ГОУ ВПО « Якутский государственный университет имени
М.К.Аммосова»
Педагогический институт
Якутск, Россия, Республика Саха (Якутия)
Интеграция – важное требование современной науки и цивилизации в целом.
Интеграция является стратегической задачей развития системы специального образования в современных условиях, способствующей мировоззренческому развитию личности, формированию целостного представления о явлениях культуры и искусства.
Успешность интеграции рассматривается в осуществлении гибкой динамической системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в психолого-педагогическом сопровождении детей в образовательном пространстве, во взаимодействии с семьей, «включения » ребенка в продуктивную деятельность.
В Концепции реформирования системы специального образования (1999) отмечено, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании»
категория детей с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование».
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов и дальнейшей социализации в обществе.
Интеграция рассматривается нами как нормализирующий фактор в социальной адаптации , включающий в себя воздействие социального окружения и общества на личность ребенка с его активной жизненной позицией в природо-социо-культурной среде.
В системе специального образования интеграция становится ведущим направлением в индивидуальной траектории развития личности в коррекционно-развивающем образовательном пространстве.
Развитие системы специального образования на рубеже ХХI века определяет приоритетное направление социальной интеграции «раннего включения» ребенка в образовательном процессе, предусматривающей программу психолого-педагогического сопровождения развития личности, ее мировоззрения, ценностных ориентаций, способности к самопознанию, саморазвитию, самообразованию. Именно поэтому интеграция предметная, внутрипредметная и межпредметная становится одним из элементов инновационных педагогических технологий.
Действительно, создать у учащихся целостную картину мира сегодня невозможно без интеграции предметов – то есть объединения их в единое целое.
От правильного выбора педагогической технологии, которая будет работать на индивидуальную траекторию развития личности адекватной возможностям зависит реабилитация ребенка, интеграция индивидуума в обществе, его взаимоотношения с окружающим миром.
Оптимальной педагогической технологией для категории детей с ограниченными возможностями здоровья является гибкая динамическая система обучения и воспитания,
определяющая, что:
- ребенок равноправный субъект совместной деятельности, сотрудничества, сотворчества;
- более дифференцированное «пошагово-индивидуальное» обучение с применением инновационных педагогических технологий;
- обязательное включение родителей в образовательную и реабилитационную среду обучения и воспитания;
- модель интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла – качественно новое выстраивание взаимодействия педагогов, ученика и родителей;
Гибкая динамическая система обучения и воспитания предполагает интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла, способствующая созданию комфортных условий для обучения с учетом индивидуальных и психофизических особенностей каждого ученика, организации благоприятной атмосферы ситуации успеха, усиления практической, коррекционной направленности обучения, дальнейшей работы по коррекции познавательной деятельности личности в целом.
Концептуальными в создании гибкой динамической системы обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья стали идеи по интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла:
- ребенок как уникальная личность;
- идея защиты ребенка, его индивидуальности;
- интеграция всех процессов педагогической системы (обучения, воспитания, развития, коррекция) исходя из ребенка, для ребенка, вместе с ребенком;
Системообразующим видом деятельности в коррекционно-образовательной и развивающей системе коррекционного образовательного учреждения стала познавательная деятельность, носящая творческий характер в сотрудничестве с родителями, общественными организациями, воспитательными комплексами – тематические периоды и ключевые творческие дела.
Гибкая динамическая система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определена как гуманистическая, развивающая, открытая для ученика, родителя и учителя.
В структуре включены четыре блока: гуманитарно-эстетический блок, решающий задачи в работе предметной, межпредметной интеграции; студийной работы; литературно-музыкальная гостиная «Гармония» в партнерстве: педагог-ученик-родитель;
блок психолого-педагогического изучения личности; программы поддержки ученика, решающий задачи в реализации индивидуальной программы развития личности, разработанной психологической службы школы; познавательный блок, решающий свои задачи через систему интеллектуального, эмоционального, творческого развития личности в процессе экскурсии в музеи, театры, в ходе поездок, интеллектуальных игр; блок декоративно-прикладного творчества, решающий свои задачи в ходе работы клуба «Лоскутная мозаика»;
Итак, целью интеграции является создание максимально благоприятных и комфортных условий для получения каждым учеником образования, адекватным его возможностям, а также формирования и развития социально-успешной личности. обладающей определенными социальными знаниями и практическими навыками.
Интеграция как многоканальный путь воздействия на личность позволяет сблизить процессы воспитания, обучения, развития и коррекции, что является решением наиболее значимых проблем современной педагогики.
Литература
1.Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения/Сост.А.Ю.Исаков, О.Е.Грибова. – М. 1999 – С.132.
2.Валицкая А.П.Интеграция и стратегии педагогического образования. / Образование и культура Северо-Запада России. Вестник северо-западного отделения российской академии образования. Выпуск 2., СПб., 1997 – С.77./
3. Учреждение, должность Педагогический институт ЯГУ,
старший преподаватель кафедры
профессиональной педагогики,
психологии и управления образованием
4.Почтовый адрес 677007 Республика Саха (Якутия) г.Якутск,
ул.Октябрьская дом 5 кв. 18.
5.e-mail er4im@ mail.ru.
6.Название доклада «Интеграция как многоканальный путь
воздействия на ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.»
7.Название конференции Всероссийская научно-практическая Интернет-
конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании»
с международным участием.
8.Оплата целевого взноса участника конференции сумма: 330 рб.
номер платежного документа:5755
дата оплаты: 5ноября 2009 г.
Библиографическая ссылка
Иванова Н.Н. Интеграция как многоканальный путь воздействия на личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4850 (дата обращения: 23.12.2024).