ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ
В России задача приобщения к культуре занимает и всегда занимала особое место в образовании. С.И. Гессен в «Основах педагогики» утверждает, что понятие культуры является первичным и отправным по отношению ко всем остальным. Существование культуры является обоснованием (оправданием) не только педагогической деятельности, но и самой жизни человека: «Культура представляется... целью существования современного человека, самосохранение же — только необходимым предусловием культуры»[1,26]. В соответствии с этой посылкой высшее предназначение образования раскрывается у Гессена через утверждение знака равенства между культурой и образованием. «Между образованием и культурой имеется, таким образом, точное соответствие. Образование есть не что иное, как культура индивида», и «цели образования совпадают с целями культуры»[1,35].
В связи с переходом к гражданскому обществу, характерной чертой которого является плюрализм, многообразие конфессий и культур, помимо прочего, возникает необходимость создания идеологии, дефицит которой является характерной чертой постатеистического общества. Обнаружилось, что общество не может развиваться без идеологического пространства - общих ценностей, включающих, в том числе, отношения к историческому прошлому своего социокультурного пространства, его символам, его роли в мировом сообществе. Бесспорно, что и система образования, обеспечивающая эффективную социализацию, высокие духовно-нравственные качества, должна опираться на национальные традиции.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации одна из актуальных задач определена как преодоление духовного кризисах[2,14], возвращение духовных основ в жизнь российского общества на всех его уровнях. Стоит ли говорить о значении возрождения традиций духовно-нравственного воспитания в условиях современной России?
К сожалению, на сегодняшний день сложившаяся в образовании ситуация не позволяет общеобразовательной школе брать на себя ведущую роль в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это обусловлено рядом причин. С одной стороны, общеобразовательная школа «перегружена» большим количеством дисциплин и предметов, присутствие которых является требованием Стандарта образования. Сейчас уже поднимается вопрос о том, что знания, получаемые учащимися в школе - а) разрознены, разорваны; б) чаще всего оторваны от реальности. С другой стороны, нравственность, духовность, патриотизм нередко вызывают ассоциации с внедрением идеологии, многие связывают данные категории с религией, чему, безусловно, есть основания. Сегодня много говорится о толерантности, политкорректности, веротерпимости, а, следовательно, возникает огромное количество проблем и вопросов с тем, чтобы реально осуществлять в обычной школе патриотического, духовного воспитания, знакомства с национальными традициями. Поэтому приходится говорить о том, что духовно-нравственное воспитание, соответствующее национальным традициям и осуществляющееся в ходе знакомства с основами национальной культуры, сегодня пока может существовать только как элемент дополнительного образования.
Отечественная система дополнительного образования детей сложилась на базе внешкольных учреждений. Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м гг. XVIII века. У истоков дополнительного образования стояли известные российские педагоги С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатов.
На современном этапе развития дополнительного образования большую роль сыграл Закон «Об образовании» (1992). В нем был провозглашен гуманистический характер образования и приоритет общечеловеческих ценностей. Дополнительное образование является личностно-ориентированным образованием, одной из особенностей которого является использование таких способов решения проблем, которые будут способствовать развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала. Кроме того, в личностно-ориентированном образовании знания являются не самоцелью, а средством, которое используется при решении значимых для личности и общества проблем.
Дополнительное образование основано на принципе добровольного участия в деятельности, с этой точки зрения она обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой, в которой неизбежна достаточно жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельности. В условиях учреждения дополнительного образования есть место опыту «соприкосновения» духовных миров педагогов и детей. Сама атмосфера, внешняя обстановка становятся факторами приобщения детей к ценностям, традициям духовной культуры, развитию творческих способностей.
Учреждения дополнительного образования сегодня распространены повсеместно – это кружки, центры, клубы и студии, школы искусств и т.д. Однако сегодня практически не упоминается и не принимается в расчет такой элемент образования как православная воскресная школа. Хотя отрицать существование и повсеместное распространение воскресных школ невозможно. Главная причина такого невнимания и пренебрежения - в истории. Воскресная школа в России ассоциируется в первую очередь с воцерковлением, религиозным воспитанием, а так же, к сожалению, сказывается исторически укоренившиеся неприятие, настороженность по отношению к данной форме педагогической практики.
