Заочные электронные конференции
 
     
Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка
Еремкина И.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка

Ключевые слова: личность, стиль воспитания, либерализм, авторитаризм, авторитетность.

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями и методами воспитания. Вопросу изучения стилей и методов в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие учёные. Среди них Каленский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж. Ж. Психолог Диана Бомринд исследовала влияние различных стилей воспитания на становление личности, а также поведение детей и их развитие. «Хороший стиль воспитания - это такое воспитание, которое лучше всего подготавливало детей к существованию во внешнем мире» - считала Бомринд (модель социально адаптивного стиля)[1]. Плохой стиль воспитания ассоциировался у неё с отсутствием навыков выживания при самостоятельной жизни. Этих позиций учёные придерживаются и до сих пор в определении самого оптимального стиля воспитания.

В современной педагогике и психологии существует множество самых разнообразных методов воспитания детей. Методы воспитания – это пути (способы) достижения определённой цели воспитания [5]. Все методы воспитания направлены на целостное формирование личности ребёнка, на акцентуацию положительных черт характера, а также преследуют цель системного изменения поведения. В зависимости от установок, сложившихся в семье, формируется и мировоззрение детей. Фундамент, заложенный в детстве, сыграет решающую роль в развитии личности ребёнка.

Таким образом, актуальность темы довольно значима, так как именно родительское воспитание играет решающую роль в формировании целостной личности. Поэтому родители должны уделять процессу воспитания достаточное количество времени и хорошо ориентироваться в стилях воспитания, выбирая самый оптимальный вариант. От этого зависит многое: гармоничное общение с окружающими, личная самооценка, результаты учебной деятельности, творческий потенциал ребёнка. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка закладывает основы целостной личности. Семейное воспитание продуктивно и имеет смысл, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значи­тельную роль здесь также играет самореализация родителей в своей профессиональной деятельности и материаль­но стабильное положение родителей, создающие условия для воспитания сильной личности. Например, «силовые отношения» будут в большинстве там, где имеют место разногласия и ссоры между коллегами по работе, соседями, женами и мужьями, родите­лями и детьми; где употребляют алкоголь и наркотики [3].

Обращаясь ещё раз к исследованиям в отечественной психологии, хочется обратить внимание на Хоффмана. Хоффман в своей теории нравственной интернализации выделяет 3 техники, которыми пользуются родители при воспитании детей и формировании нравственности: индукция (объяснение, почему так делать нельзя), применение власти (телесные наказания, моральные унижения), отказ от любви (лишение ребёнка внимания на время наказания)[4].В современной психологии и педагогике каждая из 3 техник широко практикуется в том или ином стиле воспитания.

Бомринд сформулировала 3 стиля воспитания – либеральный, авторитарный и авторитетный. [1] Стили воспитания могут формироваться под воздействием факторов субъективности и объективности, могут быть связаны с генетическими особенностями ребёнка.

Либеральный стиль отличает свободная выраженность действий. Ребёнок становится предоставленным самому себе и своим интересам. Фактически он сам управляет своей жизнью, без вмешательства родителей. Попустительство со стороны родителей может привести к агрессии. Главный принцип деятельности таких родителей — быть удовлетворённым любым действием ребенка, исполнять все его прихоти и требования, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку. Следовательно, в первую очередь у детей будут проявляться эгоистические черты в характере. Интеллектуальное развитие детей родители стимулируют для того, чтобы в дальнейшем извлечь из этого выгоду. Следовательно, дети утрачивают способность правильного реагирования на различные затруднения, связанные, например, с поступлением в школу. В результате формируется озлобленность к миру или даже ненависть к родителям, несамостоятельность и неуверенность из-за недостатка собственных желаний. Н. Эйзенберг подтверждает, что либеральный стиль воспитания ограничивает развитие системы нравственных суждений. [4]

Столкнувшись с разного рода ограничениями, у ребёнка возникнет стресс и неприятие действительности. Закономерно сформируется неадекватное поведение или непослушание. Неприятие действительности базируется на сопротивлении внешним воздействиям ввиду неправильного воспитания. У ребёнка возникает поведенческий кризис (причиной которому стал психологический). При таком воспитании у детей формируется механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием. А вот если ребёнок перестаёт чувствовать угрозу, то в дальнейшем поведение таких детей может стать антиобщественным или девиантным.

Отклоняющееся (девиантное) поведение - поведение человека, которое значительным образом отклоняется от установленных общественно-правовых норм и нарушающее их. [3]. Примеры девиантного поведения подростков - мелкая и крупная преступная деятельность (кража, избиение, убийство, торговля наркотиками). В другом случае как отрицательный результат либерального стиля воспитания могут появиться вредные привычки: курение, алкоголизм, наркотики, употребление запрещённых препаратов.

