Опыт использования десятибалльной системы оценивания
в МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»
В канун Дня учителя президент РФ Д.А. Медведев на встрече с педагогической общественностью г. Москвы поддержал идею введения более дробной системы оценки знаний в школе. При обсуждении данной инициативы учителя по-разному оценили перспективу перехода к 10-ти или 100-балльной системе отметок.
В нашей стране уже имеется опыт оценивания по 10, 12-ти и 100-бальной шкале. У нас в Серпуховском муниципальном районе в МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа» с 2004 года используется десятибалльная шкала оценки знаний обучающихся, разработанная доктором педагогических наук В. П. Симоновым.
В 2004 году данная система оценки введена в качестве эксперимента в 5 Б классе по всем общеобразовательным предметам. Была создана творческая группа, в которой кроме учителей, классного руководителя, администрации школы активную деятельность осуществлял педагог-психолог. Особенности десятибалльной системы оценки были во всех тонкостях доведены до сведения родителей, которые поддержали это необычное начинание. По результатам психолого-педагогического мониторинга уже к концу первого года обучения в пятом классе отмечалось повышение мотивации учения, снижение тревожности и, как следствие, 100% успеваемость и рост качества знаний.
Учителям тоже пришлось осваивать новую систему оценки. В процессе работы творческой группы педагоги учились по-иному оценивать устные ответы и письменные работы школьников. Стоит отметить, что критерии оценки в данной системе расписаны достаточно четко, что практически исключает ошибку учителя при оценивании, но для облегчения понимания родителями и в связи с тем, что в нашей стране государственной является пятибалльная система, по итогам учебных четвертей и года оценка переводится в пятибалльную по схеме:
Десятибалльная шкала
Суррогатная шкала
Существующая шкала
1 балл – очень слабо
«2+» (два с плюсом)
«2» (неудовлетворительно)
2 балла - слабо
«3-« (три с минусом)
«3» (удовлетворительно)
3 балла - посредственно
«3» посредственно
4 балла - удовлетворительно
«3+» (три с плюсом)
5 баллов – недостаточно хорошо
«4-» (четыре с минусом)
«4» (хорошо)
6 баллов - хорошо
«4» (хорошо)
7 баллов – очень хорошо
«4+» (четыре с плюсом)
8 баллов - отлично
«5-« (пять с минусом)
«5» (отлично)
9 баллов - великолепно
«5» (отлично)
10 баллов - прекрасно
«5+» пять с плюсом
Десятибалльная система даёт возможность ученику в течение четверти спрогнозировать свою четвертную оценку и при желании повысить ее. А родители точнее могут определить уровень учебных достижений своего ребенка: ведь по новой шкале отметке «4» (хорошо) соответствуют баллы от 5,0 до 7,9 , но «вес» этих баллов существенно отличается.
Данная система позволяет осуществлять рейтинг достижений в учебной и внеурочной деятельности, который дает возможность каждому ученику увидеть динамику своего личностного роста.
С 2005 года к эксперименту по внедрению десятибалльной шкалы подключилась начальная школа. В настоящее время по десятибалльной системе занимается 14 классов школы, что составляет 74 %.
Выпускники 9-х классов, с которых и начинался этот эксперимент, в 2008-2009 учебном году успешно участвовали в итоговой государственной аттестации в новой форме по русскому языку и алгебре, где также существует перевод баллов в оценку.
Учитывая положительный опыт использования 10- балльной шкалы оценивания, педагогический коллектив школы с энтузиазмом поддерживает развитие альтернативных систем оценивания в Российском образовании.
Титова И.А., руководитель ресурсного центра УМЦ
Климова Е.В., заместитель директора по УВР МОУ «Пролетарская СОШ»
Макарова Е. Е., педагог – психолог, учитель начальных классов МОУ «Пролетарская СОШ»
Библиографическая ссылка
Климова Е. В., Титова И. А., Макарова Е. Е. Опыт использования десятибалльной шкалы оценки степени обученности в Серпуховском муниципальном районе // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5068 (дата обращения: 22.11.2024).