Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Проблема семейного воспитания ребенка в период кризиса трех лет
Антонова К.С.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Проблема семейного воспитания ребенка в период кризиса трех лет

Ключевые слова: ранний возраст, кризис трех лет, семейное воспитание.

Проблема воспитания ребенка в период кризиса трех лет очень актуальна среди психологов, воспитателей и родителей. Эта проблема существовала, и будет существовать на протяжении всех лет. Рано или поздно каждый человек сталкивается с ее познанием, и поиском методов ее разрешения.

Известно, что к концу раннего детства у ребенка растет стремление к самостоятельности, возможности действовать независимо от взрослых или без них. Это выражается в словах ребенка «Я сам!», которые свидетельствуют о кризисе трех лет. Явными симптомами кризиса трех лет является: негативизм, агрессия, упрямство, своеволие, строптивость, деспотизм. В поведении ребенка заметно проявляется новизна отношения к взрослым и к самому себе. Ребенок отделяется от взрослого и всячески противоречит взаимодействию с ним. В этот период дети начинают использовать местоимение «Я» говоря о себе, как правило, до трех лет дети говорят о себе в третьем лице. («Алиса съела». «Артем упал».)

Впервые кризис трех лет был описан Эльзой Келлер «О личности трехлетнего ребенка». Третий год жизни - это определенный рубеж преодоления зависимости ребенка от родителей. В этот период ребенок становится более упрямым, капризным, отстаивает свою позицию и стремится к самостоятельности. Многие родители считают, что с детским кризисом нужно бороться и преодолевать его. Разные семьи имеют разные методы так называемой «борьбы». Некоторые родители используют в воспитании детей «железную дисциплину», что, по их мнению, исправит детское поведение и избавит от капризов, упрямства, агрессию и т.д.

Л.С. Выготский [1] описал кризис трех лет как «семизвездье симптомов»:

1) негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственными желаниями;

2) упрямство – ребенок настаивает на чем-то потому, он это потребовал, он связан своим первоначальным решением;

3) строптивость – направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;

4) своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;

5) протест – бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;

6) симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;

7) деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность

Есть и такие дети, у которых кризис трех лет незаметен, но такие дети крайне редки. Отсутствию проявления признаков кризиса трех лет стоит уделить большое внимание, так как впоследствии него у детей вырабатывается воля, характер, чувство достоинства и самостоятельность. Любое проявление поведения ребенка не проявляется само по себе, а только при взаимодействии с другими людьми (чаще родителями). Во взаимоотношениях между ребенком и взрослым главным является взрослый. Только он решает, как будет развиваться ситуация: превратится в скандал или напротив - решится мирным путем. Не зависимо от выбранной реакции взрослого на ситуацию ребенок будет вынужден к ней прислушаться, так как у него больше нет выбора.

Главной особенностью кризиса трех лет у ребенка является резкий скачок в развитии как личности. На третьем году жизни у ребенка формируется представление о себе, как о самостоятельном человеке, так как до этого он был полностью зависим от взрослого. В речи ребенка возникают слова: «Я», «Я сам(а)!», «Я хочу!», «Я делаю!» «Я могу!» У него развиваются умения: самостоятельно одеваться, кушать, ложиться спать, говорить и объяснять. Одни родители не успевают заметить, что их ребенок взрослеет и может выполнять какие-то действия самостоятельно, а других просто нет на это времени так ребенок, только начиная свою самостоятельную деятельность, делает все медленно и неряшливо, поэтому некоторым родителям проще и быстрее сделать что-то за ребенка (накормить, одеть и т.д.). Поэтому получаются противоречия в том, что взрослым не нужна самостоятельность их детей, а ребенок не может полноценно развиваться без проявления самостоятельности. Появление самостоятельности у детей не спонтанно оно обусловлено физиологическим развитием: развивается мелкая моторика рук, координация движений. Ребенок становится готов к самостоятельности, но, как правило, морально не готовы к ней взрослые. Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет.[2] Для детей в этот период особое значения имеют их достижения и оценка со стороны взрослого. Это отношение развивает начальную самооценку у ребенка и его дальнейшее «стремление быть хорошим».

Большую роль в данном периоде играют родители, а именно их методы в воспитании детей. Каждый родитель стремится, чтобы их ребенок был самым лучшим. Они постоянно сравнивают своих детей с чужими и делают определенные выводы о своих детях, которые зачастую являются не верными. Самая большая ошибка, которую совершают взрослые это их общение с детьми как с взрослыми. Родители говорят «это можно» «это нельзя» зачастую не объясняя ребенку почему. Один из главных моментов, который возникает в период воспитания детей трех лет это построение демократических отношений между взрослым и ребенком. Ребенок должен осознать с помощью взрослого разницу между «хочу» и «должен».

Как правило, выделяют две крайности у родителей в воспитании детей:

1.Просвещенные родители мечтающие вырастить идеального и всесторонне развитого ребенка; такие родители идут на поводу упрямства своих детей, а все их выходки объясняют как яркость натуры. Они уверенны, что их ребенок «необыкновенен», но чаще это всего лишь оценка, искусственно поддерживаемая в семье.