В отличие от предыдущего стиля воспитания при демократическом стиле позиция родителей основывается на доверительном и внимательном отношении к ребёнку. Не случайно автор индивидуальной психологии Адлер [4]отдаёт предпочтение этому стилю, считая, что поощрение и положительная мотивация способствуют гармоничному развитию ребёнка.

Структура авторитетного стиля воспитания предусматривает общение «на равных», где ребёнок является полноправным участником семейного процесса. Основные способы общения в авторитетной семье - просьба, совет, информирование.[6].Особую роль здесь играет взаимодоверительность между родителями и детьми. В результате формируется личность адаптивная, приспособленная к специфическим влияниям окружающего мира, готовая к продуктивной деятельности, к установлению, сохранению и упрочнению эмоционально положительных отношений (дружеских, товарищеских).

Своеобразие авторитетного стиля в том, что дети воспитываются на добрых традициях семьи. Это предоставляет им возможность в раннем возрасте показывать свою рассудительность и мотивировать свои поступки.

На уроках дети отличаются активностью и склонны проявлять инициативу. Учеба характеризуется высокой исполнительностью, ответственностью; очень развита самооценка на уровне адекватности, они бесстрашны перед любой учебной деятельностью. В школьном возрасте эти дети начинают заниматься самовоспитанием.

Авторитаризм нарушает все сферы деятельности ребёнка. Основная форма взаимодействия – приказ, указание, выговор. Родители требуют от ребёнка беспрекословного подчинения, жёстко контролируют все сферы его жизни, делают это не вполне корректно. Как отмечал Грейс Крайг в работе «Психология развития», по данным исследований дети с авторитарным стилем воспитания отличаются робостью и замкнутостью и не имеют особого стремления к независимости. [2]. При переходном возрасте очень хорошо просматривается склонность ребёнка к агрессии или депрессии ввиду неправильного поведения родителей (жёсткого контролирования, вторжения в личное пространство ребёнка, использования метода кнута и пряника). Ситуация осложняется если контроль сочетается с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребёнку (тип Золушки).

Педагоги и психологи единодушны в одном мнении - физические наказания не приемлемы и не способствуют развитию морально-нравственной сферы личности. Но, как отмечает в своей работе А.С.Спиваковская,[4]именно наказания остаются наиболее распространенной формой взаимодействия в семье. А.С.Спиваковская обсуждает также формы поощрений и ситуации, в которых принимается данная воспитательная мера. Особое внимание, по её мнению, необходимо уделять поощрению за приложенные ребёнком усилия. Важно, чтобы родитель отметил старание, попытку осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Первая задача родителей - найти общее решение возникшей проблемы, договориться о путях её решения. При этом очень важен компромисс как средство оптимальности для обеих сторон. Грамотный родитель должен ставить на первое место не свою собственную точку зрения, а то, что действительно имеет важность для ребёнка. Вторая задача - если возникают противоречия, то лучше решать их сообща, между собой, без участия ребёнка.

Неадекватные ожидания родителей приводят к утрачиванию духовной близости. При навязывании повышенной моральной ответственности может развиться невроз. Как объясняет Чжоу Цзин [5] , доцент кафедры психологии Калифорнийского университета в Беркли, одним из аспектов авторитарного стиля воспитания (воспитания матери-тигрицы) в семье являются непомерно высокие и неоправданные ожидания, связанные с ребёнком. Постановка неоправданно высоких целей имеет негативный когнитивный характер. Когда такие дети взрослеют и выходят в мир, они оказываются не только плохо приспособленными к жизни, но ещё и попадают в зависимость от других авторитарных людей, повторяющих поведение их родителей.

В литературе, содержащей психологический анализ проблемы наказаний и поощрений, не существует общего мнения по поводу авторитаризма. Для З.Фрейда и А.Фрейда наказание служило методом воспитания моральных качеств личности, так как страх перед родителями – условие для формирования Сверх - Я в ребёнке. [4].

При гиперопеке родители склонны к удовлетворению всех потребностей ребёнка. В результате складывается эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни. Также принцип родителей делать всё за ребёнка способствует развитию ипохондрии.

