ГОУВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина», г. Бийск
Внедрение инновационных подходов к преподаванию информатики в вузе
Осознание безрезультатности репродуктивной деятельности студентов в условиях установки модели развития обучаемого под заданные образцы заставляют преподавателя обращаться к новым инновационным подходам решения этой проблемы. Метод проектов позволяет по-иному взглянуть на привычный процесс обучения. Данная методика предлагает акцентировать процесс обучения на самоактуализации личности студентов, создании для обучающихся условий осознания и реализации своих потребностей и интересов. В задачи проектной методики входит развитие у студентов умений распознавать и формулировать практические задачи, анализировать и оценивать результаты труда. Проектная деятельность связана с идеей активной основы обучения через целесообразную деятельность студента в обстановке его личной заинтересованности в получаемом знании.
Метод учебных проектов интересен тем, что в тесном взаимодействии с информационными технологиями обеспечивает средства для реализации поставленных целей. Компьютерные технологии раскрывают перед обучаемым широкие возможности: открытый доступ к информации, ее анализ и структурирование, моделирование процессов, проведение исследований и экспериментов, просмотр конечного результата. Такой спектр возможностей не ограничивает преподавателя в выборе тем для проектов. Исследования последних десяти лет показывают, что использование технических средств в работе может оказывать положительное влияние на целый ряд показателей успехов учащихся.
Реализация проектной деятельности как составляющей исследовательского метода на практике закономерно ведет к изменению позиции преподавателя. Создание благоприятной среды для развития способностей студентов, способствующей самореализации личностного потенциала, побуждающей учащегося к поиску, влечет за собой другие требования к преподавателю. Он должен легко ориентироваться в информационном пространстве, усваивать новые виды деятельности, развивать способность к самосовершенствованию, к самообразованию. Преподаватель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учащихся, инициатора творческой активности, воспитателя духовной культуры.
Взаимодействие проектной методики с компьютерными технологиями прослеживается в учебном курсе Intel «Обучение для будущего». Курс направлен на повышение качества обучения учащихся. Опыт этой программы, которая в течение нескольких лет реализуется на базе ГОУВПО «БПГУ имени В.М. Шукшина», может служить примером внедрения проектной методики в процесс обучения в вузе.
Работая над проектом, студенты учатся проводить эксперимент, отбирать нужные данные, анализировать информацию, поступающую из разных источников, учатся работать в коллективе, высказывать мнение, отстаивать свою точку зрения. Данный метод обучения предусматривает необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники и творческих областей, обеспечивая многостороннее развитие студентов.
Отталкиваясь от результатов внедрения проектной методики в обучение, можно говорить о развитии у обучающихся умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умении критически оценивать.
Библиографическая ссылка
Макарова О.Н. Внедрение инновационных подходов к преподаванию информатики в вузе // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5028 (дата обращения: 23.12.2024).