Надо сказать, что само название «воскресная школа» появилось в Европе, в эпоху Возрождения. Ее образовательные возможности заключались в религиозном воспитании, освоении норм поведения, овладении учениками элементарными знаниями в области письма, чтения.
Расцвет деятельности воскресных школ происходит с началом новой эпохи Просвещения. Появляется многообразие типов воскресных школ, сущность которых определялась религиозной направленностью педагогического процесса, а наряду с ними функционировали школы, осуществляющие образовательные услуги.
Примерно в это же время в Англии функционировали школы, направленные на морально-нравственное совершенствование нищих, бродяг, юных преступников. Наряду с ними функционируют воскресные школы, целью которых является формирование социально-полезных граждан.
В XIX веке появились воскресные школы, в рамках которых большое внимание уделялось объему знаний, а также их практической значимости. Целью данных школ, деятельность которых наиболее ярко прогрессировала в США, являлось сочетание норм этической культуры с осуществлением социальных реформ, проходящих в стране под девизом «возрождение человечества».
Таким образом, ресурсы воскресных школ заключались в религиозном и нравственном воспитании, освоении элементарных знаний, способствующих их конкретному практическому применению. Преподавание в таких школах строилось с учетом традиций национальной культуры. Стоит ли говорить, что воскресные школы в Западной Европе имели огромное образовательное значение в организации жизнедеятельности малообеспеченных прослоек населения, а это в свою очередь облегчало экономическое развитие стран.
К сожалению, целостного источника, позволяющего составить полную картину о деятельности воскресных школ в России, нет. Воскресные школы, как форма образовательного учреждения, ориентированная на простой народ, то разрешались, то запрещались правительством. Первая воскресная школа в России была открыта в октябре 1859 года в Киеве при деятельном участии профессора П. В. Павлова. Учредители ставили своей целью дать ученикам первоначальное образование. В программу преподавания были включены следующие предметы: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика. Воскресные школы были предназначены для взрослых людей, занятых ежедневным трудом, поэтому преподавание в них велось по воскресным и праздничным дням. Однако при большом желании учащихся занятия могли быть организованы и в будни, по вечерам. Прием новых учеников осуществлялся школой каждое воскресение. Обучаться в ней могли люди всех возрастов (как взрослые, так и дети) и сословий. Поэтому воскресные школы ориентировались на такое преподавание, которое представляло бы свободное общение между преподавателями и учащимися. Учащиеся имели право заниматься исключительно одним предметом либо всеми предметами, преподающимися в школе; посещение уроков с их стороны не являлось обязательным. Одной из главных тенденций педагогической деятельности воскресных школ являлась гуманизация процесса обучения, в основе которой была установка на ученика как на центр образовательных воздействий.
Следует отметить, что введение в программу обучения Закона Божия преследовало не только реализацию государственного заказа, рассматривавшего следование канонам православной веры как одну из главнейших сторон духовной народной жизни, но и задачу культурного развития в целом. Так, история Церкви рассматривалась в связи с историей Отечества и как неотъемлемая часть истории культуры. Важное значение преподаватели придавали Закону Божию и как средству нравственного самосовершенствования учащихся.
Воскресная школа сегодня – преемница многих из этих педагогических принципов. Это не просто составляющая часть системы православного воспитания и не только один из важных этапов воцерковления. Воскресная школа обладает так же огромным воспитательным потенциалом. Существование и деятельность воскресной школы сегодня необходима и обоснована задачей сохранения и продолжения духовно-нравственных традиций России, а так же воспитания в духе таких традиций будущих поколений. По нашему мнению, современную воскресную школу правомерно рассматривать как одну из форм дополнительного образования, а так же как особый способ вхождения в национальную культуру. И сегодня как никогда остро стоит вопрос о модернизации, актуализации и возможности адаптирования воскресной школы к целям и задачам, поставленным условиями современной России.
Практическое наблюдение за деятельностью православных воскресных школ позволяет выделить особенности их организации. Это наличие образовательных программ, педагогического коллектива, работа в выходные дни (как правило, в воскресение), краткость учебного процесса (30 воскресений в году), демократичный характер деятельности, выражающийся в отсутствии сроков посещения занятий, приеме учащихся в течение года, доступность в посещении всеми желающими независимо от материального достатка, возрастных ограничений и национальных принадлежностей, вручение свидетельства об окончании воскресной школы.
Школы самостоятельны в выборе форм проведения занятий (беседы, лекции, семинары, зачеты, защиты рефератов, паломничество и пр.) или в сочетании различных форм, исходя из требований учебного плана, возрастных особенностей учащихся, реального уровня подготовки детей и их духовно-нравственного развития. Учебный процесс регламентируется расписанием занятий, составленным в соответствии с утвержденным учебным планом. Убранство помещений школы и внешний облик участников образовательного процесса должны соответствовать традиционным представлениям о православном благочестии. Кроме занятий в классах учащиеся воскресной школы участвуют в богослужении, в жизни прихода, и выполняют послушания и оказывают посильную помощь храму. Родители имеют право присутствовать в классе во время учебных занятий, не вмешиваясь в учебный процесс, и участвовать в соответствующих формах воспитательной работы. Образование учащихся завершается экзаменационным испытанием в соответствии с программой и на основании экзаменационных билетов. Выпускникам, успешно окончившим школу, вручается «Свидетельство об окончании церковно-приходской школы», единого образца, утвержденного правящим архиереем.
Для выявления воспитательного потенциала современных церковно-приходских воскресных школ в деле приобщения к традициям национальной культуры подрастающего поколения, нами было проведено педагогическое исследование. Какова цель работы воскресной школы и особенности ее реализации в учебном плане, основные составляющие воспитательной среды, влияние учебно-воспитательного процесса на формирование культуры личности, практические знания, умения, навыки, полученные учащимися в рамках воскресной школы - вот вопросы, которые мы ставили перед собой.
Анализ полученных данных показал, что целью православной церковно-приходской воскресной школы является воцерковление детей, т.е. создание условий активного совершенствования в духовной (церковной) жизни. Цель осуществляется путем решения следующих задач: научение основам православной веры, изучение основ богослужения, формирование начал нравственного сознания, религиозного мировоззрения, патриотизма и любви к Родине. Помимо знакомства с азами православной культуры данные школы ориентируются на возрождение религиозных русских традиций, являющихся неотъемлемой частью культуры нации, культивирующих общечеловеческие духовные ценности.
Нами были отмечены следующие основные составляющие воспитательной среды: преподавателями церковно-приходских воскресных школ являются студенты старших курсов вузов, учителя общеобразовательных школ, духовенство. Особое внимание уделяется родителям, которые являются непосредственными участниками воспитательного процесса. Их присутствие на занятиях желательно. Для учащихся и родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации, собрания.
В воскресных школах в перерыве между занятиями проходит чаепитие. Это способствует объединению всех в единую семью, создает возможность общения со сверстниками. В школах большое значение уделяется совместным мероприятиям: походам на природу, экскурсиям по городу, паломническим поездкам и т.д. Организуются совместные музыкальные вечера, встречи православных праздников.
Опираясь на данные, полученные в ходе проведенного нами педагогического исследования, а так же на анализ основных программ церковно-приходских школ, мы пришли к выводу, что не только любая из программ, а так же и любой элемент содержания обучения в воскресной школе обладает большим воспитательным потенциалом. Кроме того, этот воспитательный потенциал напрямую связан с приобщением к традициям национальной культуры. На наш взгляд, можно говорить о неком погружении в культурную среду, когда учащиеся проживают каждую традицию, осознавая связь прошлого и настоящего, понимая важность сохранения и репрезентации традиций родной культуры в будущем.
На современном этапе педагогические возможности воскресных школ возрастают. Создавая программу воскресной школы, православный педагог может опираться не только на колоссальный опыт педагогики всех предыдущих поколений и все современные достижения педагогической науки, но также использовать все доступные средства и приемы воздействия, такие как экскурсии, создание проектов, привлечения средств массовой коммуникации, и, кроме того, и использования всех доступных новых информационных технологий.
Таким образом, мы пришли к выводу, что, используя все доступные ей методы, средства и приемы, воскресная школа как учреждение дополнительного образования, осуществляет воспитательный процесс, в ходе которого происходит трансляция традиций национальной культуры России.
Список литературы
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.
2. Национальная доктрина образования в Российской федерации//Народное образование. – 2000. - № 2.
Библиографическая ссылка
Парамонов И.Ф., Парамонова А.Е Воспитательный потенциал современной православной воскресной школы // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4833 (дата обращения: 23.11.2024).