Ипохондрия – состояние чрезмерной внимательности к себе и к своему здоровью.[3]. Гиперопекаемый ребёнок становится беззащитным, оказавшись в сложной ситуации, ввиду несформированной системы контроля. Гиперопека - чрезмерный контроль, приводит к пассивности, несамостоятельности, к трудностям в общении со сверстниками. Принцип таких семей - жить за ребёнка. Подобные отношения являются тормозом личностного роста, как ребёнка, так и родителя. Происходит формирование вседозволенности, потеря ориентации, ребёнок впадает в острую зависимость от других, а в первую очередь, от своих родителей. Тесная связь между родителями (чаще всего между матерью и ребёнком) может привести к школьной фобии. Тесные отношения с матерью исключают возможность свободно развиваться. Предсказуемо, что чрезмерная опека, запрет на критику ребёнка и часто испытываемое чувство вины присущи таким матерям. Гиперопека наблюдается либо в неполных семьях, где мать вынуждена самостоятельно воспитывать ребёнка, либо в семьях, где отец не считает своим долгом заниматься воспитанием детей и играет второстепенную функцию.

По данным научных исследований, следствием гиперопеки может стать изолирование себя от общества, т.е. ребёнок не будет контактировать с окружающими. Возникает двухстороннее отвержение: ребенком социума, и наоборот — социумом ребенка. Гиперопека говорит о наличии у родителей собственных внутренних конфликтов, о личностных проблемах, бессознательно проецируемых на отношения с ребенком.

В критическом возрасте может возникнуть подростковый нарциссизм, когда потребность познать самого себя усиливается в период отрочества и в юношеские годы. При нарциссизме способность объективно себя оценивать исчезает. Нарциссизм-это атрибут проявления повышенного интереса человека к самому себе в широком диапазоне: от здоровых до патологических аспектов. Большинство авторов считают, что развитие детской нарциссичности связано с тем, что мать в период раннего детства поощряет неустойчивое чувство автономии ребёнка на фоне выраженной фрустрации его естественных потребностей. Провоцируя незрелую автономию, мать использует ребёнка для удовлетворения собственных потребностей.

Нарциссичные дети очень тонко воспринимают потребности матери и изо всех сил стараются ей угодить, что, по сути, обеспечивает её условную любовь[7].Зигмунд Фрейд посвятил нарциссизму отдельное исследование. Основное внимание уделялось рассмотрению феномена нарциссической личности и её когнитивных особенностей, связанных с завышенной самооценкой детей-нарциссов.

О.Кернберг [4] занимался исследованием патологического нарциссизма, и особое внимание уделял проявлению агрессии в подростковом возрасте. К признакам подросткового нарциссизма относят: представление о собственном величии, поглощение фантазий о небывалом успехе, красоте или идеальной любви, убеждение в собственной уникальности, потребность в чрезмерном восхищении со стороны окружающих, чувство особых прав, высокомерие, самонадеянность, надменность.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый стиль воспитания оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Они влияют на формирование уверенности в себе, чувствительности, самоконтроля, на развитие адаптивных способностей, т.е. на процесс становления личности. К наиболее оптимальным стилям воспитания относят те, которые способствуют личностно-развивающим, доверительно-уважительным отношениям. Следовательно, наиболее оптимальный стиль - авторитетный. Авторитетный стиль отличается от других стилей воспитания теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития самостоятельности детей. Родители должны применять демократический стиль общения и быть готовыми к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.

Авторитетный стиль даёт возможность родителям воспитать самодостаточную личность со своими переживаниями, потребностями и неисчерпаемым внутренним потенциалом. Задача взрослого – помочь ребёнку реализовать этот потенциал и актуализировать эти переживания, не навязывая своего воздействия и не ломая личность ребёнка.

Литература:

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебное пособие. // Издательство «РХГИ». Спб.-2011г.-с.49-50.

2. Грейс К. Психология развития// Издательство «Питер» Спб,-2000г.- с.132-134.

3. Мещеряков Б.Г.,Зинченко В.П. Большой психологический словарь.// Издательство «Олма-пресс». Спб,-2004г.- с.49,с.162.

4. Моисеева А.А. Влияние особенностей семейного воспитания на формирование альтруистической тенденции поведения// Известия РГПУим.А.И.Герцена.-2007-№43-2- с.178-180.

5. Подласый И.П. Педагогика:100 вопросов-100ответов: учебное пособие для вузов// Издательство «Владос Пресс» М.-2006г. - с.269.

6. Целуйко В.М.Психологические основы педагогического общения// Издательство «Владос Пресс» М-2007 г. - с.54.

7. Шамшикова О.А.Психология и школа// Издательство «НГПУ» г. Новосибирск-2010г. - с.29-40.

Библиографическая ссылка

Еремкина И.А. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка // I РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "Проблемы теории и практики психологии развития".
URL: http://econf.rae.ru/article/8004 (дата обращения: 19.04.2024).



Сертификат Получить сертификат