2.Родители, верящие в эффективность дисциплины и боящиеся избаловать ребенка чрезмерной свободой. Любая попытка детей отстоять свое мнение пресекается с особой строгостью.[3]

Истина в воспитании обычно находится между двумя этими пунктами. В гармоничном и целесообразном использовании этих методов. Для успешного развития личности ребенка родители должны быть ему – его старшими товарищами. В таких отношениях он признает их авторитет, но и имеет право на личное мнение. Для ребенка очень важно последовательность и предсказуемость поведения взрослых. Запреты должны быть постоянны, а не зависеть от настроения родителей.

Чтобы кризис трех лет происходил во взаимопонимании между родителями и ребенком, можно предложить некоторые рекомендации родителям:

  • При запрете чего-либо ищите альтернативные идеи. (Альтернативные решения подавляют вспышки негатива у ребенка.);

  • Не говорите «это нельзя!», говорите только то, что ребенку «можно»;

  • Следует давать ребенку право на выбор. (Предложите 2-3 устраивающих вас варианта поведения или действия ребенка и дайте ему возможность выбора);

  • Не кричите на детей, не срывайтесь если у вас что-то не получается: на работе, в семье и т.д., (ребенок не виноват);

  • Смеритесь с тем, что все дети разные, не сравнивайте его с другими детьми;

  • Уделяйте как можно больше времени ребенку;

  • Если вам не нравится, как ребенок что-то делает, научите его делать это правильно (одеваться быстро, кушать аккуратно). Ребенок будет рад, что он делает что-то самостоятельно, а вы можете искренне хвалить его за это;

  • Старайтесь не обращать внимание на капризы и сопротивления в поведении ребенка, но поощряйте хорошее поведение;

  • Вы не сможете остерегать ребенка во всем, дайте ему возможность зарабатывать личный опыт и учиться на своих ошибках.

В итоге можно сделать вывод о том, что методы, выбранные родителями для воспитания своих детей, оказывают большое влияние на дальнейшее поведение ребенка, так как именно родители являются его главным авторитетом. Важно чтобы родители в методах воспитания не прибегали к крайностям, приведенным выше, а определили для себя истину, находящуюся между этими двумя пунктами. Необходимо соблюдать постоянство в соблюдении наказания и поощрений при определенных действиях детей.

Литература:

1.Выготский Л.С. Раннее детство Кризис трех лет//Собрание сочинений: в 6 т. Т.4. – С. 340-375

2.Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет// вопросы психологии. 1987. №5. - С. 78-85

3.Кулягинова О.А. Психология детства. Азбука для родителей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- С. 217-218.

Библиографическая ссылка

Антонова К.С. Проблема семейного воспитания ребенка в период кризиса трех лет // I РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "Проблемы теории и практики психологии развития".
URL: http://econf.rae.ru/article/7979 (дата обращения: 23.05.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 4

Ольга Олеговна Гонина
16:58, 8 ноября 2013
В данной статье обсуждается содержание кризиса трех лет, приводятся общие рекомендации по семейному воспитанию в данный период.
ЛИССА
16:42, 22 сентября 2015
Знаю, что такое измена мужа, сама три месяца боролась с этим, и вышла победителем, только потому что обратилась на сайт: http://fatimagiya.ru/ , где нашла очень сильную ворожею Фатиму Евглевскую. Она своей магией сделала невозможное, вернув мне мужа, который до этого даже пересекаться со мной не хотел, а уже на второй неделе работы Фатимы сам пришел, раскаялся во всем. В общем, теперь у нас все хорошо, мы даже о первенце задумались всерьёз.
qnikaEi
22:21, 12 февраля 2017
Пройдите 1 регистрацию, сделайте 2 действия
и получайте от 8950 рублей каждые сутки в автоматическом режиме.

Мы гарантируем:
- Первый заработок в течении 60 минут.
- Стабильный доход 24 часа в сутки.
- Поступление денег без задержек.
- Для России, стран СНГ и Европы.
- Без вложений и установки ПО.
- Специально для новичков и людей без опыта.

Более подробная информация у нас на сайте. ( www.prosto.zarplatt.ru )
regorEi
17:09, 18 февраля 2017
Интересная работа или подработка в домашних условиях за компьютером.
Мы предлагаем: Достойная зарплата без задержек, справка 2-НДФЛ, карьерный рост, бесплатное обучение,
свободный график, страховые взносы в Пенсионный фонд, официальный договор (по желанию).
График работы, устанавливаете по своим возможностям.
Ваш возраст и образование значения не имеют.
Обязательные условия: наличие компьютера и интернета.
Ваши действия:
1. На сайте ( off-rabota.tk ) скачайте и установите приложение.
2. Ознакомьтесь с содержимым.
3. Пройдите несложную регистрацию.
4. Обязательно, пройдите курсы обучения. (Бесплатно)
5. Начинайте зарабатывать!
Зарплату мы перечисляем только на банковскую карту любой платёжной системы.
(Для работы советуем оформить отдельную карту)
ВНИМАНИЕ! Весь процесс регистрации, обучения совершенно бесплатны. Не попадитесь в руки мошенников!

-----JGHHJ16FU16G1U6F51J6F1J6R1UY6F5Y-----

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка