией обжаловать перед пятичленным составом Верховного кассационного суда, включительно и прокурором, который обязательно должен принимать участие в процессе, с учетом сохранения гуманитарных целей эвтаназии [5].

В настоящее время действующее законодательство касательно эвтаназии исчерпывается с ее категорическим запретом в Законе о здоровье РБ, вступившим в силу в 2005 г. [1], как и в ряде других нормативных и этических документах.

[2, 3, 6, 12].

2. Нормативное распоряжение об эвтаназии в Российской Федерации (РФ)

Как и в РБ, РФ не имеет единого нормативного распоряжения, касающегося эвтаназии. Правовые нормы находятся в нескольких правовых источниках – Конституции РФ [4], Уголовном кодексе [9], Федеральном законе об основах охраны здоровья граждан [10], Этическом кодексе российского врача [13].

Статья 45 из Основ законодательства РФ охраны здоровья граждан формулирует определение понятия „эвтаназия”. Эвтаназия – это удовлетворение просьбы больного ускорить его смерть какими бы то ни было средствами, включительно и отключением искусственных систем для поддержания жизни.

Исторически, в Уголовном кодексе России от 1992 г., краткое время существовало распоряжение, которое предусматривало освобождение от уголовной ответственности за убийство, совершенное из-за сострадания к жертве.

В настоящее время существующие статьи в Уголовном кодексе (статьи 105, 106, 109, 124) предусматривают наказание ограничением свободы, либо принудительными работами с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью [9].

В данный момент осуществление эвтаназии не допускается, так в ст. 45 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан запрещается медицинскому персоналу производить эвтаназию [9].

Согласно ст. 1, в разделе 1 Этического кодекса российского врача [13] не могут присутствовать при исполнении смертного наказания, истязании или принимать участие в них, а в ст. 8, в разделе 2 указано, что врач должен уважать честь и достоинство пациента, как и абсолютно недопустимо грубое и негуманное отношение к нему. В 2007 г. в РФ был подготовлен законопроект, разрешающий эвтаназию в исключительных случаях, который не нашел поддержки в Министерстве здравоохранения и социального развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нормативные распоряжения РБ и РФ к данному моменту не предусматривают специального закона о правовом регулировании эвтаназии, несмотря на подготовку законопроектов в этом направлении. Целью предыдущих дебатов в обоих государствах является создание дискуссий по данной проблеме, но в РБ последняя дискуссия была проведена полностью в парламенте и не сопровождалась широким обсуждением в обществе.

Как показывает и опыт других стран, распоряжение по подобному деликатному вопросу должно учитывать национальную психологию народа и его должны предшествовать широкие общественные дебаты.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Закон за здравето. Държавен вестник (официално издание на Народно събрание). – Бр.70 от 10.08.2004. – в сила от 01.01.2005 /последни промени: Държавен вестник. – Бр.102 от 21.12.2012.

  2. Кодекс на професионалната етика. Държавен вестник (официално издание на Народно събрание). – Бр.ДВ.79 от 2000.

  3. Конституция на РБ. Държавен вестник (официално издание на Народно събрание). – Бр.56 от 13.06.1991 – в сила от 13.07.1991 /последни промени: Държавен вестник - Бр.12 от 06.02.2007.

  4. Конституция РФ. URL: www.garant.ru

  5. Корнезов Л. Законопроект на Закон за евтаназията, 2011. URL: http//:www.parlament.bg

  6. Наказателен кодекс на Република България. Държавен вестник (официално издание на Народно събрание). – Бр.26 от 02.04.1968 /последни промени: Държавен вестник. - Бр.60 от 07.08.2012.

  7. Попов Ст. В България евтаназия не се практикува, Институт “Отворено общество”. София, 2004.

  8. Стойков А. Наказателно право на РБ, Изд.”Сиела”. 2006.

  9. Уголовный кодекс (УК РФ), URL: http//:www.garant.ru

  10. Феральный закон основых охранение здoровья граждан, URL: http//:www.garant.ru

  11. Хинков Хр. Порой от думи за евтаназията вместо депутатска съвест: “Евтаназията – възможна ли е легализацията й в България?”. 11-то Заседание на Гражданския конвент за промени в Конституцията. София, 2005.

  12. Хипократова клетва. URL: http//:www.medicina.start.bg

  13. Этический кодекс российского врача, утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябль 1994, Медицина и право, URL: http//:www.med-pravo.ru/Ethics

  14. European Convention on Human Rights (ECHR), 1986, Searies A, N 106. URL: http//:www.echr.coe.int

Адрес для корреспонденции:

Болгария, г. Варна, бул.”Христо Смирненски” 1

МБАЛ ”Светая.Марина”, Кафедра „ Обща медицина”

Медицинский университет им.Проф.д-р Параскева Стоянова

гл.административный асистент д-р Параскева Манчева, д.м.

e-mail: p_mancheva@abv.bg

Библиографическая ссылка

Манчева П. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ЭВТАНАЗИИ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИЯ – СТРАНЕ-ЧЛЕНЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7927 (дата обращения: 19.03.2024).



Сертификат Получить сертификат